Порядка трех миллионов обследований в год – такова мощность биохимического анализатора крови в челябинской областной больнице №3 (ОКБ №3). При этом лаборатория обслуживает не только стационар больницы на 1310 коек, но и роддом, женскую консультацию на 40 тысяч прикрепленных женщин и поликлинику, к которой прикреплено 85 тысяч населения.
О мощностях и возможностях муниципальных и государственных лечебных учреждений говорят мало. Принято считать, что в таких лечебных учреждениях анализы и другие обследования проводятся по старинке и с невысоким качеством, однако это давно уже не так. Сегодня стационары, особенно получившие статус областных или межрайонных, оснащены самым современным оборудованием. Более того, зачастую частные клиники заключают с государственными лабораториями договор на проведение ряда исследований, потому что небольшой коммерческой клинике не всегда выгодно приобретать дорогостоящее и мощное оборудование.
«Сегодня у нас работает сверхчувствительный анализатор крови, который не просто выдает высокоточные результаты, но и распознает дефекты при заборе материала и самостоятельно отсеивает такие пробирки, – рассказывает заведующая отделением лабораторных исследований ОКБ №3 Ольга Бондаренко. – Таких анализаторов в России всего девять, и один из них – в нашей больнице».
Его мощность 100–110 исследований в час, и потому он находится в одной из самых крупных лабораторий не только в Челябинске, но и в Челябинской области. Дело в том, что третья областная хоть формально и утратила статус больницы скорой помощи, тем не менее продолжает обслуживать более половины экстренных случаев в Челябинске и близлежащих районов. Сюда по-прежнему привозят пострадавших в ДТП, людей, получивших производственные или бытовые травмы, здесь развернута одна из самых крупных в Челябинске реанимационных служб. Кроме того, большой объем обследований выполняется для нужд роддома и женской консультации – в том числе и пренатальный скрининг.
Естественно, столь мощное и высокоточное оборудование требует определенных условий. Например, угол наклона пола не должен превышать одного градуса, а температура в помещении – подниматься выше 26 градусов Цельсия. Кроме того, для промывки оборудования требуется подведение воды высокой степени очистки, а для выполнения анализов используются кассетные реагенты, что исключает фактор передозировки или использования просроченного материала.
Это особенно важно для высокоточных цитологических исследований или анализов на онко- или гормональные маркеры, когда результаты не просто влияют на постановку диагноза, но зачастую могут кардинально изменить и тактику лечения. К тому же оборудование позволяет полностью исключить человеческий фактор. Каждое направление на исследование имеет штрихкод, который также клеится на соответствующую пробирку, и по лаборатории гуляет уже обезличенная пробирка со штрихкодом, в который зашита вся информация о пациенте: дата забора материала, номер отделения, название подразделения, номер направления и так далее.
При таком объеме работ немаловажно, что оборудование позволяет экономить на трудозатратах, ведь на обслуживание данной техники требуется намного меньше человек. Кроме того, аппараты на 70% заменяют и врача: самостоятельно проводят полное обследование материала и выдают результаты, и лишь 30% остается на различные спорные случаи, когда врачу приходится самому рассматривать материал в микроскоп. При этом гарантируется и высокое качество исследований. Лаборатория наравне с еще 400 лечебными учреждениями со всего мира участвует в международной системе контроля качества, и еще ни разу не было, чтобы отправленные тест-образцы вызвали нарекания или показывали невысокий процент качества.
Но особой гордостью третьей больницы является токсикологическая лаборатория – место, где с помощью анализа мочи можно выявить не только наличие в организме человека токсинов, но и даже определить частоту и объем их употребления. Лаборатория обслуживает два основных направления – это токсикологический центр, развернутый на базе ОКБ №3, куда привозят людей с различного рода отравлениями – грибами, газами, спиртосодержащими жидкостями, лекарствами или с отравлениями невыясненной этиологии. Второе направление – это участники ДТП, у которых в обязательном порядке берется кровь или моча на токсикологическое исследование.
«Исследование полностью автоматизированное: в биологическом материале определяются токсины, которые аппарат соотносит со своей электронной библиотекой. В ней содержится информация о более чем восьми с половиной тысяч веществ, – говорит Ольга Бондаренко. – Однако наркоиндустрия не стоит на месте и предлагает все новые и новые вещества с новыми формулами, поэтому если оборудование определяет неизвестный компонент, исследование данного материала продолжается более детально с применением новых реагентов. Именно поэтому анализ на токсины может длиться от шести часов до двух суток».
Кроме того, лаборатория занимается токсикологическими исследованиями в частном порядке, которые помогают установить наличие в организме наркотических или психотропных веществ, даже если они употреблялись несколько месяцев назад.
«Сегодня много говорят о массовых токсикологических исследованиях школьников и студентов, и эта инициатива вызывает негативную реакцию со стороны как общественников, так и родителей, потому что они уверены, что результаты токсикологии будут переданы в силовые структуры или социальные службы, – поясняет Ольга Геннадиевна. – Однако хочу успокоить и детей, и родителей: результаты обследования выдаются только самому обследуемому или его родителям, если мы говорим о подростке, не достигшем 14 лет. Ни в какие другие структуры мы данные не отправляем».
Частное токсикологическое обследование – платная услуга, но получить ее может любой челябинец и даже житель другого города. Можно подойти в кассу поликлинике ОКБ №3, оплатить услугу и с оплаченной квитанцией подойти в кабинет забора биоматериала. Результат обследования выдается на руки или отправляется по электронной почте. Врачи надеются, что подобные услуги будут иметь и социальный характер – внесут свой вклад в профилактику наркомании и раннего ее выявления.
Фото: Фото Евгения Емельдинова