За девять месяцев 2015 года в Челябинске зарегистрирован 41 случай нападения на врачей службы скорой медицинской помощи. Совершены они в основном лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Об этом сегодня, 29 сентября, рассказал главный врач станции скорой помощи Челябинска Александр Васильев. Данная статистика стала достаточно весомым аргументом для врачей, чтобы в очередной раз обсудить тему возрождения медицинских вытрезвителей.
«За эти девять месяцев нашей службой доставлено в лечебные учреждения города 3728 пациентов в алкогольном опьянении. Практически на каждом десятом вызове нашим специалистам приходится оказывать помощь нетрезвым гражданам, а нередко они вообще не нуждаются в медицинской помощи», – говорит главврач скорой. При этом к находящимся в бессознательном состоянии пациентам врачи выезжают в первоочередном порядке, так как вызов обычно поступает с информацией о том, что человек находится без сознания или умирает. А приходя в себя в машине скорой помощи, пациент начинает вести себя агрессивно, нанося не только ущерб аппаратуре, но и увечья врачам. «С начала года четверо сотрудников службы скорой помощи получили закрытые черепно-мозговые травмы и были вынуждены уйти на больничный», – констатирует Александр Васильев.
Даже в повседневной работе врачам скорой помощи приходится постоянно преодолевать сложности в работе с пьяными. Дело в том, что бригады на 50% женские, а двум женщинам элементарно погрузить в машину пьяного не просто, а справиться с дебоширом – тем более.
Не легче сотрудникам стационаров, куда скорая привозит пациентов. «В нашей больнице пациентов в алкогольном опьянении скорая помощь в основном доставляет в приемный покой терапевтического корпуса, иногда, если есть травмы, ранения, обморожения – в хирургический, – говорит главный врач ГКБ №8 Александр Зель. – Но когда мы исключаем острую патологию, у нас возникает вопрос: а что делать с этим пациентом? Мы должны организовать ему место пребывания в приемном покое, для этого необходимо помещение, кто-то за ним должен наблюдать, при этом фонд ОМС не оплачивает пребывание таких лиц в приемном покое».
Мало того, что врачи должны бесплатно терпеть такого пациента, а иногда и обороняться, страдают и пациенты больниц. «Мы не должны забывать, что у нас лежат профильные больные, которым мы должны обеспечить не только лечение, но и покой», – напоминает доктор.
При этом врачи ни в коем случае не собираются отказывать в медицинской помощи тем, кому она действительно необходима. «Конечно, когда идет нарушение жизненно важных функций, когда человек забывает, как дышать, тогда медицинская помощь ему необходима, и мы ее оказываем и оказывали всегда», – отмечает Александр Зель. Но проблема в том, что в больницу слишком часто попадают те, кому медицинская помощь не нужна.
«Сейчас больницу везут всех, кто не в состоянии себя контролировать, чтобы человек не замерз, не травмировался, чтобы против него не совершили противоправные действия, или он не совершил. Обычно это лица в алкогольном опьянении средней степени тяжести – они утрачивают координацию, начинают падать, но в медицинской помощи на данный момент не нуждаются. Это не обязательно алкоголики – просто те, кто перебрал. Вачи должны оказывать медицинскую помощь, а здесь лечить нечего, это нецелевое использование средств», – расставляет точки над «i» главный нарколог регионального минздрава Борис Изаровский. По словам доктора, таким пациентам необходимо предоставить место для естественного протрезвления, но не в больницах.
Самая большая проблема, считают врачи, заключается в том, что вопрос организации помощи этой категории граждан отдан на откуп регионам: законодательной базы нет, нет стандартов оказания помощи, нет финансирования. Решение же эксперты видят в создании муниципальных вытрезвителей или учреждений в рамках государственно-частного партнерства, в которых, как и раньше, будет дежурить фельдшер, прошедший специализацию, а также охрана (это могут быть как сотрудники полиции, так и частные охранники). «Человек в состоянии алкогольного опьянения уже попадает под административную ответственность – за счет этих штрафов можно содержать эти учреждения, – предлагает Борис Изаровский. – Если человек не может заплатить, он идет на общественные работы, отрабатывая ту сумму, которая была потрачена на его содержание».
Таким образом врачи предлагают четко отделять мух от котлет: если жизни и здоровью пьяного что-то угрожает – его берут на себя врачи, если он совершил противоправное деяние – им занимается полиция, а если человек просто пьян и ему необходимо проспаться – ему нужно предоставить эту возможность в отдельно созданной структуре.
Поддерживают эту инициативу и представители полиции. «С момента реорганизации медвытрезвителей многие высказываются за их возраждение, и сотрудники органов внутренних дел предложение поддерживают – это залог того, что можно сохранить гражданам жизнь и здоровье», – уверен заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по Челябинской области Вячеслав Ботов. Полковник полиции приводит цифры: только за восемь месяцев 2015 года зарегистрировано 9776 преступлений, совершенных лицами в алкогольном опьянении. По сравнению с прошлым годом прирост составил 11%, а многих из этих преступлений удалось бы избежать, если бы пьяных вовремя изолировали и дали проспаться.
До 2010 года на территории Челябинской области действовал 31 медвытрезвитель, лимит наполняемости которых составлял 408 койкомест. В 2009 году через медицинские вытрезвители области прошло 112 962 человека.
Впрочем, многие люди, непосредственно имеющие отношение к этой проблемной категории граждан, уверены, что локально проблему не решить. «Я застал те времена, когда работали медвытрезвители, и могу сказать, что статистика не изменилась, разве что нагрузка на бригады скорой помощи была поменьше, – отмечает главный токсиколог минздрава Челябинской области Игорь Резепин. – Я поддерживаю идею возрождения медвытрезвителей, но должна решаться и сама социальная проблема. Какие последствия для алкоголиков? Никаких. Раньше хоть общественное порицание было, разбирали эти случаи, на работу сообщали, премий лишали, а сейчас – ничего. Пока государство не поймет, что основная проблема – это не инсульты и инфаркты, а пьянство (потому что люди непьющие гораздо реже страдают от этих недугов), проблема не решится».
Председатель Антинаркотического общественного совета Челябинской области Олег Чернышов так же уверен, что мыслить надо масштабнее, не просто работать с пьяными, а воспитывать. «Среднестатистический житель области, получающий 15 тысяч рублей, не может себе позволить нормальный досуг: купить абонемент в фитнес-клуб, сходить с семьей в ледовый дворец и покататься на коньках. Что остается? Посидеть во дворе и выпить бутылочку пива. Необходимо организовывать досуг для населения, и он должен быть доступным финансово», – предлагает свой вариант общественник.
Поддерживает эти предложения и церковь. «На Руси так повелось, что ни одно застолье не обходится без алкоголя. Кроме того, многие с помощью алкоголя пытаются решить возникающие проблемы. Так не должно быть», – уверен председетель общества трезвости Челябинской епархии, иерей Александр Невзоров.
Конечно, проблему алкоголизации населения необходимо решать, но она глобальна, и в одночасье решить ее точно не получится. А вот защитить врачей от пьяных вполне возможно, вот только власти сделать это пока не торопятся.
Фото: Фото Евгения Емельдинова, инфографика Эдуарда Фадюшина