На этой неделе Национальная медицинская палата (НМП) и Всероссийский Союз пациентов выступили против сокращения государственных расходов на здравоохранение в следующем году. Эксперты просят у чиновников сохранить финансирование хотя бы на уровне 2015 года с коррекцией на инфляцию. В противном случае все успехи российской медицины, достигнутые за последнее десятилетие, могут быть сведены к нулю.
В ответ на принятый госдумой в первом чтении проект бюджета, предусматривающий сокращение расходов на медицину с 3,7 до 3,4% ВВП эксперты выступили с открытым письмом, обратившись к Правительству Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Министерству финансов и Минздраву, руководству партии «Единая Россия», в котором потребовали не снижать расходы на здравоохранение в будущем году.
Доводов у экспертов несколько. Во-первых, в России и без того достаточно низкий уровень здравоохранения отрасли в сравнении с европейскими странами, где эти расходы составляют не менее 9–12% ВВП. «В России финансирование на одного человека в год составляет около 350 евро, в Германии, Франции не менее пяти тысяч евро. Мы не просим таких баснословных денег на здравоохранение. Мы говорим о необходимости нивелирования расхождений доли расходов на здравоохранение в ВВП по сравнению с долями расходов на здравоохранение других стран. В настоящее время мы не можем эффективно исполнить государственные гарантии по оказанию медицинской помощи в здравоохранении», – говорится в открытом письме.
Усугубляет ситуацию падение рубля по отношению к валюте, ведь закупленное дорогостоящее оборудование нуждается в импортных расходниках и обслуживании, которые выросли в цене фактически в два раза.
«Мы отчетливо понимаем, что нам сегодня необходимо в здравоохранении беречь копейку, и резервы еще есть, но, по большому счету, это не решит проблему отрасли в целом. Здравоохранение в России значительно недофинансировано», – заявил президент НМП Леонид Рошаль.
Более того, авторы письма требуют не только сохранить финансирование в будущем году, но и увеличивать их в последующем – в 2017 году довести долю госрасходов на здравоохранение до 4% от ВВП, а в 2018 году – до 5%, увеличив финансирование социально значимых болезней, болезней, наиболее часто приводящих к смерти и инвалидности, диспансеризации, системы реабилитации, паллиативной помощи населению.
Нацмедпалату и союз пациентов поддерживают врачи и другие общественные организации. Так, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузель Улумбекова уверена, от уровня финансирования российского здравоохранения напрямую зависит ожидаемая продолжительность жизни россиян. «Помните приоритетный нацпроект "Здоровье"? Финансирование здравоохранения за четыре года увеличилось тогда на 16% в постоянных ценах 2005 года. Вследствие этого произошло драматическое увеличение ожидаемой продолжительности жизни – на 3,4 года. А смертность снизилась на 12%!», – приводит данные эксперт.
Для того, чтобы сейчас довести продолжительность жизни россиян до установленной планки в 74 года, по мнению Улумбековой, необходимо увеличить государственные расходы на здравоохранение на 40%. То есть, довести финансирование отрасли до 5% ВВП к 2020 году. Снижение расходов, напротив, приведет (а точнее уже привело) к росту смертности, причем среди трудоспособного населения страны.
«Сегодня мы и так работаем с дефицитом, особенно в первичном звене – это то звено, куда пациент приходит в первую очередь. От того, какие врачи работают на этом уровне, как оснащена больница, зависит дальнейшая судьба человека, – уверена председатель Медицинской ассоциации Чувашской Республики Валентина Теллина. – На сегодняшний день состояние с кадрами в здравоохранении плачевное: врачей катастрофически не хватает. Сокращение федерального бюджета крайне негативно отразится на доступности первичной медико-социальной помощи. Областной и городской бюджеты не смогут осилить поддержку клиникам. Федеральная помощь просто необходима».
Аналогично рассуждают эксперты из разных регионов страны, и все они сходятся во мнении, что сокращать расходы сейчас никак нельзя. Даже на Южном Урале, где в бюджете на 2016 год запланировано больше средств на здравоохранение, чем было в прошлом (24,9 миллиарда рублей против прошлогодних 22,8 миллиарда) врачи хватаются за голову. В некоторых больницах региона уже объявили о сокращении плана по числу госпитализаций в круглосуточные стационары, причем достаточно существенном. Это означает, что меньше южноуральцев смогут пролечиться. Особенно остро сейчас стоит вопрос с финансированием дорогостоящей высокотехнологичной медпомощи (ВМП). Региональным бюджетам самостоятельно ее не потянуть.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com