Здоровье Нужны ли больным в реанимации родные?

Нужны ли больным в реанимации родные?

Россияне имеют право на посещение больных в медицинских учреждениях независимо от того, в каком отделении находится пациент, в том числе и в реанимации. Об этом на днях россиянам напомнили в федеральном минздраве в ответ на петицию родственников тяжелобольных пациентов, опубликованную на сайте Change.org. Понятно, что людьми, близкие которых оказались на грани жизни и смерти, управляют эмоции, и желание быть рядом, оказывать психологическую поддержку, вполне объяснимо, однако у врачей на проблему свой взгляд.

Петицию о необходимости законодательно принять официальный документ для всех без исключения медицинских учреждений, обеспечивающий беспрепятственный и круглосуточный доступ родителей и иных родственников в реанимацию за две недели подписали более 200 тысяч россиян. Авторы обращения отмечают, что в стране нет закона, запрещающего посещение родственников в реанимации, но, несмотря на это, решение о допуске или недопуске родственников в реанимацию принимается на уровне главного врача или заведующего отделением каждой больницы, причем в 99% случаев это решение принимается не в пользу родственников и пациентов.

«Исходя из защиты прав пациента и, в первую очередь, из элементарных гуманистических принципов, мы требуем отменить эту средневековую, жестокую и бессмысленную практику изоляции тяжелобольных от родственников. Во всех цивилизованных странах такой практики нет. Более того, в реанимационных палатах созданы комфортные условия для круглосуточного нахождения там родственников тяжелобольных пациентов», – пишет автор петиции Ольга Рыбковская.

У многих из тех, кто подписал петицию, есть личный опыт в этом вопросе. «Я подписываюсь под этой петицией, потому что это коснулось и меня лично, – пишет Сергей Лобанов. – Когда я приехал в больницу, где лежала в реанимации моя мама с инсультом, мне не разрешили её посетить. Я умолял пустить, чтобы хоть в последний раз поцеловать её в тёплую руку и шепнуть, что я её люблю и прошу прощения за все, что я для неё не успел сделать. Мне в этом отказали, через несколько дней мамы не стало».

«Я пережила это, когда моего трехлетнего сына после мононуклеоза забрали на три дня в реанимацию с сильнейшей интоксикацией, – делится своей историей Евгения Васильева. – Никакие метания в поисках вариантов не расставаться с сыном не дали результатов. Вариантов просто не было! Кому лучше от того, что маленький ребенок в полуобморочном состоянии остается один в чужом месте. Как он должен найти силы, чтобы не только выздороветь, но и справиться со страхом?! Кто лучше матери сможет ухаживать за ним, когда ему так плохо! Почему ради спорного поддержания порядка в медучреждении мы должны жертвовать своими детьми?»

Директор департамента общественного здоровья и коммуникаций федерального Минздрава Олег Салагай в ответ на петицию возразил, что у россиян есть право посещать родных в больницах вне зависимости от отделения, где они проходят лечение. По его словам, еще в 2014 году Минздрав направил в регионы письмо с просьбой создать условия для посещения больных родственниками, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации. «Это право каждого пациента – быть посещенным родными и близкими, в том числе в реанимации», – акцентировал он. В случае же, если указанное право нарушается, эксперт рекомендовал обратиться в страховую компанию, которая выдала пациенту медицинский полис, в региональный департамент здравоохранения, либо в территориальное управление Росздравнадзора.

Однако врачи напоминают, запрет на посещение отделений реанимации – не прихоть. «В отделении реанимации я отработал более 30 лет. Мы готовы пускать родных к больным и согласны, что пациенту очень важно общение с близкими, знать, что его не бросили, не забыли. Но, к сожалению, родные часто оказываются не готовыми увидеть близкого человека в тяжелом состоянии, в итоге, вместо того, чтобы поддержать его, начинают скандалить, предъявлять претензии, ведут себя агрессивно», – отмечает главный анестезиолог-реаниматолог Челябинской областной клинической больницы Леонард Плоткин.

Есть и другие факторы. Конечно, это и пресловутый санитарно-эпидемический режим, ведь пациенты, лежащие в реанимации, серьезно ослаблены, а посетители не обследованы и могут занести инфекцию, которая совершенно не нужна больному. «Не стоит также забывать, что больные в реанимации лежат голыми, по несколько человек в палате, – напоминает доктор. – Не думаю, что пациентам хотелось бы, чтобы даже родные люди видели их в таком виде. Кроме того, это серьезное неудобство для соседей по палате. Сейчас в нашей больнице этот вопрос решается: проводится ремонт, и между койками в реанимации появятся перегородки, но в других больницах города этого фактически нет».

Сейчас в областной больнице посещения больных действительно ограничены. «Помимо федерального приказа должен быть издан внутренний приказ по больнице. Если он будет, мы готовы пускать родственников, но только после предварительного ознакомления с правилами поведения в реанимации и только в определенные часы, во время которых больным не должны проводиться манипуляции», – отмечает Леонард Львович. Пока же родственники могут узнавать о состоянии больного по телефону и при личной встрече у заведующего отделением.

Проще с посещениями в детских больницах, особенно в реанимациях для новорожденных. Например, в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных Челябинской детской областной больницы родителям разрешают навещать своих малышей практически каждый день, исключение составляет время, когда объявляется карантин. «Мы не ограничиваем родителей в посещении деток, напротив, считаем, что нашим пациентам только на пользу, когда мама находится рядом, держит за ручку, поглаживает, – отмечает заведующий ОРИТ №1 ЧОДКБ Олег Лапин. – Мы даже разрешаем мамам держать на руках деток, находящихся на искусственной вентиляции легких, если видим, что мама адекватна и ребенку это не навредит».

Конечно, посещения разрешаются только в определенное время, согласованное с лечащим доктором, и когда пациентам не проводятся манипуляции или кормление. Кроме того, в связи с тем, что площади палат реанимации ограничены, врачи не могут пускать в реанимацию всех желающих членов семьи, но в виде исключения в палату иногда допускают даже батюшку, если родители хотят окрестить своего кроху.

Что же касается круглосуточного пребывания родных с больным в реанимации, о чем просят авторы петиции, то об этом пока не идет даже речи. Причина проста – в больницах нет для этого возможностей. «Сейчас у нас в реанимации лежит двойня. Для удобства мамы мы поставили в палату небольшой диванчик, на который она может присесть, пока находится с детками, но в большинстве реанимаций и этого нет», – констатирует доктор.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
55
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления