Существует ли в СМИ некий заговор против медицинского сообщества, что скрывают врачи и скрывают ли, когда не хотят общаться с журналистами, всегда ли прав пациент, вынося свою «историю болезни» на всеобщее обсуждение, в чем опасность пациентского экстремизма – эти и другие вопросы сегодня бурно обсуждались на круглом столе. Его организаторами выступили Союз журналистов и Медицинская палата Челябинской области.
Желание договориться и выработать единые правила у медицинского и медийного сообществ возникает регулярно. Врачам повышенное внимание прессы существенно усложняет жизнь и работу, а журналистов не устраивают бюрократические проволочки, мешающие получить вовремя комментарий в той или иной конфликтной ситуации. По словам председателя Медицинской палаты ЧО Дмитрия Альтмана, в обществе наблюдается снижение общей культуры, когда негативным явлениям в медицине уделяется больше внимания, чем положительным, свидетельствующим о развитии отрасли, о внедрении новых технологий и методик. В свою очередь, это сказывается на формировании образа врача, что ведет к оттоку молодежи из профессии и кадровому дефициту. «Укомплектованность, например, хирургами в регионе составляет всего 40%, – приводит пример Дмитрий Александрович, – причем четверть тех специалистов, которые сейчас в строю, – люди пенсионного и предпенсионного возраста. И вопрос даже не в зарплате, и не в нагрузке. Когда сформировано такое потребительское отношение к профессии, кто же пойдет работать в государственную больницу или поликлинику?»
Выступление коллеги поддержали главные врачи и руководители здравоохранения как челябинских, так и региональных больниц. Представитель Миасского городского округа, директор МКУ «Управление здравоохранения» Сергей Приколотин отметил, что ошибаться могут все, к сожалению, в том числе и врачи, поэтому работа с обращениями и жалобами пациентов организована на всех уровнях. «В 2015 году мы приняли порядка 350 обращений от пациентов – они поступали на горячую линию, в интернет-приемную, личным обращением и так далее, – добавляет Сергей Игоревич, – и с каждым обращением или жалобой была проведена проверочная работа. И только в шести процентах случаев факты, изложенные в жалобе, подтвердились, и были приняты соответствующие меры». А в СМИ попадают именно те случаи, когда пациент по каким-то причинам был не прав, но захотел отстоять свою правоту. В результате конфликтной ситуации страдает репутация больницы, врача, следственные органы проводят проверку, опровергают основания для жалобы, однако эта сторона вопроса остается в тени. Опровергать обнародованную ложную информацию никто не торопится, и что называется, правда восторжествовала, но «осадочек остался». В качестве примера директор привел недавний пример с мнимой роженицей, когда журналисты одного из челябинских СМИ едва ли не штурмом взяли больницу и выдали в эфир интервью чуть ли не с уборщицей, придав ей статус работника больницы.
Председатель Союза журналистов Ольга Давиденко призвала врачей к пониманию: они выполняют свою работу, а журналисты – свою. Врачи лечат, а журналисты должны добывать и транслировать информацию, и они будут это делать. Другой вопрос, давайте договариваться как. «Наша больница никогда не боялась журналистов и всегда была открыта для любой информации будь то положительная или негативная, – вступает в разговор главный врач ОКБ №4 Сергей Уфимцев. – Я готов отвечать на любые ваши вопросы, но мне бы хотелось, чтобы они были грамотными. Чтобы журналист хотя бы разобрался, как устроена сама система оказания медицинской помощи населению в Российской Федерации, что такое страховая медицина, что такое традиционная медицина. И если уж вы беретесь сравнивать с зарубежной, то потрудитесь узнать, какую страну вы имеете ввиду, потому что у всех стран – своя система. Чем это чревато? Законы неоправданных ожиданий опасны как для врачей, так и для самих пациентов. Мы не можем сделать то, что не можем, зато можно пользоваться тем, что есть».
Так родилось предложение устроить некие мастер-классы как для журналистов, работающих с темой здравоохранения, так и для врачей, чтобы понимать, как правильно взаимодействовать в той или иной ситуации. Директор НП «Медпалата ЧО» Алексей Ларин напомнил, что кроме закона о СМИ, которым журналисты руководствуются в своей работе, есть еще два, также обязательных к исполнению – законы об основах охраны здоровья граждан и о неразглашении персональных данных. «Правовой нигилизм хоть и силен в стране, но он не освобождает от ответственности, – напомнил юрист и врач. – В реальности необоснованные иски «отбиваются» нашими юристами легко именно потому, что существует не только право пациента, но и его обязанности. Серьезных врачебных ошибок, в результате которых люди реально пострадали, значительно меньше, и как правило они не предаются огласке, потому что, во-первых, сам пациент в этом не заинтересован, во-вторых, все было урегулировано в досудебном порядке». Коллегу поддержал и главный врач ФЦССХ Олег Лукин, который подчеркнул, что зачастую врач не хочет общаться с журналистами именно потому, что не имеет права разглашать врачебную тайну, за это предусмотрена правовая ответственность. А обратной стороной это воспринимается как утаивание заведомо правдивой информации и желанием ввести в заблуждение. Перекосы в подаче материала, предвзятое отношение особенно некоторых федеральных СМИ, гоняющихся за жаренными фактами, к работе больниц отметила и главный врач ДГКБ №7 Елена Пилипенко. Ее возмутил факт спекулирования на теме брошенных деток, за которым в больнице организован уход и помощь, когда заведомо недостоверную информацию о том, что они брошенные-голодные-холодные распространили с молниеносной скоростью, а когда это оказалось ложью, никто не потрудился рассказать правду.
Дискуссии кипели жаркие. Стороны то достигали какого-то консенсуса, то снова уходили в атаку или глухую оборону. Опыт ЧОБКБ показал, что отношения с журналистами можно и нужно выстраивать. «Нам нечего делить, все мы живем в этой стране. Наши пациенты – ваши читатели, и наоборот, нам нужно договариваться, чтобы работать на благо нашего населения, – подчеркивает главный врач ЧОДКБ Галина Киреева. – В нашей работе есть свои нюансы: мы не имеем права ничего сообщать о ребенке без согласия родителей и без их присутствия. Это закон, который мы не имеем права обойти ни в чью угоду». С другой стороны, Галина Николаевна привела пример, когда конфликтная ситуация, вызванная распространением недостоверной информации, обернулась для больницы многочисленными проверками, которые не подтвердили изложенных фактов. Однако никаких мер к лжецу и клеветнику не было применено. На эту реплику журналистское сообщество практически единогласно предложило создать прецедент и довести дело до суда, поскольку такие «авторы» портят жизнь не только врачам, но и своих коллегам по цеху.
Подводя итог, председатель Союза журналистов Челябинской области Ольга Давиденко призвала медицинское сообщество использовать, во-первых, право обращения в Большое жюри за разрешением или профессиональной оценкой той или иной ситуации, во-вторых, предложила провести мастер-классы для обеих сторон, чтобы найти пути взаимодействия, в-третьих, выработать некий регламент общения на основе международного права. «Любить нас не надо, давайте установим правила игры и будем по ним играть, – добавила замдиректора телеканала «Домашний-Челябинск» Ольга Емельянова. – А то мы играем в теннис, а вы – в хоккей, и не можем понять, почему никто не выигрывает».
Фото: Фото Натальи Малухиной