Около 12% российских пациентов записываются к врачу и не приходят на прием, посчитали эксперты Единой медицинской информационно-справочной службы. Убытки от такого потребительского поведения пациентов исчисляются миллиардами, пишет «Доктор Питер».
Врачи и медицинские учреждения учатся противодействовать прогульщикам. С одной стороны, можно наказывать тех, кто не пришел на прием. С другой – организовать процесс записи таким образом, чтобы число «прогульщиков» снижалось. В первом случае, к примеру, нарушителей лишают возможности записываться дистанционно в течение какого-то периода либо вообще после прогула записывают по остаточному принципу. Так, в Калининградской области, попав в черный список, пациент должен обратиться в поликлинику с заявлением на имя главврача для того, чтобы вновь обращаться через терминал или дистанционно.
Другой действенный вариант – наказать рублем. «Один раз не пришел, значит последующие приемы в этом месяце будут платными», – предложил член Общественной палаты Пензенской области, врач Сергей Дегтярь.
Еще одно предложение – бороться с «дистанционными нарушителями» также с помощью возможностей информационных технологий. При следующей записи на прием через Интернет после прогула на экран выводить количество оставшихся предупреждений. И когда накопится несколько за год – блокировать возможность онлайн-записи на полгода.
Однако только наказанием вопрос не решить, считают эксперты. Необходим комплекс мер, которые реорганизуют сам процесс принятия решения о посещении врача, записи на прием и отмены записи в случае объективных причин. Самые очевидные из вариантов решения – это напоминание о дате и времени приема. Так, в некоторых европейских странах использование напоминания по телефону снизило количество пропусков с 8 до 5,5%, а СМС с тем же текстом увеличили число пришедших на прием с 60 до 72%.