Челябинские офтальмохирурги вернули зрение жительнице Усть-Катава, которая практически ослепла после черепно-мозговой травмы и инсульта. Специалисты два часа работали над её глазом. Сегодня Ирина Багаева уже смогла разглядеть пальцы на руке доктора и строит планы на будущее.
На Южном Урале за три года выполнено порядка 109 операций по пересадке роговицы
Жизнь не баловала бывшую медицинскую сестру-анестезистку. С детьми и мужем жила на Севере, в Ноябрьске, работала, вела хозяйство. А потом семейная жизнь разладилась, и произошла трагедия: сначала Ирина получила тяжелую травму, а потом на фоне переживаний у неё случился еще и инсульт. Женщина едва не потеряла зрение.
– Операция была достаточно сложная, двухчасовая, – признается заведующий отделением офтальмологии челябинской областной клинической больницы (ЧОКБ) Андрей Кузнецов. – Нашей пациентке мы выполнили сквозную пересадку, потому что роговица пострадала на всю толщу. К тому же нужно было ещё и удалять её собственный хрусталик и заменять на новый, искусственный, закреплять его и только потом выполнять пересадку роговицы. Сегодня уже всё хорошо, она начала потихонечку видеть.
Андрей Кузнецов уверен, что такие операции помогают не только сохранить зрение, но и качество жизни
– Вчера меня наш замечательный доктор прооперировал, – радуется Ирина Багаева. – Сегодня такая муть, но уже лучше! Пальчики вижу – мне доктор показывал. А до операции видела только свет.
Боли практически не чувствовала, признаётся Ирина Фаратовна, разве что чуть-чуть. Теперь женщина надеется на полное выздоровление. После выписки из больницы она вернется в Усть-Катав, к родителям, будет обустраиваться в новой квартире и ждать в гости дочь и сына.
На второй день после операции Ирина Багаева уже смогла разглядеть пальцы
Такие пересадки по трансплантации, или пересадке роговицы в ЧОКБ уже поставилии на поток. Их число уже перевалило за сотню. Первые 25 выполнили в отделении офтальмологии три года назад, в 2014-м. На следующий год хирурги прооперировали уже 38 пациентов, а в 2016 – 42. С начала 2017 года специалисты отделения выполнили ещё четыре сквозные пересадки.
Роговица – это передняя часть фиброзной капсулы глаза, которая имеет такую структуру, что позволяет ей быть постоянно прозрачной, пропускать свет и участвовать в рефракции глаза. Это достаточно нежная субстанция. Какие-либо вмешательства, травмы, проникающие ранения, либо заболевания – дистрофические, воспалительные, инфекционные, гнойные, как правило, приводят к помутнению роговицы и потере зрения.
– Суть операции – в замене поврежденной роговицы пациента на прозрачный донорский трансплантат, – объясняет Андрей Кузнецов. – С прошлого года мы вышли на новый уровень и теперь заменяем не всю роговицу, а только поврежденный слой – передняя или задняя пересадка. Если толщина роговицы в норме примерно 500 микрон, то одного заднего слоя – 150 микрон. В 2016-м мы выполнили восемь послойных пересадок, в 2015-м – всего одну.
На Южном Урале пересадкой роговицы больше никто не занимается – лицензия на этот вид помощи есть только у ЧОКБ. Этот отдел относится к разделу трансплантологии так же, как и пересадка почки и печени. В целом по России проводится всего около трёх тысяч пересадок и только в крупных федеральных центрах, таких, как институт имени Геймгольца, филиалы МНТК имени Федорова (их 15), а также в крупных краевых или областных специализированных больницах. Для сравнения – в США выполняется 122 тысячи операций и работает 25 глазных банков.
– У нас есть ещё одно преимущество – это своя лаборатория заготовки донорской роговицы, – подчеркивает хирург-офтальмолог. – Кроме того, у нас есть полный цикл – это забор, заготовка и консервация, подбор и пересадка роговицы. Из многопрофильных клиник мы входим в те единицы, которые этим занимаются.
Собственно говоря, сама пересадка – это лишь самый последний, завершающий этап целого цикла операций. Процесс трудоемкий, требующий большого количества дорогостоящих расходных материалов, высокотехнологичного оборудования, как правило, импортного производства. Нужны мощные микроскопы и другая оптика высокого разрешения. Такая специализированная медпомощь может оказываться только в крупных клиниках, оснащенных по последнему слову техники. И такая клиника на Южном Урале есть.
– В нашем офтальмологическом центре выполняются практически все виды офтальмологических вмешательств, которые предусмотрены программой госгарантий Челябинской области, – говорит Андрей Кузнецов. – Это операции на переднем отрезке – по поводу катаракты, глаукомы, операции по пересадке роговицы, на стекловидном теле при патологиях стекловидного тела и сетчатки, многое другое, весь спектр офтальмологических операций.
Трансплантация роговицы — сложный и многоэтапный процесс, который во многом зависит от наличия донорского импланта
Ежегодно это порядка 4500 операций, причём год от года эта цифра прирастает на 200-300 операций. На сегодня в регистре пациентов, которым нужна пересадка роговицы, числится порядка 100 человек. Специалисты отмечают, что технологически можно делать больше операций, но они ограничены из-за нехватки донорского материала. С другой стороны, ещё три года назад абсолютно все больные уезжали за такой помощью за пределы региона, теперь они получают её дома.
Фото: Фото и видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой