Носом не дышит практически каждый второй южноуралец. У одних это сезонные насморки, у других – хронические проблемы. Так, молодую и симпатичную женщину трудности с носовым дыханием превратили в страшного монстра, который по ночам пугал своим храпом не только мужа, но и детей. Операция на искривлённой перегородке дала шанс не только на свободное дыхание, но и на счастливую семейную жизнь.
Восстановление носового дыхания — первый этап избавления от храпа
О том, что у жительницы Снежинска Анастасии носовая перегородка искривлена, ей говорили и даже не раз, но решиться на операцию в силу многих причин молодой женщине было очень сложно.
– Носом я почти не дышала, – признаётся она. – Носовые проходы были настолько узкие, что воздуха не хватало. Дышала ртом, полость рта высыхала, что тоже было очень неудобно и неприятно, часто болела голова. Слизистая была такая разбухшая, что носовые ходы сузились до предела. Всё забивалось выделениями.
Предварительная подготовка во многом определяет успех хирургического лечения
Но хуже всего было то, что Настя стала терять обоняние. Приходилось спать на левом боку, чтобы правая сторона была открыта для дыхания. А потом еще и захрапела, чем окончательно и бесповоротно распугала всех членов семьи.
– Пока наша пациентка перенесла только первый этап – коррекцию носовой перегородки и вазотомию, – отмечает заведующий лор-отделением Илья Скирпичников. – Операция прошла три дня назад, вчера ей удалили тампоны из носа, и сегодня первый день она может дышать носом, а не ртом. Анастасия держалась молодцом, если учесть, что это была вообще первая в её жизни операция.
По словам доктора, храп – не повод для насмешек. Это не просто звук, который мешает спать, и простым отселением в другую комнату проблема не решается. Начинается всёе с того, что человек, который храпит, хронически не высыпается. Средней и тяжелой степени храп всегда сопровождается синдромом ночного апноэ. При лёгкой степени происходит затруднение прохождения потока воздуха через дыхательные пути, что приводит к кислородному голоданию. Со временем всё становится хуже и сложнее. Поэтому развивается сонливость, страдает память, появляется вялость, апатия, у мужчин наступает эректильная дисфункция. Задержки дыхания во сне могут привести к остановке сердечной деятельности, и человек погибнет. Большинство учёных считают, что причиной синдрома внезапной смерти как раз-таки являются храп и апноэ сна.
Храпят все – и мужчины, и женщины, и даже дети. Чаще всего малоподвижный образ жизни, избыточный вес и более старший возраст гарантируют появление храпа в 80% случаев. На втором месте среди причин – особенности строения нёба: неврологические или физиологические, которые приводят к его «провисанию». Нарушение носового дыхания – первая причина, которая может привести к возникновению храпа в более молодом возрасте.
Храпунами в областной больнице (ЧОКБ) заниматься стали совсем недавно, и пациентов еще не так много, особенно законченных случаев. За прошедший год прооперировали всего 16 человек, в месяц с такой патологией приходит два-три. Сами операции по коррекции носовой перегородки и вазоктомии трудностей для специалистов не представляют. Сложнее убедить пациентов, что такую проблему можно попытаться решить.
– Сейчас стали больше интересоваться и спрашивать, что можно сделать, как и где, – добавляет Илья Николаевич. – Потребность в операциях оценить сложно – по разным данным она может составлять от 42% до 80% населения. Лидеры в проведении таких вмешательств – турки, потому что это достаточно упитанная нация. Своей статистики у нас пока нет, потому что прицельно ещё недавно этим вообще никто не занимался. Наш пациент до нас еще просто не дошел. Но судя по тем больным, которые к нам попадают на операции с разного рода лор-патологиями, есть где развернуться. Чем старше пациент, тем проблема встречается чаще.
Илья Скирпичников доволен результатами первого этапа операций
Сегодня врачи отпустят Настю домой – к мужу и трём её сыновьям. Через месяц ей предстоит большое вмешательство – коррекция нёбных занавески и дужек. Название длинное и сложное – уволопалатопластика.
– Мы подтянем ей нёбную занавесочку, чтобы она не «провисала» и не баллотировала, не издавала грассирующих звуков, – рассказывает лор-хирург. – Технически сложная, но отработанная операция. Час, полтора будет длиться. Увеличим расстояние для прохождение потока воздуха. А дальше – будем наблюдать.
Название операции Настя старательно записывает на листочек, чтобы потом всё посмотреть. Но доктор её предупреждает, что узнавать всё в интернете опасно: много непроверенной и заведомо ложной информации. Лучше разговаривать со специалистом, потому что всё индивидуально. Не надо нагнетать в себе страх.
Специалистам хотелось бы избежать выполнения ещё одной операции – теперь уже на корне языка. И предпосылки для этого есть – пациентка прибавила в весе после родов, и есть шанс, что постепенно лишнее уйдет, и она вернётся в прежние объёмы. Дыхание у молодой женщины ещё не восстановилось, на это нужно месяца полтора. Пока Настя будет промывать нос морской водой и капать масляные капли, помогая слизистой оболочке носа снова нарасти.
Через месяц Анастасии предстоит второй этап лечения и новая операция, теперь на мягком нёбе
– Очень много людей терпят до последнего и никуда не идут, – размышляет Анастасия. – Кто-то боится, кому-то жалко на это денег и сил, потому что перед операцией нужно пройти полное обследование организма. Мне тоже было страшно, очень страшно, но всё же на голове! Настолько узкий был проход, что пришлось всё прорубать заново. Настоятельно рекомендую, как можно быстрее заниматься своим здоровьем и не тянуть.
Фото: Фото Натальи Малухиной и Олега Каргаполова