Закон, обязывающий медучреждения оформлять лист временной нетрудоспособности в электронном виде, вступил в силу в России с 1 июля. Система призвана упростить выдачу документа и сделать прозрачной выплату по нему. Пока на Южном Урале не выдали ни одного электронного больничного, и ожидать, что это произойдет в ближайшем будущем, не приходится. Стоит ли привыкать к новинке, или всё-таки надежней по старинке, разбирался корреспондент 74.ru.
Сама идея выглядит привлекательно: теперь электронный больничный лист смогут получать все больные, а также женщины по беременности и родам. Это должно упростить процедуру его выдачи, особенно по части внесения правок – не надо будет бегать по больнице и поликлинике из кабинета в кабинет, чтобы поставить одну-единственную подпись, а при обнаружении ошибки – начинать этот круг заново. Кроме того, под контролем будет своевременные и выдача, и оплата листа. Постепенно, как предусматривает закон, необходимость в бумажном носителе о назначении и выплаты пособий о временной нетрудоспособности отпадёт.
Однако на сегодня к системе выдачи новинки на Южном Урале подключили всего три больницы и 12 работодателей.
– База данных выдачи листков нетрудоспососбности находится в центральном аппарате, и региональные отделения, в том числе и Челябинское, не участвует в формировании электронных листков нетрудоспособности. И на сегодня механизм доступа к этой базе для нас, чтобы мы могли их видеть, не создан – он будет, кончено, создан, но не сию минуту, – говорит начальник отделения страхования на случай временной нетрудоспособности Челябинского Фонда социального страхования Елена Николаева. – Поэтому это могут сказать только в больнице.
Второе – на сегодня не утверждён ни порядок выдачи самого электронного листка нетрудоспособности, ни информационного взаимодействия, которое предусматрено 86-м федеральным законом. Пока всё существует только на уровне соглашений между фондом и больницами, фондом и страхователями, поэтому не все больницы. При этом бумажный и электронный вариант имеют абсолютно одинаковую юридическую силу.
По словам Елены Николаевой, кроме того, нужно соблюсти два условия: технические возможности больницы и страхователя (работодателя) – если их нет, чтобы выдать электронный больничный и принять его, то медучреждение и не выдаст его, а работодатель не примет, как бы вы этого ни хотели. Второе – электронный лист нетрудоспособности оформляется с письменного согласия застрахованного человека. Это значит, что если больница выдаёт, а работодатель принимает, но сам пациент хочет не электронный, а обычный бумажный лист, то никто его заставить не может. Будет ли электронный лист нетрудоспособности обязательным, сказать невозможно.
По данным регионального минздрава, техническая сторона вопроса – наиболее сложная. Порядка 600 медорганизаций на Южном Урале работают без нормального интернета, и только у половины врачей рабочее место оборудовано компьютером и другими средствами связи. Из около двухсот медицинских организаций к системе подключены только челябинская областная больница, районная больница в Еткуле и горбольница № 6 Челябинска.
– Пока пациентов, изъявивших желание получить электронный больничный, у нас не было, – говорит заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности ГКБ № 6 Галина Докшина. – На сегодня к системе подключён стационар и женская консультация, ждём специалистов по программному обеспечению, которые займутся подключением поликлиники. Сложность в том, что мы работаем в системе «БАРС», которую нужно адаптировать с новой системой выдачи листков. Думаем, что постепенно освоим программу.
В Еткуле тоже ещё не выдали ни одного документа в электронном виде.
– Мы готовы работать в системе, – говорит главный врач районной больницы села Еткуль Антонина Девятова, – но в районе нет ни одного работодателя, подключенного к системе. Мы попали в пилотный проект, потому что одними из первых получили электронные подписи, которые необходимы для подключения к ней.
В Челябинской областной больнице отметили, что медучреждение тоже готово, но потребность в такой системе минимальна.
– Наша поликлиника носит консультационный характер, и наши врачи, как правило, выпиской больничных листов не занимаются – это происходит на местах, в том лечебном учреждении, которое направило к нам пациента, – подчеркивает заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Светлана Чемодурова. – Такая потребность есть только у стационара. В целом больница готова к выполнению поставленной задачи, остаются только некоторые нюансы программного обеспечения. Пока ни одного больничного в электронном виде у нас не выписано.
Фото: Олег Каргаполов