Челябинец Григорий Ульянов, первый россиянин, которому установили бионический протез, осваивает новый имплант. Корреспонденты 74.ru навестили уникального пациента и узнали, как он возвращается к нормальной жизни.
Весь комплект оборудования помещается в небольшой чемоданчик. Это портативный процессор, который носят как сумку через плечо. И очки с видеокамерой посередине, которые к нему подключаются. Плюс две аккумуляторные батареи. Чтобы подготовить бионический глаз к работе, нужно буквально пару секунд.
– Очки эти мне очень хорошо помогают, – говорит Григорий Ульянов. – Сам аппарат даёт световую дорожку и знак. Если пространство свободно, то можно пройти. Если есть камень или бордюр, то появляется знак, что нужно обойти. Травки, камушки или что-то – обхожу. Человека вижу как столбик.
Конечно, это совсем не то зрение, которое есть у обычного человека. Оно чёрно-белое, его достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве. Но различить черты лица или читать с помощью таких «очков» невозможно.
Сначала судьба испытывала Григория Александровича на прочность. В детстве после перенесённой простуды он перестал слышать, и теперь пользуется слуховыми аппаратами. А чуть больше 20 лет назад совсем потерял зрение. Но трудности мужчину не сломили. Пока он ещё что-то видел и до того момента, как потерял зрение, запоминал, что где находится и лежит.
– Когда стало понятно, что он потерял зрение, то это было тяжело для него. Но он взял себя в руки и настраивался жить дальше, – вспоминает дочь пациента Елена Будко. – Запоминал, что где находится, и дома, и на улице. И настолько хорошо стал ориентироваться, что до работы добирался сам и один: выходил из дома, шёл на остановку, спрашивал только номер автобуса, доезжал и выходил на нужной остановке. Первое время мы помогали, были рядом, а когда он адаптировался, привык, то уже обходился без нашей помощи. Дома сам убирался, мог что-то сварить, постирать – домашние дела его никогда не напрягали. Несмотря на то, что он слеп, он всё рано продолжал все делать.
И тогда судьба решила сделать Григорию Ульянову самый ценный подарок на день рождения. В этом году 30 июня он стал первым в России и 41-м в мире обладателем ретинального импланта, или бионического глаза. А 17 июля состоялось первое подключение оборудования, и он впервые спустя много лет смог разглядеть силуэт дочери.
– Нечего бояться. Ещё дома, в Челябинске, сомневался, а вдруг я ослепну совсем, – рассказывает Григорий Александрович. – Подумал хорошенько и решил делать операцию. Нечего думать о страхе, иди и будь смелее, и я пошел с улыбками от радости. Профессор сказал мне: «Ты будешь как Гагарин: он космос открыл, а ты – чёрно-белое зрение». Сначала было тяжело, потому что не привык, а сейчас спустя почти три недели потихонечку начинаю привыкать. Хочу на улицу пойти, но пока одному не разрешают. Это очень дорого, я боюсь потерять.
Сегодня Григорий Ульянов вместе с дочерью Еленой снова улетает в Москву на следующий этап реабилитации. На сам аппарат специалисты из Америки и Англии установят ещё несколько программ и научат Григория Александровича ими пользоваться. Пока ему трудно сориентироваться, на каком расстоянии что-то находится. Специалисты помогут освоить этот навык, а потом ему предстоит сдать своеобразный экзамен по ориентированию.
При этом и родные, и специалисты отмечают, Григорий Ульянов делает большие успехи и намного опережает даже тот результат, который был запланирован изначально.
– Самое главное, чтобы работал мозг, как ты используешь его, чтобы ориентироваться, – уверен первый российский обладатель бионического глаза. – Если мозг не работает, то ничего и не будет. А вот я-то соображаю. Скоро в магазин буду ходить один. Пока ещё не готов, и программы нет. Это не сразу, постепенно. Вот я уронил колпачок от слухового протеза, он куда-то закатился, и я никак не мог его найти. А тут надел очки, поискал, поискал и нашёл – вот он где, взял, поставил на место.
– Он никогда не сидит без дела, домашними делами занимается, очень позитивный, любит показывать фокусы, – добавляет Елена. – Он и на операцию шёл с улыбкой, не боялся, это мы больше переживали. Он так хотел видеть, что это исполнилось! Он был такой счастливый и воспринимал это как подарок. А теперь опережает все планы: то, что ещё не должен делать – уже может. То, что ещё не должен видеть – уже видит. И случится, видимо, все так, как не может быть, но он очень хотел – увидеть всех своих родственников. Это его мечта. Хоть ему и говорят, что это невозможно, что ему просто будет легче ориентироваться, но он верит, что сможет всех увидеть, и у него обязательно получится. Он такой, с характером!
По словам дочери, папа заслужил такой подарок: они с мамой Аполинарией Петровной за всю жизнь ни разу даже не поругались, у них – идеальные отношения, им можно только позавидовать. Они центр большой семьи.
Фото: Павел Васильев