Родители маленьких пациентов, прикреплённых к детской поликлинике на улице Молдавской, 11, столкнулись с тем, что из электронной записи к врачам пропали талоны к узким специалистам. Теперь, чтобы взять талон к офтальмологу или аллергологу, сначала придётся побывать у педиатра. Родители возмущены, но главный врач поликлиники уверен в том, что от нового порядка пациенты, которые действительно нуждаются в помощи узких специалистов, только выиграют. Подробности — в материале 74.ru.
О проблемах с талонами в бывшей детской поликлинике № 3 (ныне поликлинике № 2 ДГКП № 8) в редакцию 74.ru сообщила челябинка Анна Дегтярёва.
— Это уже просто крик души! В поликлинике стало невозможно взять талоны к узким специалистам. Моя дочь регулярно наблюдается у эндокринолога и состоит на диспансерном учёте у офтальмолога. Каждые полгода врач смотрит зрение, корректирует очки, потому что у дочери сложный астигматизм. Эндокринолог наблюдает её по поводу увеличения щитовидной железы и корректирует дозу лекарственных препаратов, — рассказала Анна.
В марте женщина попыталась через портал Talon.zdrav74.ru записать дочь к врачам, но ничего не вышло.
— На сайте всегда можно было отследить, есть ли талоны. Если нет, я уже знала, что утром по пятницам выкладывается новое расписание, и в этот день талоны точно будут, — уточнила челябинка. — Но в этот раз в системе кроме педиатра, стоматолога и акушера-гинеколога специалистов не оказалось. Позвонила в стол справок, и мне ответили, что теперь все талоны к узким специалистам выдаются только через педиатра. То есть ребёнка надо записать и привезти к педиатру только ради того, чтобы врач дал талон. Раньше я один раз с работы отпрашивалась, а теперь нужно как минимум дважды. Более того, я должна прийти к педиатру со здоровым ребёнком и отсидеть очередь вместе с больными детьми.
Женщину возмутил и тот факт, что за талоном теперь нужно идти в регистратуру, ведь раньше его можно было забронировать, не выходя из дома.
— У нас в поликлинике утром всегда огромные очереди, а талонов хватает лишь первым семерым. Не могу каждое утро стоять в очередях. Зачем тогда создавали электронную запись к врачу? Ведь это была удобная система! — возмутилась Анна. — Я не говорю, что всем нужно открыть запись, но ведь можно ставить отметку в системе о том, что ребёнок находится на диспансерном учёте, и таким детям открыть запись к своему доктору!
Прояснить ситуацию мы попросили главного врача ДГКП № 8 Антона Рыжего. По его словам, в поликлинике № 1 на улице Братьев Кашириных, 130б такая система выдачи талонов действует уже два года и хорошо себя зарекомендовала, серьёзно повысив доступность узких специалистов для детей, которые в них действительно нуждаются. Теперь нововведение начали внедрять и во второй поликлинике.
— Мы все живём в рамках правового поля, все знают, что не нужно ходить на красный свет и нарушать закон, правильно? Мы, врачи, тоже работаем в рамках правового поля, и есть правила, которые нельзя нарушать, — объяснил Антон Рыжий. — Мы работаем в соответствии с порядками оказания медпомощи, в них прописано, что врачи должны делать и в какой последовательности. Это документы, утверждённые федеральным Минздравом, и они носят обязательный порядок к исполнению. Так вот там написано, что пациент не может самостоятельно обращаться к узкому специалисту, например к гастроэнтерологу, он должен быть направлен участковым педиатром. Мы внимательно изучили эти документы и стали действовать строго с действующими порядками.
Вполне ожидаемо нововведение мгновенно вызвало недовольство родителей.
— У нас как принято? Если болит живот, надо пойти к гастроэнтерологу. А болеть может всё что угодно: от поверхностных слоёв кожи до скелета, огромное количество самых разнообразных органов и систем, — указал главврач. — Мы провели анализ, и оказалось, что процент людей, попадавших к гастроэнтерологу и действительно нуждавшихся в его помощи, был порядка 42 процентов. Но при этом всегда оставались пациенты, которые реально нуждались в помощи и не могли попасть к врачу, потому что другие забирают их талоны.
После отмены самостоятельной записи у врачей появилось больше времени на лечение пациентов.
— Раньше пациент приходил к гастроэнтерологу, тот выдавал ему направление на анализы, пациент сдавал их и приходил к гастроэнтерологу второй раз. Первый визит был совершенно бесполезным. Сейчас если педиатр видит, что пациенту нужна помощь гастроэнтеролога, он сразу назначает нужные анализы, и пациент приходит к гастроэнтерологу уже с готовыми заключениями. Гастроэнтеролог, врач высокой квалификации, сразу начинает оказывать помощь, назначает лечение, и лечебный эффект достигается максимально быстро, — объяснил доктор. — Это всё очень просто, тем не менее во многих учреждениях до сих пор узкие специалисты открыты.
За два года эксперимента в поликлинике № 1 доступность узких специалистов повысилась почти вдвое, это значит, что нуждающиеся в их помощи пациенты стали попадать на приём быстрее.
— Важно, что доступность повысилась именно для тех пациентов, которым действительно нужна помощь, у которых есть серьёзная патология, которую не может компенсировать педиатр. Такие пациенты стали быстро получать талоны. Узкие специалисты теперь тоже работают в другом ритме, они не отрабатывают вал необоснованных пациентов, и у них появились окна для экстренных больных. У врачей стало больше времени на диспансерную группу, это пациенты, которые нуждаются в регулярном наблюдении и состоят на учёте. Раньше эти пациенты с хронической патологией были в общей очереди, а сейчас у них отдельная очередь, максимально доступная. Это позволяет врачам уделить больше внимания таким больным и улучшить показатели их здоровья.
Что касается записи на приём для детей, состоящих на диспансерном учёте, по словам Антона Рыжего, для них предусмотрена отдельная система записи, и такие дети идут на приём к профильному специалисту, минуя педиатра.
— Врач работает в электронной истории болезни, он заносит диспансерную группу в специальный реестр, и эти больные в системе отмечены цветом, — уточнил главврач. — Когда родители приходят или звонят в регистратуру, чтобы записаться на приём, регистратор видит эту отметку и сразу записывает пациента на приём. Да, через интернет пока такая запись не работает, но мы ведём работу в том направлении, надеюсь, это будущее этого года.
В 2017 году детскую поликлинику № 3 на улице Молдавской объединили с ДГКП № 8. Сейчас в поликлинике готовятся к переходу на открытую регистратуру и электронную медицинскую карту. В частности, бумажные амбулаторные карты пациентов уже перестали выдавать на руки и переместили из регистратуры в отдельное картохранилище. В начале месяца родители маленьких челябинцев, прикреплённых к бывшей детской поликлинике № 3, пожаловались, что из-за оптимизации в ближайшее время руководство планирует закрыть филиал медучреждения, в котором сейчас работает отделение восстановительного лечения. Главврач эти опасения пока не подтвердил.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram t.me/news_74ru — здесь вы сможете получать все самые важные и интересные новости.
Фото: Илья Бархатов