В пабликах Сатки, а затем и по всей Челябинской области, разлетелись фотографии автомобильного бокса районной станции скорой помощи. На снимках — обшарпанные стены, машина скорой помощи загнана на ремонтную яму, сбоку стоит слесарный стол. Автор публикации — бывший сотрудник скорой помощи, водитель Сергей Павлов. Он утверждает, что в таких условиях и с таким примитивным оборудованием ремонтируют автомобили экстренной службы, причем делают это сами водители. Главный врач Константин Лаптев посмотрел этот пост и рассказал 74.RU, с чем он категорически не согласен.
Ремонтный бокс
По словам Сергея Павлова, по всем правилам и нормам, транспорт должен проходить техобслуживание в специализированных сервисах — мастерских.
— Руководство ССМП Сатки (Саткинской скорой медицинской помощи. — Прим. ред.) игнорирует эти требования и даже принуждает водителей производить ремонты ТС (транспортных средств. — Прим. ред.). А тех, кто не согласен с противоправными приказами главного врача ССМП, наказывают финансово (лишение доплат и премий), — говорится в обращении Сергея Павлова.
Бывший водитель скорой отмечает, что деньги на починку автомобилей закладывают в бюджет, но почему-то по факту работники вынуждены сами заниматься ремонтом транспорта.
— Почему автомобили ЭОС (экстренной-оперативной службы. — Прим. ред.), от состояния которых зависит жизнь человека, обслуживаются в таких условиях — кувалдой на коленях? — задается вопросом Сергей Павлов.
«Профсоюз навальновский»
— Это чистая ложь, — ответил на звонок корреспондента 74.RU главврач скорой помощи Константин Лаптев, который уже ознакомился с содержанием поста Сергея Павлова. — У нас в должностных инструкциях водителей категории С, то есть [указано], что [они] полупрофессионалы, они должны устранять мелкие неисправности по ходу работы. То есть спустило колесо — заменить, перегорела лампочка — заменить, порвался ремень — заменить.
Константин Лаптев утверждает, что водители машин скорой помощи устраняют исключительно мелкие поломки и проводят профилактический ремонт. Серьезным ремонтом занимаются исключительно в специализированных и аккредитованных мастерских, с которыми заключены договоры на обслуживание транспорта.
— Если это, допустим, статус Сатки. Если могут исправить, то это предприятие «Оригинал» — аккредитованная организация. Мы отдаем машину туда, — утверждает главврач. — Если посерьезнее, то у нас есть Челябинск, Златоуст — это «Сатурн», «Луидор», специализированные, не говоря уже о гарантийных автомобилях, которые обслуживаются именно там. Они все идут по гарантии.
На вопрос, для чего тогда Сергей Павлов опубликовал этот пост, главный врач ответил, что «это самоутверждение».
— Профсоюз «Действие» навальновский, ну вы, наверное, знаете. «Альянс врачей» (признан иностранным агентом в РФ в 2021 году), который был до этого. Их признали иноагентами. Это одна и та же ветвь, — попытался объяснить он.
По словам Лаптева, сотрудники профсоюза, признанного иностранным агентом, «отрабатывают зарплату» и «будоражат общество».
— Попиариться на фоне чего-то. Давно, видимо, молчал, никто, видимо, внимания не обращает. А сейчас надо выступить, — говорит главврач.
Лаптев считает, что Сергей Павлов действует не один, а вместе со своей женой Светланой Павловой, которая работает фельдшером на скорой помощи — принимает и передает вызовы.
— Она тоже периодически пакостит. Рассылает письма в Минтранс, Минтруд и так далее, и тому подобное. Оттуда спускаются проверки, — возмущается Лаптев.
В прошлом году одна из таких жалоб вылилась трехдневную проверку — в Саткинскую скорую помощь с ревизией пришли сотрудники ГИБДД. По словам главврача, ни одного нарушения выявлено не было.
— Все ТО вовремя, все техосмотры вовремя, от и до, — с гордостью говорит Лаптев.
Отрицает главврач и обвинения в наказаниях рублем. Он утверждает, что «депримирование не предусмотрено». Никого, кто бы отказался ремонтировать машины, не лишили премий и не сократили им зарплату.
«Левые» запчасти, кувалда и ремонт на коленях
Вместе с тем, по словам Сергея Павлова, даже серьезный ремонт водителям приходится делать самим буквально на коленке.
— Здесь на скорой помощи нет ремонтной базы, нет автослесарей, они делают, конечно, но на своем уровне, с кувалдой, на коленях, без всякого инструмента, без диагностики, — рассказывает Сергей Павлов. — А там эти машины сыпятся постоянно. Вот сейчас уазик 320-й, например. У него треснула рама, ее заварили здесь же, в этой яме. В ямах варить запрещено вообще, и производитель запрещает ремонт рам. В путевках водитель постоянно пишет, что машина неисправна.
По словам лидера местного профсоюза «Действие» и фельдшера Светланы Павловой, причина, по которой сотрудники сами чинят машины — экономия. Главврач Лаптев экономит на жизнях людей, уверена Павлова, поскольку водители ремонтируют без образования, необходимого инструмента и должной диагностики ремонта. Машины выходят на линии и не доезжают до вызовов, говорит она.
— Я три года назад оттуда уволился. У меня такой случай был — заклинил подшипник передний «левый». Потому что механик привез запчасти «левые», дешевенькие. Поехали на первый вызов в смене, и через 12 километров у меня на колесе развалился подшипник, и мы вылетели с дороги, — вспоминает Сергей Павлов, — Это был мой личный случай.
А Светлана рассказала, каким именно образом водителей стимулируют к ремонту.
— Главный врач издал положение санитарного транспорта, где прописал мелкосрочный ремонт, — говорит лидер профсоюза. — Есть такая графа «стимулирующая выплата», где есть персональный коэффициент, он равен 5 тысячам. Тот, кто отказывается ремонтировать, получает эту графу минусом. И эти 5 тысяч не получает.
Сергей Павлов предоставил в распоряжение редакции 74.RU документальное подтверждение того, какие виды работ выполняют шоферы.
Например, в ремонтном листе от 31 января 2023 года перечислено: регулировка ручного тормоза, устранение течи масла и антифриза, а также устранение свиста ремней и замена ремня.
При этом в нескольких путевых листах отмечено, что машины в неисправном состоянии.
Будоражат общество или добиваются справедливости?
В ответ на обвинения главврача Светлана отвечает:
— Что он еще может сказать, когда идет нарушение Трудового кодекса? Мы действуем только по закону.
Сергей Павлов согласен со своей женой, что главврачу просто нечего ответить на их, как они считают, заслуженную критику.
— Здесь нарушение приказа Минтранса, — уверен Сергей Павлов. — Бокс не может быть помещением для ремонта. Нарушается приказ Минздрава, в котором четко оговорена должностная инструкция водителя, которая никак не говорит о ремонтах, ни в коем случае. И приказ Минтруда здесь нарушен. Это систематическое нарушение. Ремонты производятся не специалистами, неквалифицированными [людьми], на коленях делается всё. Мы призываем к порядку, соблюдению приказов. Мы добиваемся справедливости.
Отметим, что это уже не первый конфликт между работниками станции скорой помощи и ее руководством. Зимой 2019 года сотрудники жаловались на снижение зарплат. Они записывали видеообращение, грозили выйти на пикет, после чего их проблемой заинтересовалась прокуратура.