Катаракта — одно из самых распространенных офтальмологических заболеваний. Помутнение хрусталика зачастую вызвано естественными причинами вроде старения, оттого и большинство пациентов по статистике — пожилые люди. Иногда могут влиять сопутствующие заболевания, генетическая предрасположенность и травмы. Катаракта приводит к ухудшению или потере зрения, что значительно снижает качество жизни человека.
Инновационный офтальмологический биометр ARGOS создан для эффективной диагностики заболевания, помощи врачу в планировании и проведении операции по замене хрусталика. На данный момент в России всего 8 таких аппаратов, один из них находится в офтальмологической клинике «Санта» Челябинска.
Ведущий офтальмолог, кандидат медицинских наук Юрий Звездин рассказал, чем уникален современный биометр и как он помогает людям смотреть на мир по-новому.
— Всего восемь таких крутых биометров в России, единственный в Уральском федеральном округе находится у нас. Как вы его получили?
— Это было не просто, но мы не привыкли долго раздумывать. За разработкой аппарата мы наблюдали давно, на рынок уже выходили его ранние версии, когда биометр был еще двумя разными приборами. А теперь один аппарат совмещает в себе две функции. Добавлю еще, что из восьми биометров два являются демонстрационными образцами: один будут представлять на профессиональных конференциях, другой предоставлять разным клиникам на определенный срок. Наш ARGOS — только наш.
— Получается, это биометр 2 в 1. Что он делает?
— Раньше, когда врач проводил диагностическое исследование и согласно ему подготавливал пациента к операции, было непросто определить, где должны находиться разрезы и угол имплантируемой линзы. Новый биометр во время диагностики сохраняет все данные на локальном сервере, а уже во время операции он с помощью операционного модуля и этих данных самостоятельно нанесет необходимую разметку с помощью технологии дополненной реальности, укажет сосуды и многое другое. Тем самым повышается точность действий хирурга. Знаете, с чем можно сравнить? С фильмами про шпионов, где для секретного доступа им сканируют сетчатку — вот примерно на таком же уровне ARGOS распознает глаза пациента и делает операцию еще эффективнее и даже быстрее.
— Он не выполняет за хирурга никаких действий, верно?
— Нет, биометр — это хорошее подспорье для врача. Например, ARGOS способен самостоятельно создать картинку, даже небольшое видео того, как именно должен быть установлен хрусталик. Хирург на это ориентируется, а биометр по завершении операции позволяет сделать фотографию, которая подтверждает: да, этот хрусталик установлен правильно, в соответствии со всеми особенностями пациента.
— Диагностика и операции стали меньше по времени с таким универсальным биометром?
— Абсолютно. Обследование, например, может занять меньше минуты, всё зависит от того, как быстро удастся сделать необходимые снимки. Дело в том, что пациенты с катарактой часто могут не видеть в аппарате точку, на которую нужно смотреть, чтобы биометр выполнил исследование, и это, естественно, увеличивает время приема. В случае операции многое зависит от степени заболевания, но да, они длятся не больше 15–20 минут. Понимаете, тут, как и везде, действует единое правило: чем раньше прийти с симптомами, которые тебя беспокоят, тем легче будет их вылечить.
— А самая продолжительная операция сколько по времени длилась?
— Около часа. Как раз недавно был пациент с бурой катарактой на одном глазу, зрение потеряно где-то 10 лет назад. С большим трудом родственники уговорили пожилого человека на операцию, и, наверное, где-то час мы провели в операционной. Понимаете, чем более запущенная стадия катаракты, тем тверже хрусталик — и тем сложнее его извлечь.
— С пациентом всё успешно, зрение вернулось?
— Пока что идет восстановительный период, но, судя по состоянию, всё отлично. Конечно, говорить о 100-процентном зрении не приходится, так как случай запущенный, но видеть будет — с бурой катарактой раньше глаз не видел вообще.
— Почему людей приходится уговаривать и приводить на операцию? Они чего-то боятся?
— Боятся — это факт. Но чего именно — загадка. Возможность полноценно смотреть на мир, видеть родных и близких в ярких красках стоит того, чтобы перебороть свой страх. На ранних стадиях заболеваний операции проходят абсолютно без осложнений или с минимальным количеством.
— Кому еще может быть показана замена хрусталика?
— Хрусталик в нашем глазу выполняет функцию линзы. И он может плохо с ней справляться не только в случае катаракты, но и при астигматизме, близорукости и дальнозоркости высокой степени, то есть я говорю о 15 диоптриях как минимум. Это как замена лазерной коррекции, если ее невозможно выполнить. В некоторых случаях замена хрусталика помогает вовсе избавиться от очков или пользоваться ими только для чтения, например.
— Наверняка трудно не заметить, что со зрением что-то не так. Но на какие симптомы ориентироваться людям, чтобы вовремя выявить катаракту?
— Действительно, никто не просыпается в один день и не замечает, что зрение ухудшилось. Постепенно теряется резкость, у пациентов с катарактой обычно ощущение, что они смотрят на мир словно сквозь темные очки, то есть хрусталик не пропускает свет. При любых подозрениях важно прийти на прием к врачу и пройти обследование, да и вообще лучше наблюдаться у офтальмолога регулярно, если уже есть проблемы со зрением.
Офтальмологический центр «Санта» работает в Челябинске с 2002 года. За это время врачи клиники с помощью передовых технологий вернули и сохранили зрение десяткам тысяч людей. На лечение и ради инновационной диагностики приезжают пациенты из других регионов и зарубежья. Высокая квалификация специалистов «Санты» позволяет им успешно работать с пациентами с сахарным диабетом и эндокринной офтальмопатией.
Офтальмологическая клиника «Санта»,
адрес: г. Челябинск, ул. Энгельса, 44д, 4-й этаж;
сайт;
телефон: +7 (351) 200-57-23;
график работы:
пн. — пт.: с 09:00 до 20:00;
суббота с 09:00 до 18:00;
воскресенье — выходной.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.