Здоровье «Мама, я тебя слышу!»

«Мама, я тебя слышу!»

Так могут сказать уже более 130 южноуральских малышей, которые родились совершенно глухими. Благодаря методу кохлеарной имплантации им возвращена радость слышать голос мамы, говорить, петь, танцевать, учиться в самой...

Так могут сказать уже более 130 южноуральских малышей, которые родились совершенно глухими. Благодаря методу кохлеарной имплантации им возвращена радость слышать голос мамы, говорить, петь, танцевать, учиться в самой обычной школе. Но если раньше для такой сложной операции нужно было везти ребенка в Санкт-Петербург, то теперь это можно сделать в Детской областной клинической больнице Челябинска.

Две операции были проведены питерскими и челябинскими отохирургами накануне, 26 февраля. «Ваши хирурги прекрасно подготовлены для проведения таких операций, и есть все необходимое для этого оборудование, – говорит хирург, научный сотрудник Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Владислав Кузовков. – Вопрос стоял давно, чтобы операции проводить на базе челябинской клиники. Дело в том, что ни из одного региона России к нам не поступало столько детей, как из Челябинской области. Не потому, что в России нет детей, нуждающихся в кохлеарной имплантации, а потому, что работа сурдологов и врачей в вашей области находится на высочайшем уровне, такого нет не только в России, но даже в Санкт-Петербурге, где располагается наш институт. У вас очень хорошая выявляемость таких детей с самого раннего возраста, и работа специалистов с этими детьми организована на высоком уровне. Поэтому дети направлялись к нам для оказания кохлеарного лечения, и мы их оперировали».

Теперь подобные операции будут проводиться на базе Детской областной клинической больницы. «На 2011 год запланировано 55 таких операций, – говорит ассистент кафедры оториноларингологии ЧелГМА, к. м. н., зав областным сурдокабинетом Ирина Дубинец. – Сегодня мы проводим показательные операции с участием ведущих петербургских отохирургов, которым ассистируют наши ведущие в области оториноларингологии хирурги – к. м. н. Михаил Ангелович и д. м. н., завкафедрой оториноларингологии ЧелГМА Мусос Коркмазов. Наши врачи прошли обучение в Петербургском НИИ, мы получили лицензию, для проведения таких операций полностью оборудована операционная в детской областной больнице. Теперь дело только за федеральными квотами на импланты. Наши дети имеют статус инвалидов, они ограничены в слухе – это тяжелая степень тугоухости и глухоты, поэтому закупка дорогих имплантов осуществляется за счет федерального бюджета. Два импланта для сегодняшних операций предоставлены Всероссийской программой "Я слышу мир"».

Имплант – устройство, которое замещает слух, если ребенок родился глухим. Он состоит из двух частей. Одна из них вживляется в улитку внутреннего уха пожизненно. Другая, наружная – речевой процессор, который похож на слуховой аппарат. Он служит для того, чтобы электроника распознавала речь, преобразовывала ее в последовательность электрических сигналов и доставляла их в улитку внутреннего уха.

Кохлеарная имплантация относится к высокотехнологичным и дорогостоящим видам медицинской помощи по лечению глухоты. Но сама операция – лишь первый этап на пути возвращения ребенку слуха. Далее следуют годы кропотливой совместной работы родителей, медиков и педагогов. Ребят учат пользоваться слухом, их постоянно наблюдают специалисты, чтобы корректировать и настраивать под индивидуальные особенности вживленный имплант.

Технологии постоянно совершенствуются, но повторной операции, как это ни удивительно, в будущем не потребуется. Даже если ребенок прооперирован много лет назад, то любое современное техническое ноу-хау можно будет подключить извне без оперативного вмешательства. Считается, что достаточно вживить один имплант. Но ученые приходят к выводу, что операция на втором ухе намного улучшает результаты.

«Сегодня мы оперируем ребенка вторично, – говорит Владислав Кузовков. – Девочка была прооперирована до этого в Петербурге в 1997 году со стороны одной ушной раковины. На сегодня у нее прекрасные результаты: она уже свободно общается. И мы решили прооперировать второе ухо. Практика показывает, что это делает уровень жизни такого ребенка еще качественнее. У него появляется возможность слышать все окружающие его звуки, что очень важно в быту. Избыточное количество информации способствует лучшему пониманию обращенной к ребенку речи, он может слушать музыку. И у нас уже есть дети, которые занимаются музыкой».

Благодаря первичному аудиологическому скринингу, который проводится в роддомах Челябинской области, диагноз выставляется на том уровне возникновения заболевания, когда ребенку можно помочь. «Важно нацелить родителей на прохождение такого скрининга, если он не был проведен в роддоме, – подчеркивает Ирина Дубенец. – В месячном возрасте его можно пройти в поликлинике по месту жительства. Или обратиться в сурдоцентры – областной (при Детской областной клинической больнице) или городской (при 10-й детской поликлинике Челябинска). Дело в том, что до полутора лет родители могут не обнаружить глухоты у своего ребенка, потому что он гулит, тянет звуки, и кажется, что ребенок вполне здоров. Но это не так: на генетическом уровне заложена слоговая речь – «агу», «мама», а как только малышу исполнится полтора, он замолкает. Наша задача – раннее выявление таких детей».

Если у малыша обнаружено отсутствие слуха, то ему сразу же предлагаются реабилитационные мероприятия: постоянные занятия с педагогами-дефектологами. Ему необходима особая поддержка самих родителей: нельзя при глухом ребенке молчать, с ним надо постоянно разговаривать, играть, заинтересовывать его. И, конечно же, нужны технические средства реабилитации: на первых этапах можно использовать слуховой аппарат, в последующем – это кохлеарная имплантация.

«Чтобы проводить такие операции в Челябинске, не нужно 10 хирургов, вполне достаточно двух-трех специалистов, и мы эту проблему закроем, – считает доктор медицинских наук, завкафедрой оториноларингологии ЧелГМА Мусос Коркмазов. – С этого дня мы начали делать такие операции в Детской областной клинической больнице Челябинска. И наша главная задача – после операции провести грамотную, тщательную реабилитацию прооперированных детишек. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы. И здесь уже важна не только роль врача, но также роль педагогов и родителей. Думаю, у нас все получится. В Челябинске есть мальчик, который после операции делает большие успехи, занимаясь бальными танцами. Это и есть результат».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления