Здоровье Поле битвы – детский сад?

Поле битвы – детский сад?

В Челябинске воспитатели детских садов и психологи все чаще отмечают у малышей проявление агрессии и гиперактивности. Об этом сегодня, 22 августа, в преддверии начала набора в детские сады, рассказала директор областного центра диагностики и консультирования Жанна Кулькова.

Обычно такое поведение детей является проявлением психологического дискомфорта во время адаптации к новому коллективу и постепенно проходит, но в 7-10% случаев этот период у детей затягивается. Одни новички плачут, вцепившись «мертвой хваткой» в маму, другие, переносят свои негативные эмоции на сверстников или воспитателей – кусаются, дерутся, швыряют игрушки. Бывают случаи, когда ребенок расходится настолько, что воспитатели уже не могут утихомирить бунтаря и вынуждены вызванивать родителей.

«Мой ребенок начал приносить из садика чужие игрушки, – пожаловалась Жанне Кульковой одна из мам, позвонившая по прямой линии. – Не знаю, что делать. На него уже жалуются родители. Игрушки он просто вырывает у других детей». Чтобы избежать подобных проявлений агрессии у малыша, психолог советует родителям максимально внимательно отнестись к проблеме адаптации ребенка в детском саду.

Первый вопрос, который обычно волнует родителей: в каком возрасте лучше отдать свое чадо в коллектив? Существует масса мнений на эту тему. Сторонники раннего приобщения малыша к обществу утверждают: чем раньше, тем лучше. Противники же уверены, что в год-полтора отдавать малыша в садик еще рано. Золотой серединой, по мнению Жанны Геннадьевны, является точка зрения практикующих психологов, что взросление ребенка связано с определенными этапами развития. «Младенчество – это возраст, когда ребенок находится на грудном вскармливании и нуждается в постоянном присутствии близких. Этот этап длится до полутора лет. До этого времени обращение к яслям и гувернерам должно быть связано лишь с острой необходимостью», – говорит психолог. А вот возраст от полутора до трех лет – время расширения контактов, активного развития интеллектуальных возможностей.

Границы квартиры и окружение только близких родственников уже могут не удовлетворять потребностям малыша. Конечно, в этом возрасте еще можно самостоятельно заниматься расширением его кругозора, но к трем годам все же необходимо задуматься о садике.

Готовить ребенка к вхождению в коллектив и жизни по режиму родителям необходимо начать заранее, независимо от того, в каком возрасте состоится знакомство. Лучше если организация режима дня дома будет схожа с режимом детского сада. Это касается как дневного сна, питания, так и развивающих занятий. «В дошкольном возрасте дневной сон для ребенка – это благо, – говорит Жанна Геннадьевна. – Мозг, который активно познает окружающий мир, должен отдыхать. Необходимо соблюдать и режим питания. Ребенок должен питаться четыре-пять раз в день свежеприготовленной пищей и семья должна подстраиваться под потребности ребенка». Во многих семьях это правило нарушается, когда малыш начинает ходить в садик. Он спит в сончас всю неделю, а в выходные нет. Или вместо нормального режима питания, его кормят шашлыками и гамбургерами, что особенно актуально летом. За два выходных дня он выпадает из режима и ему очень сложно приходится в понедельник, особенно в период адаптации.

Кроме того, психолог советует обязательно дома заниматься с ребенком, ведь если он целый день привык смотреть телевизор, то в коллективе ему будет сложно даже сесть рядом с воспитателем и послушать книжку. Ему будет дискомфортно, просто потому что он к этому не привык.

Чтобы в облегчить непосредственно процесс адаптации, перед знакомством необходимо поставить ребенка в известность о том, что произойдут определенные изменения в его жизни. По факту поддерживать и разделять его тревоги. «Ваше союзничество позволит малышу пережить ситуацию менее болезненно», – говорит Жанна Кулькова.

Конечно, первые дни в учреждении необходимо находиться рядом с малышом, но постараться не мешать ему – пусть сам все посмотрит, вдруг ему понравится? Здесь нет четких рамок – ходить с малышом день или две недели, должна решить мама исходя из потребностей ребенка. А вот в моменты расставания необходимо проявлять твердость. «Особенности детского восприятия таковы, что долгие прощания не пойдут на пользу, ребенок не может долго концентрировать внимание на процессе. Чаще мамы для себя так долго прощаются, а ребенку это не нужно. Ему нужно лишь зафиксировать факт, что он пришел в садик и что мама ушла – не более того».

Обычно процесс адаптации ребенка длится обычно от трех дней до полутора месяцев – это психофизиологическая норма, если же процесс протекает остро, с какими-то реакциями, нарушениями психологического или физического состояния, проявляется агрессия, психолог настоятельно рекомендует обратиться к специалистам. «Сегодня есть масса вариантов получить психологическую помощь безвозмездно. Во многих детских садах сегодня работают штатные психологи. В каждом районе работают психолого-медико-психологические комиссии, есть городские и областные центры, так что при желании родителей помощь их ребенку будет оказана», – уверен специалист.

Кстати, Жанна Кулькова отмечает, что чаще всего за психологической помощью обращаются родители, имеющие только одного ребенка. В многодетных семьях и семьях с двумя детьми социальный опыт позволяет ребенку быть более гибким и легче привыкать к новому.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления