29 января среда
СЕЙЧАС -21°С

Что мешает ребенку «приручить» буквы

Поделиться

Моя подруга, учитель русского языка и литературы, недавно рассказала мне о своем новом ученике, который пришел в ее 7А после летних каникул. Мальчик уже сменил две школы, и, по словам его мамы, на предыдущем месте учебы у него не сложились отношения с учителем русского языка, которая намеренно занижала оценки ребенку. При этом мама не скрывала, что ее сын часто бывает невнимательным и ленится выполнять задания так, как требует учитель. Именно это, по мнению родительницы, и привело к тому, что предыдущая учительница ставила мальчику четвертные двойки.

Однако первые занятия в новой школе показали: причина двоек по русскому кроется не в злой учительнице и не в лени ребенка. У мальчика обнаружились признаки дислексии, которые старательно игнорировали и родители, и другие учителя.

Дислексия (от греч. Дис – «приставка, означающая нарушение», и лексис – «речь») – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. За рубежом в понятие «дислексия» включают все отклонения, связанные с письменной речью: проблемы с овладением навыком чтения, письма, счета, нарушение моторики и координации, проблемы с грамотностью. В России все эти отклонения рассматриваются и корректируются независимо друг от друга.

«Он пишет со скоростью второклассника: когда весь класс уже записал предложение, Игорь дописал лишь третье слово, – делилась со мной подруга. – Во время письма ему необходимо проговаривать каждую букву, иначе он начинает переставлять их местами. Естественно, он нервничает из-за того, что пишет медленно, и начинает торопиться – и становится еще хуже. Он не дописывает элементы букв, подменяет одни буквы другими, путает местами слоги».

На контрольном диктанте такие особенности учеников никто не учитывает, и потому двойка становится их основной отметкой.

«Дислексия, как правило, возникает у людей, у которых активность определенных зон мозга, в частности, участков височных извилин, меньше нормальной. Разнообразные исследования, например с помощью магнитно-резонансных томографов, доказали, что причины такой низкой активности имеют нейробиологический характер, – говорит детский невролог Наталья Фертова. – Как правило, это наследственный фактор, поэтому зачастую трудности с чтением, письмом и счетом испытывают те дети, чьи родители или бабушки с дедушками сталкивались с такой же проблемой. Реже дислексия возникает в результате травм головного мозга или перенесенных инфекций, например краснухи, кори, полиомиелита, которые угнетают развитие коры головного мозга».

Поскольку неспособность овладеть письмом и чтением на должном уровне связана с функционированием головного мозга, а не с эмоционально-волевыми качествами ребенка, то и стандартные педагогические приемы, например, помогающие вырабатывать усидчивость, в этом случае не помогут. Заниматься лечением дислексии должен профессионал.

Легастения (от лат. legere «читать» и греч. asthenia – «бессилие») – нарушение психического созревания у детей с нормальным развитием интеллекта, проявляющееся затрудненным приобретением навыков чтения и письма. Обычно включает в себя не только дислексию, но и дисграфию. Легастеники путают местами буквы и цифры как при чтении, так и при написании, им сложно распознавать звуки, они делают много ошибок в правописании, медленно читают, пропуская звуки или переставляя местами слоги.

«Как правило, первые признаки дислексии у ребенка проявляются еще в старшем дошкольном возрасте и окончательно формируются в первом-втором классе, – считает логопед Марианна Файруллина. – Чем раньше начать коррекционный курс, тем быстрее ребенок сможет справиться с проблемой и тем меньше вероятность развития психологической травмы на фоне данной патологии».

Насчет психологической травмы логопеды и педагоги не шутят. У детей с дисграфией и легастенией, как и у ребят, страдающих заиканием, очень быстро развивается синдром неудачника. Но если в случае с заиканием дефект виден и понятен окружающим, то наличие дислексии признают далеко не все учителя. Многие считают, что непонятный почерк ученика – это следствие его небрежного отношения к предмету, а грамматические ошибки – нежелание учить и применять правила.

«Надо понимать, что ребенок с дислексией сам страдает от своей особенности, испытывает раздражение и отчаяние, когда у него не получается писать понятно и быстро, – поясняет детский психолог Наталья Дрозд. – В результате такой стресс приводит к отказу от учебы и даже к девиантному поведению. Ребенку начинает казаться, что он дефектный, и потому не достоин похвал и успеха».

Дисграфия (от «дис» – приставка, обозначающая нарушение, и «графос» – «пишу, рисую») – это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев под этим термином понимают определенное нарушение письма по фонетическому принципу, в результате чего искажается звуковой состав слова.

Очень важно не пропустить такой момент и поддержать ребенка, ведь дислексия очень редко протекает на фоне нарушения интеллектуального развития. Как правило, легастеники и дисграфики имеют нормальную способность к обучению. Есть исследования, доказывающие, что творческие способности таких детей на порядок выше. Чаще всего ученики, страдающие дислексией, прекрасно рисуют и играют на музыкальных инструментах.

Но если вернуться к истории Игоря, то время, когда можно было скорректировать его патологию, к сожалению, упущено. Теперь для восстановления нормального навыка письма и чтения ему потребуется в несколько раз больше времени и сил. Чтобы избежать такой роковой ошибки, родителям необходимо вовремя улавливать первые признаки дислексии у ребенка и немедленно обращаться за помощью к логопедам.

Признаки дислексии:

  • скудность словарного запаса, неумение распознавать смысл слов, подмена одних понятий другими. Например, вместо «теплая вода» ребенок говорит «хорошая вода»;
  • ребенок не может запомнить, какая буква какой звук обозначает. Путает при произношении и при написании слова, начинающиеся с фонетически схожих букв: б-п, д-т, з-с, ч-щ;
  • при письме ребенок путает графически схожие буквы: п-т, б-в, р-ь;
  • при чтении ребенок переставляет местами звуки или целые слоги: «шаФрик» вместо «шаРфик», «моКОло» вместо «моЛОко»;
  • при обучении письму ребенок пишет буквы в зеркальном отображении: И-N, Я-R.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
25 дек 2015 в 10:35

Сразу видно, что комментируют люди, которые с данной проблемой у детей сами не сталкивались, в том числе и логопеды.
Почему-то отсутствие музыкального слуха, когда "медведь на ухо наступил", всем вполне понятно и от таких людей не требуют играть на музыкальных инструментах. Либо все понимают, что таким людям, чтобы сыграть простенькую пьесу, надо приложить титанические усилия, иногда безрезультатно. Когда такая же проблема связана с русским языком, сразу начинается: вы не занимаетесь, вы не читаете и т.д. и т.п.
Основная проблема в том, что ни педагоги, ни логопеды не знают, как работать не с дошкольниками и начальной школой, а с подростками, проблемы которых не смогли решить те же логопеды, к которым обращались в раннем возрасте, равно как и учителя репетиторы. И это все при том, что точные науки у ребенка идут на "ура".

Гость
24 дек 2015 в 16:45

Сейчас в школе все учителя ставят двойки и не пытаются вникнуть в проблему ребенка. Они считают что дали материал, а уже что там понял ребенок или не понял, их не волнует.
Если ввести ответственность учителя за большое количество двоек, тогда они больше будут уделять внимание такому вопросу как "усвоение материала".

Гость
24 дек 2015 в 23:46

А у меня вопрос к логопедам и не только.
Я пошла в школу в 1991 году.Никто в классе не умел читать и писать,только знали отдельные буквы и слоги,элементарное МАМА и т.д.И тем не менее, читать в итоге научились все, и "умненькие", и самые "дураки".Все до единого.И писать тоже,хоть кто-то и с ошибками. Нас учили читать и писать по советскому букварю.
Щас у детей-куча каких-то проблем. Связано ли это с тем, что система обучения чтению и письму поменялась?
Еще.Я считаю, что учить ребенка читать, писать, а также английскому языку и т.д. до школы-рановато.Мы этого не умели, и ничего, все в классе очень быстро научились и читать и писать. Ну хотя бы лет с 5-6, но не раньше. Связаны ли проблемы у детей со слишком ранним обучением всему?