Здоровье Все для слуха – операции и реабилитация

Все для слуха – операции и реабилитация

В Челябинской области в ближайшее время появятся два сурдологических реабилитационных центра – детский и взрослый, которые будут организованы на базе детской и взрослой областных больниц. В таких центрах планируется сконцентрировать всех необходимых специалистов для реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации.

С 2007 года кохлеарные имплантанты установлены 360 жителям области, как детям, так и взрослым. 15 пациентов имплантировались в минувшем году, троим из них импланты были установлены в Челябинске. В 2016 году южноуральские лор-хирурги намерены провести еще не менее 20 имплантаций. Однако сегодня очень остро стоит вопрос настройки слуховых процессоров и обучения пациентов различать и понимать звуки, которые они начинают слышать после операции.

Проблемы со слухом имеет около 2% населения Челябинской области, ежегодно с жалобами на снижение или потерю слуха к врачам обращается около трех тысяч взрослых пациентов. Кроме того, на сегодняшний день в области зарегистрировано 900 детей с диагнозом «глухота» и 700 с тугоухостью четвертой степени.

«Представьте, вы попали в страну, языка которой не знаете. Вы что-то слышите, но не понимаете, и сказать тоже не можете. Так и пациенты после операции – что-то слышат, но не понимают, их мозг не может обработать эту информацию, его необходимо этому научить», – поясняет председатель общественной организации «Мы слышим дождь» Наталья Рудакова.

По словам руководителя организации, представляющей интересы детей с патологиями слуха и их родителей, сегодня бремя реабилитации пациентов после дорогостоящей операции лежит на родителях. В частности, несколько раз в год им приходится ездить на настройку процессоров в федеральные центры, и каждый раз курс обходится минимум в 30 тысяч рублей. «Сегодня во всех крупных городах УрФО уже есть центры, в которых пациентам с нарушениями слуха оказывается комплексная поддержка: и в Екатеринбург, и в Оренбурге, и в Тюмени, а у нас до сих пор такого центра нет», – сетует Наталья Рудакова.

Справедливости ради надо сказать, что оборудование для настройки процессоров в Челябинске имеется, но для того, чтобы составить конкуренцию коллегам из Петербурга, южноуральским специалистам пока не хватает опыта. Есть и другая проблема – серьезный дефицит сурдологов и других специалистов, необходимых для оказания комплексной квалифицированной помощи пациентам в регионе. «На всю страну всего 357 врачей-сурдологов детских и взрослых, и в нашей области их тоже не хватает. В детской областной больнице штат укомплектован сурдологами менее чем на 50%», – признается главный детский сурдолог регионального минздрава Юлия Кадыкова.

Однако несмотря на дефицит и кадровый, и бюджетный, в этом году региональный минздрав все же дал добро на организацию таких долгожданных сурдологических реабилитационных центров. Один планируется открыть на базе детской областной больницы, второй – на базе поликлиники взрослой областной больницы.

Снижению и потере слуха способствуют острые и хронические отиты, заболевания сосудов, в результате которых нарушается кровоснабжение внутреннего уха. Свою лепту в статистику заболеваемости вносят профессиональные заболевания, развивающиеся из-за громкого шума и вибрации, акустические травмы и другие факторы. У детей причиной проблем со слухом чаще являются наследственность, патологии беременности и родов. У недоношенных детей риск проблем со слухом повышается в 20 раз в сравнении с доношенными детьми.

«Конечно, в идеале это должен быть отдельный единый центр, который возьмет на себя и детей, и взрослых, и в котором будут собраны все специалисты, – отмечает главный оториноларинголог-сурдолог минздрава области Илья Скирпичников. – Пришел пациент к сурдологу, от сурдолога пошел к аудиологу, настроили аппарат, после чего отправился к сурдопедагогу, дефектологу. Но для этого необходимо отдельное здание и колоссальные затраты».

Естественно, рассчитывать сейчас на организацию такого единого реабилитационного центра не приходится, поэтому решено было организовать два отделения на базе крупнейших больниц. «В Челябинской областной больнице уже укомплектован штат сурдологов, сейчас набираем аудиологов, реабилитологов, есть отделение, куда можно при необходимости госпитализировать пациентов, либо они будут приходить амбулаторно к сурдологу, аудиологу, общаться с психологом, сурдопедагогом. Со следующего года под сурдологический центр будет выделена половина этажа в поликлинике – семь кабинетов со всеми необходимыми специалистами», – рассказал Илья Скирпичников.

Чем раньше ребенку с глухотой установлен кохлеарный имплантант, тем больше шансов, что ребенок не отстанет в развитии от сверстников. Дети, которые прооперированы в возрасте до двух лет, в будущем могут обучаться в обычной общеобразовательной школе.

По аналогичной схеме планируется организовать детское реабилитационное отделение. Здесь будут заниматься пациентами спустя примерно через месяц после операции по кохлеарной имплантации, когда пациент восстановится после хирургического вмешательства. «У нас сейчас есть три врача-сурдолога, логопеды, сурдопедагога ждем из декретного отпуска. Этот специалист помогает врачу понять, начал ли слышать ребенок после настройки процессора или нет, учит родителей заниматься с ребенком, работать со слухом, чтобы он научился распознавать звуки. Планируется, что родители будут приезжать на консультации несколько раз в год, специалисты будут оценивать успехи ребенка и проводить коррекцию», – поясняет Юлия Кадыкова.

И родители, и врачи надеются, что реабилитационные центры смогут приступить к оказанию реабилитационной помощи в ближайшее время, тогда она станет гораздо доступнее для пациентов, и у них появится больше возможностей, чтобы успешнее социализироваться, а у детей будет гораздо больше шансов вырасти практически здоровыми, получить образование и найти себя как в профессии, так и в жизни.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления