ƒом ребенка: и семь€, и больница

 опейский дом ребенка – один из самых «молодых» и самый маленький в области. ќн был создан в 2001 году и размещен после ремонта в здании бывшего детского сада.  оечный фонд – 40 мест, но на сегодн€шний день в нем находитс€ всего 33 малыша от мес€чного до трехгодичного возраста. ” большинства из подопечных есть шанс попасть в семью – либо свою биологическую, либо приемную. «ћалыши поступают к нам по разным обсто€тельствам, – отмечает главный врач ќƒ– №8 ёли€ “юрина. – ≈сть "отказники", как правило, это дети-инвалиды с рождени€, есть малыши, которых, наоборот, изъ€ли из семьи из-за жестокого обращени€ родителей, у которых родители лишены родительских прав, есть у нас дети, их мало – биологические сироты, у которых или оба, или один родитель умерли, но большинство – это дети, наход€щиес€ во временном содержании». ѕо словам специалиста, вс€ работа с такой социальной проблемой, как социальное сиротство, сейчас направлена на то, чтобы сохранить семью, дать возможность ребенку воспитыватьс€ и жить в домашних услови€х, поэтому делаетс€ все, чтобы оказать семье любую посильную помощь. ≈сли родители, или одна мама, воспитывающа€ малыша, оказываетс€ в каких-то трудных жизненных обсто€тельствах, она может временно поместить малыша в дом ребенка, а потом его забрать без каких-либо санкций со стороны надзорных органов. Ёто может быть как необходимость пройти лечение, так и куда-то уехать по каким-то причинам, например, на заработки, или чтобы решить семейные проблемы.

«ћы – дом, – подчеркивает ёли€ ¬икторовна, – мы и кормим, и ухаживаем, и лечим, и развиваем малыша, а потом отдаем маме: хоть родной, хоть приемной». »гры и игрушки не сто€т без дела, на зан€ти€х у логопедов и психологов в ход идет все: и комплекты ћонтесори, и песочные столы, и разного рода чемоданчики с забавным содержимым, пестрые "дождики" и сухие бассейны, и несколько видов кукольных театров – от напалечного до ростового, и еще много-много всего интересного. –азвивающие программы создаютс€ педагогами так, чтобы отвечать самим потребност€м ребенка: активному и возбудимому помогут успокоитс€, застенчивому и пугливому – стать смелее и активнее, большое внимание удел€етс€ развитию мелкой моторики, речевого аппарата, коммуникативных навыков. Ќе забыты и родители – как приемные, так и биологические. ƒл€ них провод€тс€ беседы, разного рода школы, на которых специалисты учат взрослых играть с малышами, разговаривать, одним словом, находить контакт и понимание.

Ёто приносит свои положительные плоды. ѕо словам главного врача, за последнее врем€ «выбывает» из дома ребенка больше, чем поступает в течение года. Ёто могут быть как родные семьи, так и приемные. ѕопул€рны все формы устройства ребенка в семью – и опека, и усыновление. —пециалисты отмечают, что число российских семей, которые хот€т вз€ть малыша, значительно выросло. ≈сть и международное усыновление – один два малыша в год находит семью за рубежом, в основном это »спани€, √ермани€, »тали€ и другие страны, кроме јмерики, естественно.

Ёксперты отметили, что в учреждении созданы благопри€тные услови€ как дл€ физического, так и психического развити€, учитываетс€ даже разница в режимах дл€ самых маленьких, в одной группе – не более шести малышей. ≈сть дети и с т€желыми патологи€ми, дл€ которых в полной мере проводитс€ необходима€ медицинска€ реабилитаци€ и лечение. Ќедавно одного из подопечных прооперировали врачи федерального кардиоцентра, а другой малыш готовитс€ к операции в областной детской больнице. ¬ыхаживает и реабилитирует маленьких пациентов сам персонал дома ребенка.

1 / 3

«Ќаша задача – оценить, как поставлена работа по устройству детей-сирот в семьи, и соответствие учреждени€ критери€м, обозначенным в постановлении ѕравительства –‘ №481. ¬ дома ребенка малыши попадают с различными отклонени€ми в здоровье, поэтому важно пон€ть, как поставлена медицинские помощь и реабилитаци€, а также услови€ пребывани€ детей, их развити€ – и психического, и физического, и речевого, обстановка должна быть максимально приближена к домашней, семейной, у детей должна быть сво€ одежда, игрушки, свой уголок», – по€сн€ет член рабочей группы, заместитель начальника управлени€ организации медицинской помощи дет€м и матери€м минздрава „ќ Ёльвира ƒомрачева.

“акой мониторинг проводитс€ в насто€щее врем€ по всей –оссии, роль координатора возложена на ќбщественную палату –‘ и регионов. «¬ „ел€бинской области создано п€ть рабочих групп, в которые вошли представители самых разных организаций, как общественных, так и профессиональных: врачи, педагоги, психологи, специалисты опеки и надзорных органов, члены общественных объединений и Ќ ќ, волонтеры и так далее, всего 37 человек, – добавл€ет член ќбщественной палаты „ќ, координатор мониторинга ≈лена —ыркина. – Ќа сегодн€шний момент проверку прошли дев€ть детских домов, в том числе две школы-интерната, и один дом ребенка. ¬сего рабочим группам предстоит проверить 64 учреждени€, из них 53 детских дома, три дома-интерната, один реабилитационный центр и семь домов ребенка».

ѕо словам экспертов, за последние три года потребность в местах в учреждени€х дл€ детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, сократилась, поскольку «дети хорошо усыновл€ютс€, изменились социально-общественные обсто€тельства, работают все формы устройства детей в семью». «адача мониторинга – стимулировать этот процесс, дать общие рекомендации, обозначить пути решени€, если будут вы€влены какие-то несоответстви€.

1 / 5