ƒенис родилс€ здоровым малышом, но через полгода родители пон€ли, что он не слышит
ƒенис родилс€ здоровым малышом, но через полгода родители пон€ли, что он не слышит

¬ последнее воскресенье сент€бр€ во всЄм мире отмечают день глухих. » только кажетс€, что эта проблема где-то далеко. Ќа самом деле только на ёжном ”рале нескольких тыс€ч слабослышащих людей, причем многие из них живут в полной тишине. ¬ абсолютно здоровой семье Ўаиховых родилс€ глухой малыш. ќправившись от первого шока, родители задались целью наполнить мир маленького ƒениса разнообразием звуков. Ѕлагодар€ их упорству, помощи врачей и педагогов ƒенис смог пойти в школу и общатьс€ с друзь€ми. ћама мальчика «ульфи€ Ўаихова рассказала 74.ru, как они преодолевали нелЄгкий путь. 

ѕолгода безм€тежности

— ƒениска родилс€ доношенным, вполне здоровеньким малышом, поэтому в первые мес€цы мы даже подумать не могли, что с ним что-то не так. ¬прочем, может нам с мужем просто опыта не хватило, сын ведь был первым, а мы — еще совсем молодыми.

ћес€цам к шести поведение сына мен€ стало настораживать. ¬о-первых, он не произносил ни звука, и очень странно реагировал на шум: иногда погремишь игрушкой — он поворачиваетс€, а в другой раз гремишь — реакции никакой. —казала об этом педиатру, она направила нас к лор-врачу, а от него мы уже поехали в сурдологический центр. “ам специалисты сделали аудиограмму, обследовали сына и сказали, что у него двусторонн€€ тугоухость четвертой степени — это полна€ глухота, он ничего не слышал.

¬ первый момент у нас был шок. “акой беды ничего не предвещало — в семье ни у кого не было проблем со слухом, ни со стороны мужа, ни с моей стороны. ћы просто не ожидали, что такое может случитьс€ с нашим ребЄнком, не понимали, откуда это?

ћальчику вживили кохлеарный имплантант
ћальчику вживили кохлеарный имплантант

”слышит пение птиц

—луховые аппараты, которые нам выдали, проблему не решили, ответа не было. ј потом врачи предложили операцию. ¬мешательство предсто€ло не самое простое, кохлеарной имплантацией в „ел€бинске не занимались, нужно было ехать в —анкт-ѕетербург. —уть операции заключаетс€ в том, что в улитку внутреннего уха вживл€ютс€ электроды, которые стимулируют слуховой нерв. —ама система вживл€етс€ под кожу на голове. ѕотом информаци€ с импланта передаЄтс€ на речевой процессор, который крепитс€ снаружи.

ћногие родители бо€тс€ этой операции, но, когда врачи сказали, что сын сможет слышать шелест листьев, плеск воды, пение птиц, € пон€ла, что должна дать ему этот шанс, и мы ухватились за эту возможность.

Ќесколько мес€цев ушло на оформление инвалидности, поэтому на обследование в ѕитер мы поехали, когда сыну исполнилс€ год и три мес€ца. ѕомню, очень переживала, потому что врачи должны были решить, поможет в нашем случае операци€ или нет. ѕеред нами были дети, которым отказали, это была насто€ща€ трагеди€. Ќо нам врачи сказали, что можно делать операцию даже на оба уха, что у сына очень хорошо развита барабанна€ перепонка и есть возможность установить имплант.

—ам имплантант находитс€ под кожей, он передаЄт сигнал на внешний речевой процессор
—ам имплантант находитс€ под кожей, он передаЄт сигнал на внешний речевой процессор

≈ще полгода мы ждали операцию. я понимала, что упускать врем€ нельз€, нужно что-то делать, поэтому старалась заниматьс€ с сыном, учила реагировать его на вибрацию. —адила за стол, раскладывала перед ним игрушки, на стук он складывал игрушки в ведЄрко. —пециальных жестов мы с мужем не знали, да и наде€лись, что сыну они не пригод€тс€, поэтому обходились самыми простыми, когда звали сына кушать или гул€ть.

¬ —анкт-ѕетербурге мы провели всего п€ть дней. »мплант вживили, а потом мы еще три мес€ца ждали, когда его можно будет подключить. ќгромные глаза сына в тот момент, когда он впервые услышал мой голос, не забуду никогда (”лыбаетс€.).  огда подключили речевой процессор, у него сразу выражение лица помен€лось, он не пон€л, что происходит, откуда по€вилс€ звук. ѕредставьте, два года жить в абсолютной тишине, а тут просто взрыв мозга. ќн не знал, что делать, но с первых мгновений начал ловить каждый звук, было очень интересно. ¬ первые дни он пыталс€ отличить мамин голос от папиного, училс€ понимать интонацию, отличать другие звуки.

ѕервое подключение врачи проводили на очень низкой громкости, и мы потихоньку еЄ потом добавл€ли. ћне кажетс€, он так быстро привык к миру звуков, будто с самого начала слышал.

¬ два года ƒенис первый раз услышал голос мамы
¬ два года ƒенис первый раз услышал голос мамы

–от не закрываетс€

Ќо одно дело было слышать звуки, сыну нужно было учитьс€ их понимать и пытатьс€ воспроизводить. ¬рачи нам посоветовали наклеить по всей квартире буквы, мы проходили мимо и посто€нно его спрашивали: кака€ буква? “о есть все дети начинают говорить словами, говор€т «мама», «папа», а ƒенис начинал с букв. ќн внимательно смотрел, как € произношу букву, как открываю рот и старалс€ повтор€ть, копиру€ звук. ѕотом € стала усложн€ть задачу, прикрыва€ рот рукой, чтобы он произнЄс звук самосто€тельно. ѕостепенно начали составл€ть с ним слоги, потом слова.   трЄм годам сын заговорил.

√оворить ƒенису всЄ же было трудно, поэтому мы пошли в специализированный детский сад, с ним там занималась педагог-дефектолог, зан€ти€ каждый день групповые и индивидуальные. ¬ группе было человек дев€ть. ¬ школу он пошЄл уже читающий. Ўколу мы тоже выбрали специализированную, дети здесь занимаютс€ по общей программе «Ўкола –оссии», но в классе их всего п€ть человек, и у педагога есть возможность подходить к каждому ребЄнку более индивидуально, останавливатьс€, если кто-то что-то не успевает. Ќо € знаю детей, которые после кохлеарной имплантации учатс€ в обычной школе. ¬ любом случае у ƒениса будет такой же аттестат о среднем образовании, и он сможет учитьс€ дальше и получить профессию.

я очень благодарна педагогам. ћы ведь не знали, как правильно заниматьс€, а воспитатели в садике и учител€ в школе не только занимались с детьми, но и нас обучали, как с ними работать дома, как делать гимнастику €зыка, чтобы разработать его побыстрее. —ейчас ƒенис из школы приходит — у него рот не закрываетс€, рассказывает, что ел, с кем играл, что было. — реб€тами хорошо общаетс€, у него очень много друзей. —вободно понимает «воркование» младшей сестрЄнки, слышит не только всЄ, что ему говор€т, но шелест листьев, как обещали врачи.

—пуст€ несколько лет мальчик хорошо слышит, разговаривает и свободно общаетс€ с окружающими 
—пуст€ несколько лет мальчик хорошо слышит, разговаривает и свободно общаетс€ с окружающими