Здоровье Импортное оборудование: в ожидании конца

Импортное оборудование: в ожидании конца

Артроскопические операции вышли из разряда уникальных. Современные технологии позволяют проводить хирургические вмешательства на суставах различными методиками, в том числе и малоинвазивными. Это стало возможным не только благодаря высокому профессионализму хирургов, но и современному оборудованию, призванному повысить качество диагностики и дать возможность хирургу выбрать наиболее эффективный метод лечения, снизить травматичность вмешательства и сократить время реабилитации пациента. Особенно если это ребенок. Однако благодаря инициативе чиновников совсем скоро хирурги могут остаться без нужного оборудования, а дети – без качественной медицинской помощи.

Бочка меда

Последствия травмы, да и хирургического вмешательства, могут негативно сказаться на правильном развитии молодого организма. Следовательно, перед врачами – травматологами и ортопедами – стоит задача максимально нивелировать эти последствия. И без помощи современных хирургических стоек в этом просто не обойтись.

Такая специальная артроскопическая стойка появилась около 20 лет назад в межрайонном детском отделении ортопедии и травматологии ГКБ №9. Ее уникальность в том, что она – единственная в Челябинской области, а это значит, что со всего Южного Урала детей, нуждающихся в артроскопии, везут в «девятку». Сегодня этот аппарат дополнен холодноплазменным радиочастотным аблятором, закупленным для отделения по программе модернизации здравоохранения. Он предназначен для работы внутри сустава, в частности для удаления поврежденных частей с помощью холодноплазменного излучения.

Из всех больниц Челябинской области подобным может похвастаться лишь отделение травматологии ЧОКБ, но там операции выполняются только взрослым пациентам. Но в области очень много маленьких пациентов, которые страдают разрывами передней крестообразной связки или тяжелой формой нестабильности сустава. Есть дети, которые по тем или иным причинам нуждаются, например, в удалении мениска или связки, в обработке поврежденного хряща или синовии, в синовиэктомии. Все эти вмешательства позволяет выполнять холодноплазменный аблятор. Главное в таких операциях, как поясняют хирурги, – правильно подобрать головку, а остальное – дело умелых рук.«Главное его отличие от других абляторов в том, что рабочая головка не нагревается выше 37 градусов, хотя другие могут раскаляться и до 80 градусов, что может привести к ожогам тканей, – поясняет хирург-ортопед межрайонного детского отделения ортопедии и травматологии ГКБ №9 Михаил Алексеев. – Холодноплазменный аблятор единственный из подобных аппаратов, сертифицированный для детской ортопедии и операциях на детских суставах».

Николай Боев,
заведующий межрайонным детским отделением
ортопедии и травматологии ГКБ №9

«За прошедший 2013 год с помощью нового аблятора было произведено более ста операций, но это, увы, не покрывает потребности области», – говорит заведующий межрайонным детским отделением ортопедии и травматологии ГКБ №9 Николай Боев.

Впрочем, не только хирургические стойки помогают возвращать подвижность конечностям маленьких пациентов. Недавно приобретенный по той же программе модернизации здравоохранения компьютерный томограф позволяет ставить максимально точные диагнозы. Пример тому – случай с 14-летним любителем паркура, который попал в отделение в сентябре 2013 года. После неудачного приземления мальчик получил очень сложный перелом: его бедро буквально ушло в таз. К сожалению, обычный рентгеновский снимок не мог показать реальную картину перелома. Лишь только после компьютерной томографии стали видны истинные масштабы травмы. «Компьютерный томограф помог нам осуществить второй этап операции: наложить пластину и восстановить впадину, – говорит хирург-ортопед межрайонного детского отделения ортопедии и травматологии ГКБ №9 Павел Корзников. – Тот кусок, который отломился от таза, из-за чего бедро и ушло в таз, мы увидели только на КТ, а на рентгене он не просматривался».

Ситуация такова, что, не будь в отделении компьютерного томографа, ребенок со столь сложным переломом, скорее всего, остался бы инвалидом и не смог ходить. Сейчас же после нескольких операций он не просто самостоятельно передвигается – он бегает.

«Очень важно, что у нас в отделении созданы направления узкой специализации: одни хирурги занимаются щадящими эндоскопическими операциями на суставах, другие делают кропотливую работу по лечению конечностей с ортопедическими проблемами аппаратными методиками Илизарова, третьи занимаются травматологией в широком смысле слова с использованием металлических конструкций, – считает Николай Боев. – Узкая специализация позволяет добиться хорошего эффекта». Показательно, что такие сложные, высокотехнологичные вмешательства выполняют маленьким пациентам абсолютно бесплатно.

Ложка дегтя

Пока готовился материал, закончился срок общественного обсуждения проекта Минпромторга России по ограничению закупок зарубежного медицинского оборудования. В апреле проект планируется вынести на обсуждение уже в правительство страны. Идея чиновников поддержать отечественного производителя, мягко говоря, привела в недоумение врачей и бизнес-экспертов. Большинство российской аппаратуры по качеству на порядок ниже зарубежной, а это значит, что дефицит медизделий в больницах – реальное будущее здравоохранения, которое повлечет за собой снижение качества медпомощи.

Правда, директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович утверждает, что те виды оборудования, которые не производятся в России, будут закупаться за рубежом, как и раньше. Проект коснется только тех медизделий, которые производятся в России либо в недостаточном объеме, либо уступают по качеству импортным аналогам. По ее словам, мера Минпромторга должна создать условия для здоровой конкуренции среди отечественных производителей. Однако с Ларисой Попович не согласны врачи, которые в один голос утверждают, что в условиях монополии, которая неизбежно возникнет на российском рынке медизделий, ни о какой конкуренции речи быть не может, поскольку производитель станет диктовать свои цены и условия.

При этом эксперты считают, что главной недоработкой проекта является его барьерный характер без переходных периодов и выбора приоритетных для страны технологий. Как сказал исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Александр Третьяков, рассчитывать на то, что иностранные инвесторы смогут быстро создать промышленные площадки в России, не приходится, а значит, и рассчитывать на высокотехнологичное оборудование по низким ценам – тоже.

Следовательно, существует опасность, что маленькие пациенты не только «девятки» в скором времени окажутся без высокотехнологичной помощи, поскольку уровень отечественного оборудования для ортопедии намного ниже зарубежных аналогов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления