Здоровье Кризис – лучшее время для школы

Кризис – лучшее время для школы

Многие родители, решая, отдавать ребенка в школу в шесть или семь лет, вспоминают, когда пошли в школу они сами. Если в детстве у мам и пап проблем с началом учебы не было, как правило, ребенок идет в школу в том же возрасте, что и его родитель...

" src=

Многие родители, решая, отдавать ребенка в школу в шесть или семь лет, вспоминают, когда пошли в школу они сами. Если в детстве у мам и пап проблем с началом учебы не было, как правило, ребенок идет в школу в том же возрасте, что и его родитель. Если личный опыт был неудачным, к решению этого вопроса родители будут подходить «от противного». В любом случае единого рецепта – отдавать ребенка в школу в шесть, семь или почти в восемь лет – не существует. «Главное – вовремя поступить и вовремя закончить учебу в школе, чтобы не стать "переростком" или "недоростком"», – уверен д. м. н. доцент кафедры неврологии, мануальной и рефлексотерапии УГМАДО Леонид Плеханов.

Родителям следует знать, что развитие ребенка происходит неравномерно. На различных этапах изменения в детской психике могут происходить постепенно, а могут – резко. Возрастные изменения, проявляющиеся медленно, фиксируются в структуре личности, становятся устойчивыми. Во время возрастных кризисов ребенок внезапно меняется: отказывается от прежнего стиля поведения, у него происходит переоценка ценностей. Например, игра, которая для многих дошколят составляет основное содержание жизни, постепенно отходит на второй план. Этот кризис происходит в основном в семь лет, отделяя школьный возраст от дошкольного детства, которое имеет границы от трех до семи лет. Кризис семи лет может сместиться к шести или восьми годам и не зависит от того, в каком возрасте ребенок сел за парту. Психологи рекомендуют родителям отдавать в школу ребенка именно в том возрасте, когда происходит кризис – меняющейся личности легче приспособиться к изменению своего статуса. Определить, когда это произойдет, можно, наблюдая за ребенком.

Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят тестирование и собеседование с психологом. Задача специалиста – определить готовность ребенка к школе. «Готовность ребенка к обучению – это комплексное понятие, поэтому и определять нужно комплексно. Зрелость нервной системы, которая в основном достигается к семи годам, не гарантирует физическую готовность ребенка, – объяснил Леонид Плеханов. – Таким образом, можно быть готовым к обучению интеллектуально, но, имея какие-либо соматические заболевания, не суметь высидеть ни одного урока. Этапы созревания нервной системы общеприняты, но темпы – различны. Например, у мальчиков и девочек развитие происходит по-разному, а у мальчиков темп созревания медленнее, следовательно, и готовность снижена».

Специалисты выделяют два основных аспекта готовности ребенка к школе: личностный и интеллектуальный. Личностная готовность – это отношение к учению, заинтересованность в общении, готовность принимать нормы детского коллектива, слушать взрослых. Интеллектуальная готовность – уровень развития памяти. Например, к семи годам ребенок запоминает не менее половины из десяти слов, после трех, четырех прочтений помнит почти все, а через час забывает не больше двух слов из этого десятка. Важны и уровни развития наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Не следует забывать родителям и об эмоциональной готовности ребенка. Классная руководительница моей сестры в первом классе жаловалась маме, что ее ребенок без спроса может встать и выйти из класса или же достать из сумки еду и начать есть во время урока. Так продолжалось примерно три, четыре месяца, пока после многочисленных объяснений мамы сестра поняла, что в школе есть определенные правила и что их надо соблюдать. Дети очень спонтанны, непредсказуемы и концентрировать внимание сорок пять минут на одном занятии не могут. Усидчивость – тоже возрастной показатель.

Комплексная готовность к обучению в школе может быть высокой, но в силу личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в обучении. В этом случае большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку при обучении. В России этого пока, к сожалению, нет.

Врач-психотерапевт высшей категории Елена Виноградова считает, что детей нужно отдавать в школу с семи лет, потому что шестилетний ребенок среди семилеток становится очень легкой добычей, уязвимой мишенью для дразнилок. «Ребенок, который младше своих одноклассников, может чувствовать себя скованно, бояться окружающих и волноваться, удастся ли найти друзей, он бывает физически слабее или менее ловок, чем ребята в классе, и поэтому чаще становится мишенью для отрицательных эмоций других детей», – отмечает Елена Александровна. Как бы шестилетний ребенок ни старался побыстрее вырасти, психологически он всегда будет младше, это помешает ему проявить и развить свои лидерские качества.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления