Все новости
Все новости

Оформление недвижимости: интернет-революция?

Поделиться

Законотворцы вновь подняли тему о переводе регистрации сделок в Интернет – «дорожная карта» уже разработана и будет рассматриваться правительством в октябре. Новая стратегия обещает привести к революционному прорыву в сфере регистрационного учета недвижимости: и в «окошке» придется отстоять всего 10 минут, и «зеленку» выдадут за пять дней, и Россия к 2018 году выйдет на четвертое место в мире по темпам оформления сделок. Готова ли страна к переходу на интернет-процедуру кадастрового учета и регистрации жилья?

Об упрощении регистрационного и кадастрового учета и переводе оформления сделок в интернет-пространство заговорили летом 2011 года. Тогда были разработаны поправки в закон о госрегистрации прав на недвижимость. Сегодня законотворцы еще на один шаг приблизили страну к изменениям – Агентство стратегических инициатив (АСИ) подготовило «дорожную карту». К середине октября, после рассмотрения в Минэкономразвития, стратегия должна быть внесена в правительство.

Как сообщает издание «Ведомости», сегодня в списке Всемирного банка Doing Business Россия по регистрации сделок с недвижимостью занимает 45 место из 183. Переход в онлайн-режим должен к 2015 году поднять страну на 11 место (сейчас его занимают Дания и Исландия), а к 2018 году – на четвертое, где сегодня находится Белоруссия. Пока регистрация сделок – длительный процесс. По оценкам Всемирного банка, в Москве оформление типовой сделки с земельным участком и зданием занимает 43 дня и обходится в 0,2 процента стоимости объекта.

«Дорожная карта» обещает сократить возможности для коррупции и злоупотреблений: число процедур для регистрации недвижимости уменьшится с пяти до одной. При этом можно будет регистрировать права удаленно, заверив документы электронно-цифровой подписью. По данным руководителя рабочей группы при АСИ, подготовившей «карту», Олега Скуфинского, к 2020 году 70 процентов регистрационных действий пройдет через Интернет. На текущий момент с помощью Мировой Паутины регистрируется не более пяти процентов сделок.

Кроме того, чиновники планируют повысить полноту и достоверность сведений в едином реестре недвижимости и наладить межведомственное взаимодействие. К примеру, не нужно будет подавать отдельное заявление о кадастровом учете – сотрудники ведомств сделают это сами. Нотариусы, страховщики и банки перестанут требовать бумажные документы и начнут получать сведения сами. На прием в Росреестре в идеале будет уходить не более 10 минут (сегодня в среднем россиянину приходится тратить час), а записаться можно будет за день. Сократятся и сроки оформления документов: регистрация прав вместе с кадастровым учетом займет неделю вместо нынешних 20 дней, кадастровый учет будет проводиться за пять дней.

Конечно, реализация революционных задумок отразится на бюджете страны. По предварительным оценкам АСИ, затраты федерального и региональных бюджетов могут составить до 200 миллиардов рублей. Но ожидается, что расходы окупятся: в зарубежной практике эффективные системы регистрации прав собственности приносят в четыре раза больше, чем в них вложено.

Готова ли страна к переходу на новую стратегию регистрации недвижимости? Сегодня на Южном Урале уже предпринимаются попытки по сокращению сроков государственной регистрации. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.07.2012 №133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 30 июля 2012 года на госрегистрацию недвижимого имущества отводится 20 календарных дней, если не возникает никаких препятствий. Так происходит переход к принципу «одного окна». Онлайн-режим также начинает работать. Как сообщает сотрудник пресс-службы Управления Росреестра по Челябинской области Лариса Шишкина, южноуральцы с 1 марта 2012 года могут воспользоваться предварительной записью на прием в отделения Управления Росреестра через Интернет. Записаться можно на следующий день и далее. «Для этого нужно набрать в адресной строке портал госуслуг Росреестра, зайти в раздел «Офисы и приемные», сделать выборку по «Челябинской области», затем выбрать нужный район или населенный пункт, – поясняют в пресс-службе Управления Росреестра. – Кликнув по отделу, который удобнее всего расположен, и пройдя по ссылке «предварительная запись на прием», заявитель должен заполнить все поля, в том числе и указать желаемое время и дату. После этого на электронный ящик заявителя придет талон. Осталось его распечатать и в указанный день обратиться в указанное окошко».

Добавим, что с 1 октября 2012 года в отдел приема-выдачи документов и информации №1 Управления Росреестра, который находится в Челябинске на улице Елькина, 85, можно будет попасть только по предварительной записи – через портал Росреестра или по талону электронной очереди, выданному в терминале. Другие три отдела, расположенные в областном центре, принимают заявителей в прежнем режиме.

Эксперты рынка недвижимости прогнозируют, что регистрационные услуги через Интернет не будут популярны среди простых горожан, которые пару раз в жизни пользуются подобными услугами. Так, по мнению директора АН «Авиталь» Максима Пантелеева, интернетизация будет на руку тем, кто занимается соответствующим бизнесом или перепродажей квартир. «Нужно включать в этот порядок не только людей, но и организации, задействованные в процессе. Бывает, что они с опозданием реагируют на изменения, – отмечает эксперт. – К примеру, когда мы около года назад пытались получать выписки из ЕГРП по новой системе, банки оказались не готовы распознавать приобретенный ключ».

Начинать же, по мнению эксперта, стоит не с внедрения новых услуг в Интернет, а распространения и удешевления электронной цифровой подписи. Когда она будет применяться не только для регистрации квартиры, а для идентификации заявителей, получающих другие госуслуги, интернет-регистрация будет популярнее.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter