Россияне смогут получать неустойку с предприятий ЖКХ, если будут недовольны качеством оказываемых услуг. Причем размер неустойки – до 30% от среднемесячного размера платы. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс подготовил Минрегион. Впрочем, ужесточения коснутся не только ресурсников, но и должников, забывающих оплачивать коммунальные услуги – неустойки за просрочки грозят увеличить вдвое, а наиболее злостных неплательщиков лишат права продажи жилья.
Накажут рублем
Число россиян, недовольных качеством предоставляемых услуг ЖКХ, по данным ВЦИОМ, выросло до 58 процентов. Не поэтому ли в Минрегионе обеспокоились «безнаказанностью» недобросовестных поставщиков ресурсов? Ведомство подготовило поправки в Жилищный кодекс, по которым за некачественные коммунальные услуги потребителям будут выплачиваться неустойки. За плохое качество или перебои поставщик будет должен потребителю 30 процентов от среднемесячного размера платы за услуги. Схожим образом предлагается наказывать коммунальщиков и за нарушение порядка расчета платежей – иными словами, за начисление лишней квартплаты, пишут «Новые известия». За такой проступок нужно будет заплатить неустойку в размере 10% от величины превышения неправильно рассчитанной платы, но не менее 200 руб. При этом размер неустойки не может превышать 50% от величины среднемесячного размера платы за 6 месяцев.
Однако к новому законопроекту возникает много вопросов. Первый: какие суммы придется направлять на уплату неустоек, ведь, как известно, недовольных услугами ЖКХ, в России немало. Так, по информации Росстата, 8% сограждан до сих пор живут в домах без водопровода, у 36,1% периодически случаются перебои в централизованной подаче холодной воды, 5,6% жителей жалуются на постоянные перебои. Горячей воды нет в домах у четверти россиян. С периодическими перерывами она поступает в 40,2% многоквартирных домов, с постоянными перебоями – в 6,5% домов. В целом на плохое качество воды жалуются почти четверть опрошенных. Не радостнее ситуация и с отоплением. Так, дополнительные источники тепла для обогрева помещения используют в 28,3% домохозяйствах. А 13,3% домовладельцев до сих пор протапливают дом русской печью. Поставки электроэнергии тоже оставляют желать лучшего. 27,5% семей страдают от перебоев электричества. У 8% граждан не бывает света более одного раза в неделю, у 37% – и того чаще.
Еще вопрос – как будет фиксироваться, скажем, недостача услуг? «Я слабо представляю масштабы цифр претензий, – рассказал первый заместитель директора ЧКТС Александр Заярный. – Кроме того, сегодня в части отопления существует слабый механизм предъявления и доказательств, что услуга не была предоставлена. Для того чтобы зафиксировать нарушения в каждом помещении, нужны определенные приборы. А если, например, приборы отопления работают нормально, услуга предоставлена, а форточка разбита? Из-за этого температура в помещении низкая, но не по вине организаций, а потому что разбито окно. То есть для предъявления должны быть измерены отопление, температура в помещении, эффективность ограждающих конструкций: утеплены ли окна, какова толщина двери, есть ли трещины в стене. А значит, нужна тепловизионная оценка. Доказать еще тем сложнее, что индивидуальных счетчиков в городе установлено очень мало, потому что это дорого, не совсем надежно и непонятно, как его применить. Общедомовых больше – порядка 30 процентов. Но это совсем не показатель – в случае с домом еще сложнее доказать, ведь в одной квартире может быть перегрев, в другой – недогрев».
Температура по палате
В Челябинской области цифра ненамного отличается от всероссийской. Как сообщили в организации «Прозрачное ЖКХ», число недовольных южноуральцев колеблется в пределах 60 процентов. Причем жалуются как жители городов, так и обитатели сел.
«Во многих отдаленных селах до сих пор нет коммуникаций, – рассказывает представитель организации Александр Святов. – Как-то зимой наблюдал картину в Нагайбакском районе. В одном из сел замерзла колонка с водой, и пенсионерки в итоге растапливали снег, чтобы пить». По словам Александра Святова, в основном земляки жалуются на качество услуг ЖКХ, но здесь многое зависит от поставщика услуг – управляющих компаний и, собственно, от состояния жилищного фонда.
«Должна быть дубина против недобросовестных поставщиков, – продолжает Александр Святов. – Но надо учитывать, что некоторые ситуации могут быть тупиковыми. Например, с ветхо-аварийным жильем. Понятно, что там живут в основном пенсионеры, и собираемость средств маленькая, как тут быть УК? Естественно, денег на ремонт и содержание будет не хватать. А все эти неустойки еще нужно доказать. Как? Через суд. То есть все погрязнет в бесконечных судебных тяжбах».
В Горжилинспекцию с начала года поступило 70 обращений от южноуральцев. В основном жалуются на неисправность кровли и инженерных систем, плохое содержание подъездов и придомовой территории, а также на качество коммунальных услуг. Нам рассказали об ахиллесовых пятах местных коммунальщиков. «Чаще всего все проблемы носят сезонный характер. Например, по поводу электроэнергии граждане жалуются на низкое напряжение. Особенно эта проблема актуальна для сельской местности, из-за изношенности инженерных систем. А также недовольны перепадами напряжения. Они случаются, когда, например, зимой, работает много электроприборов, – говорит начальник Челябинского отдела управления ГЖИ областного минстроя Николай Гашков. – Проблема с водоснабжением часта там, где нет своих источников водозабора. Летом на этой территории не хватает воды, и где-то даже вводят график подачи. На отопление жалуются, как правило, осенью, когда начинается отопительный сезон. Все мерзнут и хотят, чтобы поскорее дали тепло. Но тут нужно учитывать, что Челябинск – большой мегаполис, и запустить все враз с 1 октября проблематично. Хотя город делает в этом направлении успехи. И с каждым годом отопительный сезон начинается все оперативнее».
А вот в управляющих компаниях города ничего хорошего от нового закона не ждут. «Все последние поправки в Жилищный кодекс вносятся с целью лоббирования интересов ресурсоснабжающих организаций, – уверен руководитель пресс-центра компании «Ремжилзаказчик» Тимур Сафиуллин. – Между тем в тариф ресурсников уже включены все потери, зарплаты. У управляющих компаний, по сравнению с ними, очень скромные аппетиты. Многочисленные советы говорят о том, что тарифы УК малы – за эти деньги невозможно привести дома в должное состояние. Гражданам это преподносится как вина УК. И новые неустойки опять обернутся не в нашу пользу. Видимо, это делается, чтобы обанкротить компании-посредников».
В ЧГТС тем не менее считают, что неустойки придется выплачивать всем. «Скорее всего выплата ляжет на УК, – поделился мнением Александр Заярный. – А вообще многое зависит от региона и способа управления домом. Если говорить о теплоснабжении в Челябинске, многие выплаты лягут и на поставщиков».
С должников – три шкуры?
Между тем ужесточение санкций коснется не только поставщиков услуг ЖКХ. Пояса затянут и собственникам недвижимости, не привыкшим платить по счетам. Должники, забывшие об оплате больше, чем на полгода, по мнению Минрегиона, должны быть лишены права продать или оформить дарственную на свою квартиру. Кроме того, сумму неустойки за просрочку оплаты предлагается увеличить почти вдвое – до 1/170 части ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день ожидания оплаты (сейчас день просрочки оценивается в 1/300 часть). Отметим, что, по данным Национальной службы взыскания, задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги к 1 июня выросла до 733 млрд рублей.
В организации «Прозрачное ЖКХ» отмечают, что в Челябинской области насчитывается уже 10 процентов должников. «Это, в основном, люди безденежные, у которых маленькая зарплата или пенсия, и они не могут заплатить за коммуналку, – рассказывает Александр Святов. – Или это те же недовольные услугами ЖКХ, которые считают себя в праве не платить за плохое качество».
Однако в ГЖИ не соглашаются – среди неплательщиков немало и состоятельных граждан, платить которым, видимо, не позволяют принципы. «Вот недавно рассматривалось обращение от организации в отношении вполне состоятельного челябинца, который задолжал за коммуналку несколько сотен тысяч рублей, – вспоминает Николай Гашков. – Его было решено отключить от услуг, и только тогда он начал выплачивать свои долги».
В УК также жалуются на недобросовестных потребителей. «К концу года у нас стабильная недоплата – 4-5 процентов по жилищному фонду, – рассказывает Тимур Сафиуллин. – Но это еще немного. Нам в какой-то степени повезло с жильцами: в ведении компании – старенькие дома, в которых проживает в основном старшее поколение – добросовестные плательщики. А молодые жильцы спальных районов, действительно, часто забывают о квартплате, считают этот расход не приоритетным».
Однако решение насчет ограничения распоряжения собственностью жилья, по мнению экспертов, достаточно спорное. «Принятие закона повлечет за собой и поправки относительно права собственности, – уточняет Николай Гашков. – Пока у нас это право неприкосновенно. В любом случае все будет решаться в судах».