Жители более 400 домов, управляемых ДЕЗ Калининского района, получили в феврале странные квитанции. В них плюсом к коммунальным платежам прописывалась сумма за добровольное страхование жилья и гражданской ответственности. В УК это преподнесли как панацею от ущерба, однако жильцы усмотрели в этом попытку «выжать» из них деньги. В перипетиях конфликта разбирался сайт DomChel.ru.
Свою позицию относительно «дополненных» квитанций в ДЕЗ Калининского района объяснили следующим образом: в УК поступает много жалоб от жильцов, которых топят их же соседи. Бороться с нерадивыми собственниками в компании решили, включив в плату за коммунальные услуги сумму за добровольное страхование жилья и гражданской ответственности. «УК ДЕЗ в качестве поддержки программы страхования обеспечивает возможность удобной оплаты страхования путем внесения платежа за страховку в квитанции за квартиру», – сообщается на сайте компании. В счете, который предоставила редакции одна из читательниц, за квартиру в 68 квадратных метров по этим двум пунктам насчитали более 120 рублей. Причем их включили в общую итоговую сумму, подлежащую оплате. А на обратной стороне квитка был напечатан договор оферты добровольного страхования жилого помещения от страховой компании «ВСК».
Однако наиболее внимательные собственники квартир заметили лишние строчки в платежке и усмотрели в этом навязывание услуги. «Платить по строке за страхование я не собираюсь, – делится мнением корреспондент газеты «Комсомольская правда» Инна Кумейко, также получившая дополненную февральскую платежку. – Считаю, что нужно знать, за что деньги выкладываешь». Женщина рассказала, что сама уже много лет сознательно страхует свою недвижимость, – научил горький опыт, когда затопили собственные соседи. «Квартиру я страхую сама и знаю свой тариф и возможные выплаты по страховке. А в предлагаемой ДЕЗом страховке непонятно, какой тариф применяется, ведь для этого нужно составить опись жилья, оценить ремонт, а ничего этого не делалось. Что я получу на выходе? Рулон дешевых обоев или венецианскую штукатурку? А кот в мешке мне не нужен», – убеждена собеседница.
Смущает людей и другое: почему страхование, которое является добровольным, вписали в общие платежи, тем самым приравняв его к обязательным. «Прислали бы месяцем ранее объяснение, мол, ожидайте в феврале квитанции с дополнительными графами, хотя такая инициатива со стороны УК тоже под большим вопросом, – добавляет челябинец Василий Авилов. – А по уму вообще нужно информацию о страховании размещать на отдельном квитке, все же знают, как у нас люди невнимательно в платежки вчитываются. И в нашем доме по проспекту Победы уже многие заплатили дополненную сумму. Как тут не подумать, что на невнимательность жильцов в ДЕЗе и рассчитывали».
В Башкирии в 2010 году местная прокуратура доказала, что включение в общую квитанцию оплаты жилищно-коммунальных услуг строки «добровольное страхование» является незаконным, так как противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, федеральному закону «О конкуренции» и постановлению российского правительства, утвердившему правила предоставления услуг гражданам страны. Но административное дело о нарушении конкуренции в антимонопольной службе возбудили по заявлению другой страховой компании, посчитавшей, что УК проводит согласованные действия с администрацией Уфы. Прокуратура республики потребовала от уфимского мэра расторгнуть агентский договор по организации добровольного страхования жилья.
В УФАС области тем временем разводят руками – как-либо повлиять на УК ведомство не в силах. «В 2007 году у нас была подобная практика в Сатке, когда УК также рассылала квитанции с подобной графой, но тогда суд не встал на нашу сторону, – рассказала начальник отдела антимонопольного контроля УФАС по области Юлия Расторгуева. – Это, скорее, вопрос защиты прав потребителя, нежели регулирования антимонопольной деятельности, и его решением должна заниматься прокуратура». Тем не менее косвенно специалисты признали некорректность внесения графы обязательного страхования в общие платежки. «Добровольное страхование должно быть добровольным, а принудительного страхования у нас нет, – добавила представитель УФАС. – Важно, чтобы УК правильно довела до людей информацию».
Жильцы заволновались, не станет ли первый ошибочный платеж своеобразным согласием на оказание услуги. УК сама ответила на этот вопрос. После поступивших нареканий в адрес ДЕЗа на сайте компании появилось уведомление о том, что информация о «Добровольной программе страхования жилых помещений и гражданской ответственности» в платежках за февраль была размещена некорректно – внутри общего платежа. «В следующем месяце эта ситуация будет исправлена», – пообещали в УК. «Если вас не интересует данная услуга, но вы произвели оплату, мы готовы вернуть деньги», – сообщается на сайте.