Если звонкая капель бежит не только с козырька подъезда, но и с лампочки в зале – значит, наступила весна: пора доставать тазы и ведра. В ГЖИ Челябинска уже потеряли счет жалобам на протекшую после обильного таяния крышу. В редакцию DomChel.ru обратились пострадавшие жильцы домов по адресам Сулимова, 98 и Пирогова, 1б. Однако винят они в своих бедах далеко не уральскую оттепель.
В темноте и сырости
76-летняя пенсионерка Анна Звездина живет с внуком-инвалидом второй группы в пятиэтажке по адресу Сулимова, 98. Денег женщине не хватает даже на стационарный телефон, а тут еще коммунальная напасть: с первой оттепелью потолок и стены стали мокнуть, вода сочилась по стене, бежала с лампочки, старушка только успевала бегать с тазиками. В начале марта нового года история повторилась. «Вода сильно лилась, все промокло до плинтусов! Я без конца тряпками воду собирала, выжимала, круглые сутки почти дежурила – боялась соседей снизу затопить, – вспоминает Анна Яковлевна. – Тут уж и пятнами все желтыми пошло, а теперь вот и чернота какая-то на стене появилась, ничего не пойму». Черные пятна на намокших обоях – уже образовавшийся от сырости грибок, и пенсионерка с внуком вдыхают его споры. Из-за влажности женщина вынуждена обходиться еще и без света: электрик от греха подальше отключил питание. Причем когда снег окончательно растает и стены с потолком просохнут, электричество все равно не появится, сначала придется заменить изрядно подгнившую проводку.
В управляющей компании на все просьбы и жалобы, по словам Анны Звездиной, только разводят руками. «Прошлой весной на крыше сделали небольшие заплатки – не помогло. На хороший ремонт, говорят, средств у них нет, – сетует пенсионерка. – Да и проводку мне в любом случае менять за свой счет придется, так сказали электрики, а у меня нет денег. И куда мне обращаться, кто поможет?»
Другой обладатель квартиры на последнем этаже Дмитрий Осокин как никто понимает Анну Звездину. В двушку на окраине Ленинского района он с женой заехал в 2010 году. «Когда покупали квартиру на крайнем этаже – специально удостоверились, что буквально год назад в доме был сделан капремонт крыши, – рассказывает Дмитрий. – В первую же весну нас затопило, причем глобально – вода шла через весь подъезд, по щиткам вплоть до первого этажа».
Теперь у пары двое маленьких детей, но ситуация с кровлей не изменилась. Зрелище, действительно, удручающее: отсыревшие обои кусками отстают от стен, проводку уже однажды пришлось менять – кабель от сырости пришел в негодность. Закончить ремонт в коридоре Осокины не могут до сих пор: каждую весну их не просто подтапливает, а заливает, причем со «спецэффектами», как говорят хозяева квартиры. «Буквально на прошлой неделе посреди ночи в прихожей что-то громко рвануло в щитке, – говорит Дмитрий. – Половина квартиры с тех пор обесточено. Как в таких условиях жить и выживать с двумя маленькими детьми?».
Ответ супруги ищут, мыкаясь по разным инстанциям. В управляющей компании, обслуживающей дом, адрес злополучной квартиры уже знают наизусть, да и на крышу уже протоптана дорога – время от времени сюда поднимаются рабочие с лопатами и ведрами и сбрасывают снег, и каждый год приходится проводить точечный ремонт.
Но вот только снегу стоит вновь выпасть и слегка растаять – ситуация повторяется. Ситуация осложняется тем, что компании, сделавшей капремонт, уже нет и спросить не с кого, а нынешним подрядчикам приходится кое-как расхлебывать за своими предшественниками.
Ремонт как панацея
В компании «Станкострой-2», обслуживающей дом по Пирогова, рассказали, что в мае 2013 года был проведен текущий ремонт кровли – была заменена одна полоса покрытия над злосчастной квартирой. Но зимой так называемый ковер мягкой кровли опять лопнул, и по стенам квартир на верхних этажах заструилась вода. На этот раз от протечки пострадала и соседняя 45 квартира, которую также промочило. «Прежний подрядчик, работающий до нас, также исправлял протечки, – рассказала директор организации Марина Нуянзина. – Но, как видите, все повторяется. Мы думаем, что проблема в самой квартире: или стяжка плохая, или имеется подвижка плит».
На вопрос корреспондента, не опасно ли жить в доме, где «гуляют» плиты, женщина ответила, что, скорее всего, причина в другом – в тепловых швах. «Чтобы понять причину, нужно вскрыть полностью кровлю над квартирой, – добавляет собеседница. – ГЖИ уже сделала нам предписание до 30 мая провести эти работы. Ждем плюсовых температур».
К слову, 3 апреля, «Станкострой-2» вновь местами залатал крышу. Необходимость же капитального ремонта в компании отрицают. «Жалуются только жильцы одной квартиры, зачем ремонтировать крышу целиком? – спрашивает Марина Нуянзина. – Других заявок у нас не было».
Однако в ГЖИ Челябинска говорят, что число заявок – не повод для отказа в капремонте. «Решение о капремонте должно приниматься не по заявкам, – рассказал начальник Челябинского отдела управления ГЖИ области Николай Гашков. – А по результатам текущего осмотра. Необходимо выяснить, не истекли ли нормативные сроки между ремонтами. Скорее всего, если происходят постоянные протечки, если ситуация не меняется, необходим капремонт».
С необходимостью капремонта соглашаются в УК «Созвездие», обслуживающей второй пострадавший от обильных осадков дом. «Сейчас в доме по Сулимова наши подрядчики делают текущий ремонт, но там необходим капремонт, – говорит директор УК «Созвездие» Дмитрий Холод. – Латание дыр не приведет к результатам. Сейчас мы предоставили совету дома смету, кровля обойдется где-то в 1,5 млн рублей. Начать ремонт планируем, когда потеплеет».
А вот вопрос с электричеством в квартире бабушки обещали решить уже сейчас, причем бесплатно. «Сегодня наши электрики пошли прокладывать проводку в квартире по верху, – говорит собеседник. – Конечно, бесплатно. Единственное, может, бабушке придется потратиться на дополнительные вещи – розетки, коробки. Если кто-то назвал ей цену за провода, нужно на месте смотреть, какой разговор был».
Позаботиться о капремонте, по словам Николая Гашкова, должны сами собственники квартир. А для этого совету жильцов многоквартирного дома необходимо озадачить свою УК, которая должна провести осмотр кровли.
Что думают о проблеме сами жильцы, и в каких условиях им приходится выживать, пока коммунальщики ищут решение? В затопленных квартирах побывала наша съемочная группа.
«Для проведения капремонта, нужно, чтобы хоть кто-то из жителей инициировал собрание собственников жилья, – соглашается замначальника управления ЖКХ администрации Челябинска Александр Кочерещенко. – На собрании нужно составить протокол и передать его в УК, которая должна принять меры по анализу состояния кровли и составлению сметы. За капремонт должны платить собственники жилья. А вот текущий ремонт УК делает на накопленные средства. Для точечного ремонта людям, которых топит, нужно написать заявление в обслуживающую организацию или оставить заявку на сайте, а не просто позвонить диспетчеру. Если же УК не реагирует на заявления, тогда нужно обращаться в ГЖИ или напрямую в к нам, в городскую администрацию».
Фото: Видео Дмитрия ОСОКИНА, Павла ВАСИЛЬЕВА и Ксении ШАГИЕВОЙ