Около 40 жалоб поступило на действия регоператора капремонтов многоквартирных домов за последний год. Об этом представители УФАС сообщили 20 августа на конференции о качестве капремонтов на Южном Урале, которая прошла в пресс-центре «АиФ». Основная часть жалоб антимонопольщикам приходит от подрядных организаций.
Первые ремонты в рамках программы капремонтов начались на Южном Урале с 1 июня этого года. В краткосрочный план на этот год вошли 578 многоквартирных домов, которые находятся на территории области. Из них 453 дома отремонтируют на взносы собственников. В плане есть еще 125 домов, ремонт которых пройдет с привлечением средств из федерального бюджета. В многоквартирных домах будут приводить в порядок кровли, фасады, подъезды, заменят лифтовое оборудование и инженерную инфраструктуру.
На эти цели, по словам гендиректора регионального оператора капремонтов в Челябинской области Вадима Борисова, к 17 августа этого года собрано порядка 260 миллионов рублей: «Программа на 2015 год предполагала сбор средств по Челябинску в размере 235 миллионов. Сейчас по собираемости город ушел далеко вперед. Поэтому как только будет согласован план на 2016 год, мы начнем его выполнять в текущем году».
По данным Минстроя РФ, в России усилен контроль за проведением капремонта многоквартирных домов. Например, в договоре с подрядчиками будет прописан гарантийный срок на выполненные работы. Также предполагается участие собственников жилья и представителей общественности в приеме работ, проведенных в рамках программы капремонта. Еще одна мера контроля – это раскрытие информации от региональных операторов капремонта. Они обязаны размещать в публичном доступе данные о количестве средств, собранных с собственников жилья.
Тем временем в областное УФАС поступают жалобы на действия регоператора. «За 2014 и 2015 год на действия регоператора к нам поступило 38 жалоб, – говорит замруководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Елена Рысева. – Из них 32 жалобы поступили в текущем году. Например, обращение поступало от организаций, которые занимаются распечаткой и доставкой квитанций. Их претензии были частично обоснованы, отмечалось ограничение конкуренции. Регоператору было выдано предписание, и он устранил недочеты».
Но основной поток жалоб, по словам эксперта, поступил в УФАС от подрядных организаций. По условиям проведения торгов, оператор капремонтов должен размещать конкурсную документацию на своем официальном сайте. Именно на ее отсутствие и жаловались многие подрядчики.
«УФАС посчитало, что на этапе отбора организаций, которые планируют выступать подрядчиками капремонтов, достаточно указания не подробной сметной документации, а лишь видов работ. Этого достаточно, чтобы компания определилась, готова ли она выполнить этот ремонт», – добавила Елена Рысева. Она также заявила, что сейчас поток жалоб в адрес регоператора все же снизился. Требования антимонопольного органа региональный оператор выполняет.
Гендиректор регоператора отметил, что спокойно относится к подобным жалобам: «Процесс проведения капремонта в этом году новый, он регулируется большим количеством нормативных документов, которые не использовались на практике до настоящего момента. Поэтому жалобы, поступающие к нам и в УФАС, мы воспринимаем как наработанную практику. Когда потенциальные подрядчики жалуются, это значит, что они хотят принять участие в наших конкурсах и выполнять капремонты. Мы это только приветствуем. Ведь большая часть конкурсов, по нашему мнению, проходит с недостаточным количеством участников. Мы хотим, чтобы подрядчики проявляли большую активность».
Проектно-сметная документация у регоператора имелась, но не выкладывалась на сайте, объяснил Вадим Борисов: «Можно сказать, что мы делали это умышленно. Для того, чтобы ознакомиться со сметой, которая не представлена онлайн, потенциальный подрядчик должен самостоятельно приехать в офис регоператора. Тогда у нас будет возможность увидеть эту компанию, убедиться, что это реальный подрядчик. При личной встрече у нас есть возможность проверить его паспортные данные и уставные документы. Это исключает какие-либо махинации».
При этом жалоб жителей на качество проводимых работ по многоквартирным домам в адрес регоператора пока не поступало, отмечают в проекте «Народный контроль». Организация занимается инспектированием работы регионального оператора, она следит за ходом проведения программы и за качеством ремонтов. Так, координаторы проекта выезжают в дома, где сейчас проходят капремонты.
«На таких выездных мероприятиях мы общаемся и с жильцами, и с подрядчиками, – утверждает координатор проекта «Народный контроль» Александр Надеин. – Например, недавно мы были в нескольких домах по улице Дарвина. Уточнили у собственников, действительно ли сейчас им нужен этот ремонт кровли или сейчас есть большая необходимость в ремонте коммуникаций или фасада. Жильцы ответили, что они действительно намучались с крышей, которая протекает, и они рады, что сейчас начались работы по ее ремонту».
Порядка 30% жителей России не оплачивают взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Около 70% добросовестно гасят этот платеж. Таковы результаты опроса от НАФИ, проведенного в июне этого года. Респондентами стали 1,6 тыс. человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Опрос, проведенный на сайте 74.ru, показал: 64,7% пользователей не будут оплачивать поступившие счета. Добросовестно внесли деньги за капремонт 13,8% респондентов. Позже это сделают 6%. Еще не решили, что делать с квитанциями, 10%. Вообще не получали квитанций 5,5% посетителей сайта. С 9 июня в опросе приняли более 3100 чел.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com