Россиянам могут запретить доступ к данным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Так Федеральная служба безопасности пытается засекретить сведения о владельцах элитной недвижимости, которые регулярно становятся причиной коррупционных скандалов. Однако эксперты уверены, что эти изменения лишат обычных граждан возможности проверять чистоту сделки перед покупкой жилья.
Предпосылкой для появления нового закона о защите данных из ЕГРП стали несколько громких скандалов, связанных с незадекларированной недвижимостью чиновников. Глава Фонда борьбы с коррупцией* Алексей Навальный регулярно делится с общественностью своими расследования о доходах чиновников, сведения о которых получает в том числе из единого реестра недвижимости. Сегодня такие данные находятся в открытом доступе. Любой человек может их запросить, заплатив госпошлину в несколько сотен рублей.
По словам авторов нового законопроекта, все чаще целью запроса становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя. Поэтому ФСБ предлагает закрыть общий доступ ко всем этим сведениям. Это позволить исключить ситуации, когда общественные деятели пытаются рассекретить и предать широкой огласке доходы госслужащих.
Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 года, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются общедоступными и предоставляются по запросам любых лиц.
Правда, некоторые парламентарии считают, что потребуется какое-то время, чтобы как следует изучить предлагаемую инициативу. «Этот законопроект нужно дорабатывать. Возможно, при получении таких данных достаточно будет подписывать обязательства о неразглашении этой информации», — заявил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, сообщают «РИА-Новости».
Руководитель компании «Дом-Инвест» Лев Шпайзман выступает категорически против такого запрета. «Как покупателю проверить, кто реальный владелец квартиры? Ведь продавец может показать поддельные документы, а с выпиской из реестра эти сомнения можно решить. За рубежом много лет работает такая практика, когда частное лицо запрашивает информацию об объекте, в России с этим тоже никогда не было проблем».
В первую очередь предоставление выписок из ЕГРП должно обеспечивать юридическую чистоту сделок с недвижимостью, уверен председатель челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» Алексей Бабин: «С появлением закона о защите данных из ЕГРП граждане теряют один из инструментов проверки жилого объекта перед покупкой. Сейчас можно самостоятельно отправить такой запрос в реестр, получить информацию и не переживать о чистоте сделки. Кроме того, необходимо хранить эту выписку в течение минимум трех лет с момента получения. При возможных судебных спорах по этому жилью документ поможет доказать, что вы лично проверяли историю объекта и являетесь добросовестным приобретателем».
Если запрет на получение данных из ЕГРП утвердят, у граждан все же останется несколько вариантов проверки недвижимости, которую они планируют купить. «Так, эту же информацию можно запросить непосредственно у собственника, продавца квартиры, — продолжают юрист. — Также для проверки объекта доступны базы судов и приставов. На сайтах этих ведомств по фамилии собственника можно найти информацию о том, были ли судебные разбирательства с жильем и есть ли на нем долги».
В октябре этого года предлагаемый законопроект уже поддержала правительственная комиссия. Вскоре документ рассмотрят на заседании правительства, после чего он будет направлен в Госдуму.
По сообщению Росреестра Челябинской области, с 12 октября 2015 года нотариусы, а также кредитные и страховые организации не смогут подавать заявки на получение сведений из госкадастра недвижимости через пункты приема-выдачи документов. Им необходимо будет подавать и получать их исключительно в электронной форме на сайте ведомства Rosreestr.ru. Обработка запроса займет до пяти рабочих дней, стоимость госпошлины — от 150 рублей.
* признан иноагентом