Правительство предложило отремонтировать старые дома за счет муниципалитетов. Речь идет о жилье, в котором капитальный ремонт не проводился в течение последних 20 лет. Сейчас эти работы выполняются регоператором за счет средств собственников. О том, какой механизм предлагает новый законопроект, – в нашем материале.
Массовая приватизация жилья началась в 1992 году. Во многих домах решение о замене фасада, крыши или коммуникаций на тот момент было принято, однако работы так и не были проведены. Согласно новому законопроекту, капитальный ремонт в домах, где он требовался еще до приватизации первых квартир, будут делать муниципалитеты за свой счет.
Согласно Жилищному кодексу, собственники квартир в домах, в которых проведение капитального ремонта требовалось еще до приватизации, не обязаны его оплачивать. При этом норма, которая бы перекладывала эту обязанность на муниципальные власти, в российском законодательстве до сих пор отсутствовала. Этот правовой пробел восполнило решение Конституционного суда. Он подтвердил обязанность бывшего собственника, то есть муниципалитета, провести капремонт здания и постановил закрепить ее в виде закона.
По данным Росреестра Челябинской области, с 1998 года к октябрю 2016 года в рамках приватизации в регионе оформлено более миллиона прав собственности на 651 тысячу жилых объектов. Напомним, что бесплатно приватизировать жилье горожане смогут только до 1 марта 2017 года. Продлевать этот срок российские власти больше не планируют.
«К нам в организацию обращались жители квартир, приватизированных пару десятков лет назад, – комментирует руководитель Центра общественного контроля по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Челябинской области Анатолий Вершинин. – Они возмущены тем, что жилье им в собственность передали, но никакого капитального ремонта домов не провели. Выходит, что ответственность за проведение этих работ муниципалитеты переложили на плечи новых собственников. Новый законопроект снял бы это социальное напряжение».
По новой схеме необходимую для проведения работ сумму местные власти должны будут перечислить на счет регоператора либо на специальный счет дома. Однако если законопроект вступит в силу, реализовать его будет непросто. На эти цели финансирование в муниципальных бюджетах не предусмотрено, поэтому найти средства на капремонт будет сложно.
К примеру, по отчетам южноуральского регоператора, на ремонт фасада одного из домов в Магнитогорска фонд потратил свыше 7 миллионов рублей. На замену одного лифта потребуется порядка 1,8 миллионов рублей.
«Объем жилфонда, о котором говорится в новом законопроекте, довольно большой, поэтому и жалоб от жителей будет много, – продолжает собеседник. – При этом муниципальные образования, как правило, живут на дотации из областного бюджета. Если вводить новый механизм оплаты капремонта конкретных домов муниципалитетами, нужно определиться с источником финансирования».
Есть еще один важный нюанс, который нужно знать тем, кто только собирается приватизировать жилье. «Мы уже столкнулись с возмущениями южноуральцев, приватизировавших квартиры после введения новой программы капремонта, – отмечал ранее гендиректор капремонтов Челябинской области Вадим Борисов. – После оформления права собственности на квартиру некоторые из них получили большой счет за капремонт. С точки зрения закона, нарушений в этом нет. Да, за капремонт муниципального жилья должны платить местные власти. Если же они не делали этого с начала программы, то вся сумма долга после приватизации переходит от муниципалитета к новому собственнику». И таких случаев может быть немало, потому что некоторые муниципалитеты не готовы предоставить полную информацию о том, сколько именно жилья находится на их балансе.
Госдума рассмотрит законопроект, по которому предлагается регламентировать размер повышения минимального взноса на капремонт. Его могут связать с прогнозируемым уровнем инфляции в каждом конкретном регионе.
Пока этот федеральный закон только обсуждается. Тем временем в Челябинской области этой осенью принят законопроект, закрепляющий за муниципалитетами возможность переноса сроков капремонта домов. При местных администрациях будут создаваться специальные комиссии. Они будут рассматривать обращения жителей и управляющих компаний, желающих провести в их домах срочный капремонт, раньше плана региональной программы.
Правда, окончательное решение по таким ситуациям будет принимать регоператор. Ведь переносить срок капремонта он сможет только на условиях взаимозаменяемости. Когда один дом переходит на более ранний срок, другой автоматически передвигается на более поздний период. Это позволит ремонтировать необходимое количество домов в рамках региональных программ.
Регоператор также напоминает, что приблизить сроки капитального ремонта своего дома собственники могут, открыв специальный счет. «За первое полугодие количество протоколов с решением о переходе на спецсчет выросло вдвое относительно аналогичного периода прошлого года», – добавил Вадим Борисов. В то же время этой осенью больше 40 спецсчетов были закрыты, а накопленные на них средства переведены в «общий котел». По закону, если на счете собирается менее 50% от плана, спецсчет должен быть ликвидирован.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com