Спроси меня, как!Опыт Южноуральска может лечь в основу реформы ЖКХ в России

Частник в «коммуналке» – это половина успехаПробиться в Челябинск южноуральским коммунальщикам не удалось«Главное в ЖКХ – чтобы у всех была возможность подкрутить крантик!»

Поделиться

Все новости

24 ноября Владимир Шаврин, мэр Южноуральска – города, который за последние годы стал эпицентром модернизации ЖКХ в регионе, – делился опытом с участниками рабочей группы президиума Госсовета РФ. Частный бизнес в «коммуналке» плюс учет потребления топливно-энергетических ресурсов – вот формула эффективного ЖКХ по-южноуральски.

В Южноуральске проходил второй день совещания рабочей группы президиума Госсовета по вопросу реализации программ строительства жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства в России. Мэр города и предприниматели рассказали представителям управлений по жилищной политике и ЖКХ Москвы и Санкт-Петербурга о том, как им удалось наладить работу жилищно-коммунального комплекса в регионе.

Южноуральск стал первым городом на Урале, где власти создали привлекательные для предприятий малого бизнеса условия, что позволило создать конкурентную среду в системе ЖКХ.

«Частник в «коммуналке» – это половина успеха, – рассказывал гостям Владимир Шаврин. – Те, кто оказывает услуги, вынуждены бороться за потребителя, а это позитивно отражается как на качестве услуг, так и на ценах».

На сегодняшний день в сфере ЖКХ работают подрядчики всех форм собственности, из них 15 частных и три муниципальных предприятия, работающих на постоянной основе. Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, – неплатежи и отсутствие возможностей развивать бизнес в других регионах. В Южноуральске задолженность по ЖКХ на сегодняшний день составляет 18 миллионов рублей при месячном потреблении в 6 миллионов. Долг почти за три месяца создает серьезные препятствия для развития. По мнению предпринимателей от «коммуналки», действующий закон о федеральной жилищной политике, принятый в 1992 году, не соответствует требованиям сегодняшнего дня. По нему суд не может выселить неплательщика из квартиры, если человек внес на счет в течение шести месяцев хотя бы рубль. С собственниками жилья ситуация еще более сложная. Выселяя должников, им должны предоставить жилье по нормам общежития.

Несмотря на сложности, коммунальный бизнес Южноуральска уже достиг того уровня, при котором можно продвигаться в другие регионы. Но главное препятствие на этом пути – отсутствие в других областях прозрачной конкурсной системы заказчиков.

«Я со своим предприятием пытался зайти в Челябинск, – рассказал собравшимся директор частного коммунального предприятия Владимир Аксёнов. – Глава одного района вывел меня на коммунальное объединение, которое обслуживает 1200 тысяч кв. м жилья. Я просил дать мне на обслуживание любой квартал, пусть даже самый плохой. Ответа я ждал несколько месяцев, пока кто-то в приватной беседе не разъяснил мне, что объединению просто невыгодно меня брать. У них есть своя сеть подрядчиков, поставщиков, конечно, безотказно действует система откатов».

Внедрение энергосберегающих технологий – вторая составляющая коммунальной реформы. Чтобы со временем прийти к экономии топливно-энергетических ресурсов, в Южноуральске решили наладить их учет. Совместно с промышленной группой «Метран» южноуральская администрация оснастила новый 120-квартирный дом всеми возможными приборами учета и регулирования: тепла, холодной и горячей воды, электричества и газа. По словам Владимира Шаврина, жильцы уже получают реальную экономию, благодаря которой счетчик окупается в течение года.

«Чтобы наладить работу ЖКХ, необходимо изменить психологию населения, – считает Владимир Шаврин. – Горожане должны отойти от идеологии халявы, научиться экономить и отстаивать свои права. А для этого их нужно научить вести учет воды, газа, электричества, чтобы человек мог управлять этими процессами в своей квартире, чтобы у всех была возможность подкрутить крантик».

Эту идею поддержали все члены рабочей группы. По признанию одного из участников заседания заместителя руководителя департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрея Широкова, в Южноуральске давно поняли то, что пока не могут понять в Москве: главное звено в ЖКХ – конкретный житель. Власти Южноуральска смогли выстроить рыночные отношения в этой сфере, дав горожанам возможность выбора.

СВЯЗЬ С РЕДАКЦИЕЙ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

Круглосуточный телефон службы новостей 8-93-23-0000-74