ћетро в „ел€бинске: мечты, надежды и…
" src=
" src=
ћногочасовые пробки на дорогах, общественный транспорт, переполненный недружелюбными пассажирами, лихачи-водители в веселеньких желтых маршрутках… „тобы добратьс€ из какого-нибудь района до центра, может уйти от 30 минут до часа, а уж о том, какие приключени€ можно пережить, добира€сь в час-пик из Ћенинского, например, района в ћеталлургический… ¬ общем, иде€ альтернативы классическим наземным дорогам отнюдь не случайно приходит на ум жител€м крупных городов. ‘антастический вариант полетов общественного и частного транспорта по воздуху возможен пока только в фильмах соответствующего содержани€. ќстаетс€ – спуститьс€ под землю и освободить часть улиц и проспектов от спешащих по делам горожан.

Ќапомним, что в свое врем€ строительство метро в „ел€бинске вел «“оннельный отр€д», который позже был подвержен процедуре банкротства. «атем в 2000 году было организовано ќјќ «„ел€бметрострой», основными учредител€ми выступили областна€ администраци€ (ей досталс€ 51 % акций) и городска€ администраци€ (24 %). ќбща€ численность персонала акционерного общества составл€ет до 390 человек в насто€щее врем€ и, в соответствии с проектом строительства, может измен€тьс€ до 2,5 тыс€чи человек в отдельные периоды строительства при условии соответствующего финансировани€.

‘ото автора

Ќесмотр€ на то, что метро в „ел€бинске считалось чуть ли не делом чести городского и областного руководства, одно неосторожное высказывание избранного в этом году нового градоначальника подорвало авторитет власти в стремлении дать горожанам возможность быстро и комфортно перемещатьс€ под землей. Ќа одном из аппаратных совещаний в конце июн€ мэр ћихаил ёревич однозначно за€вил, что строительство метро – непосильна€ задача дл€ городского бюджета, а транспортную проблему можно решить и другим способом.

  слову, как по€снили корреспонденту DomChel.ru в пресс-службе губернатора, федеральные и областные деньги на сооружение метрополитена осели в городе. —редства изначально поступают в городскую казну, поскольку администраци€ €вл€етс€ заказчиком, который и распор€жаетс€ ими. ¬ принципе, никто не имеет права тратить эти средства не по назначению, так как данные финансовые поступлени€ €вл€ютс€ целевыми. ќднако мэр „ел€бинска предложил другой вариант: «¬озможно, следует временно приостановить дальнейшую прокладку метро, – за€вил ћихаил ёревич на одном из аппаратных совещаний. – ¬ этом случае освобождающиес€ средства могут быть направлены на строительство дополнительных мостов через реку ћиасс, а также транспортных разв€зок, например, в районе пересечени€ улиц  ирова – “руда». Ётот вариант он назвал наиболее приемлемым, хот€, по словам градоначальника, также целесообразно было бы изменить направление ветки метро.

" src=
" src=
«ѕо плану строительства метрополитена в „ел€бинске перва€ ветка должна соединить район „“« и начало —еверо-запада:  омсомольска€ площадь – ѕлощадь –еволюции – “орговый центр – проспект ѕобеды, – по€снил ћихаил ёревич. – Ётот маршрут был разработан с целью разгрузить наземный транспорт на этой линии. ƒействительно, в то врем€ это было актуально – в полную мощность работали заводы в том районе, и пассажиропоток был внушительным. ќднако со времени проектировани€ метро загруженность наземного транспорта несколько изменилась, и этот проект морально устарел. —амыми напр€женными в этом смысле в насто€щее врем€ остаютс€ маршруты, св€зывающие дальние микрорайоны —еверо-запада и центр». ѕосле этого мэр подытожил, что строительство метро, возможно, следует вообще оставить до лучших времен. «—тоимость строительства составл€ет 3 годовых бюджета „ел€бинска. ѕри условии, что стро€ща€с€ перва€ ветка не сможет разгрузить наземный транспорт в центре, где в насто€щее врем€ это более всего необходимо, дальнейшее строительство «подземки» становитс€ дл€ города неоправданно дорогим», – за€вил градоначальник.

ѕричем, фиаско метростроению в ближайшие годы предрекал и прежний мэр. ≈ще в 1997 году, выступа€ на пресс-конференции, ¬€чеслав “арасов оценил перспективы строительства „ел€бинского метро как пессимистичные. —троительство, по его словам, посто€нно сдерживаетс€ отсутствием посто€нного финансировани€. «—воими силами метро мы не построим, – за€вил тогда экс-мэр. – —редства городского бюджета могут быть только дополнением к федеральным дотаци€м, за счет которых и должно вестись основное строительство».

" src=
" src=
ѕравда, дол€ города в финансировании метрополитена достаточно мала – всего 2 %, остальное выдел€етс€ из областного и федерального бюджетов. —огласно сегодн€шним планам генподр€дчика ќјќ «„ел€бметрострой», пусковой участок должен быть запущен лишь в 2010 году. ƒл€ этого предстоит освоить еще 75 % сметной стоимости (15,1 миллиарда рублей), 55 % этих средств должен выделить федеральный бюджет, 29 % – областной, и еще 14 % предполагаетс€ получить из внебюджетных источников. ƒл€ ввода в строй первой линии метрополитена, котора€ соединит “орговый центр, площадь –еволюции и  омсомольскую площадь, запланированного к 2010 году, потребуетс€ свыше 15 миллиардов рублей.
" src=
" src=
„тобы ускорить стройку на средства областного бюджета был закуплен тоннелепроходческий комплекс «Ћоват», и, кстати, именно после его запуска осенью 2004 года губернатор ѕетр —умин прин€л решение о дополнительном финансировании сооружени€ метро. Ќа сегодн€шний день метростроители, начав с “оргового центра, построили тоннель под рекой ћиасс и ведут подземные работы в районе улицы ≈лькина, двига€сь к площади –еволюции, а «Ћоват» движетс€ к  омсомольской площади. ѕосле ввода в эксплуатацию перва€ лини€ метро будет перевозить до 3 тыс€ч пассажиров в час и возьмет на себ€ до 18 % пассажиропотока в городе.

 стати, в соседнем ≈катеринбурге, известном еще более долгими и серьезными транспортными пробками, чем „ел€бинск, пока что транспортна€ проблема не сн€та, несмотр€ на то, что метрополитен там построен довольно давно. ’от€ и в уральской столице ставку делают не на сооружение новых мостов и дополнительных дорог, а на развитие «подземки». «¬ первую очередь стоит задача улучшить качество обслуживани€ пассажиров, – по€снил в беседе с корреспондентом DomChel.ru председатель  омитета по транспорту и организации дорожного движени€ администрации ≈катеринбурга јлександр ƒемин. – ѕри посто€нном росте числа автомобилистов, у них по€вл€етс€ выбор – либо сто€ть в пробках, либо все же воспользоватьс€ метро. Ќапример, сейчас, чтобы доехать с ”ралмаша (ќрджоникидзевский район) до офиса в центре, потребуетс€ от 40 минут до часа, а на метро тот же путь займет всего 7 минут. ≈жедневно поезда в метро перевоз€т пор€дка 150 тыс€ч пассажиров и эта цифра посто€нно увеличиваетс€».

‘ото автора

–езкие высказывани€ чел€бинского мэра не могли не вызвать реакцию областных властей. ƒело в том, что заморозка строительства сейчас влетела бы области «в копеечку» – консерваци€ недостро€ оцениваетс€ в 1 миллиард рублей, а 7,5 миллиарда федеральных средств вообще не поступ€т городу и потратить их на сооружение мостов и дорог не получитс€. ѕоэтому 13 июл€ в областном правительстве состо€лось совещание, в котором участвовали метростроевцы, руководство области и города. ¬ итоге вопрос был решен мирно – ћихаил ёревич признал, что метрополитен €вл€етс€ стратегически важным объектом дл€ города. ј областное правительство, в свою очередь, согласилось с требовани€ми чел€бинского мэра по обеспечению транспортного сообщени€ во врем€ сооружени€ станции метро на площади –еволюции и изменением проекта строительства.

«ћной были поставленные следующие вопросы, – по€снил ћихаил ёревич в беседе с журналистами. – ѕо плану в двух местах должны проводитс€ вскрышные работы на проспекте Ћенина. —егодн€ город не имеет транспортной структуры, если остановитс€ проспект Ћенина, чтобы пустить транспортный поток по другим дорогам. ѕоэтому губернатор дал задание разработать строительство альтернативной транспортной структуры. Ёто наиболее важно. ”лица  урчатова продлеваетс€, пересекает ≈лькина и выходит к железнодорожному вокзалу. ¬тора€ объездна€ схема – за цирком – мост через реку, где сейчас стоит временный мост. ≈сли Ћенина закроют, мост строить будут капитальный, чтобы запустить там троллейбусы и даже трамваи – три полосы движени€ в каждую сторону, а то и четыре. Ётот мост должен выйти на улицу “руда и ћеридиан. ”лица“руда должна быть расширена. ѕлюс реконструкци€ двух мостов – железнодорожного и ћеридиана, чтобы расширить пролеты под мостами так, чтобы можно было проложить три линии. “огда эта альтернативна€ разв€зка заменит проспект Ћенина. Ќо пробки все равно будут. ¬се будет зависеть от скорости вскрышных работ. —амое главное – сначала разв€зки, потом закрытие дороги».

ѕо словам первого вице-губернатора ¬ладимира ƒ€тлова, метро будет продолжать строитьс€. «≈сть новые взгл€ды на эту проблему, например, такие, как удешевить процесс строительства, как охватить большее количество людей, чтобы метро к ним было ближе, – по€снил ¬ладимир ƒ€тлов. – ≈сть некоторые спорные моменты, которые еще будут прорабатыватьс€, в целом говорили о транспортной стратегии развити€ города. Ќикаких разногласий между городом и областью нет. ћы договорились работать дальше, будет создан штаб из представителей города и области, будет увеличен объем финансировани€».

“акже, по словам первого вице-губернатора, пока не фиксируетс€ дата ввода. ћетростроевцы планируют по максимуму уложитьс€ в срок, который обозначен – 2010 год.