Мой дом ЖКХ-прививка для жильца

ЖКХ-прививка для жильца

Проблемы, которые есть в системе ЖКХ, невозможно решить без участия собственников. Но жители домов, в том числе управляемых ТСЖ, до сих пор безответственно относятся к общему имуществу: дворам, лестничным клеткам и лифтам. О том, как побудить жильцов знать не только свои права, но и обязанности, рассуждали 21 марта участники пресс-конференции в издательстве «Гранада-пресс».

В 2005 году Жилищный кодекс переложил все проблемы в обслуживании многоквартирных домов на плечи собственников. За прошедшие годы большинство жильцов так и не привыкли считать квадратные метры за пределами квартиры своей собственностью. Равнодушны к общему имуществу не только жители домов, обслуживаемых управляющими компаниями, но и те жильцы, которые сами инициировали создание товарищества собственников жилья. Председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова поделилась своим опытом работы, который постепенно превратился в замкнутый круг. По ее словам, дом раньше был в ведении УК, которая не устраивала жильцов. Они выступили с идеей организации ТСЖ и отказались от услуг управляющей компании. Но после этого активность жильцов угасла: сегодня из 315 квартир на собрания приходят 30-40 человек, дом накопил 790 тысяч долга перед ТСЖ.

С апреля по октябрь 2013 года в каждом районе Челябинска будет проведено по три бесплатных обучающих семинара для старших подъездов, членов ТСЖ и других заинтересованных жильцов. Специалисты Управления ЖКХ, Единого тарифного органа, Госжилинспекции расскажут горожанам о тарифах, особенностях управления своим домом, контроле за обслуживающими организациями и энергосбережении. Записываться на лекции нужно в администрации своего района. График их проведения и темы опубликованы здесь.

«На собраниях, где мы пытаемся собрать подписи за проведение очередного ремонта, кворум не набирается. Приходят в основном должники, да и то, чтобы нас поругать, – говорит председатель. – С жильцов мы собираем платежи по городскому тарифу, никаких дополнительных отчислений не требуем. Ремонт в подъездах, латание крыши, лампочки, детская площадка – все это делается за счет экономии на отоплении. Остатки по соглашению с собственниками мы оставляем на балансе ТСЖ как раз для подобных работ».

О нехватке людей, которые готовы сотрудничать с соседями, говорит и председатель общественного движения «Прозрачное ЖКХ» Александр Святов. По его словам, наиболее четко видно степень заинтересованности граждан, когда дом пытается поменять управляющую компанию. Менталитет жителей за пару лет не изменить, но когда в доме есть несколько инициаторов, то дело можно сдвинуть с мертвой точки. «Обычно УК не хочет отдавать дом, боясь потерять прибыль в размере 10-15 процентов. Плюс традиционно на собрания выходит меньшая часть жильцов. Именно поэтому кажется, что положение дел никак не изменить, – рассуждает участник пресс-конференции. – Но у инициативной группы здесь есть выход. Мы советуем старшим по дому убедить каждого жильца не платить пару месяцев за услуги управляющей компании. При этом создавать акты о том, что услуги не предоставляются. Тогда появляется уверенность, что УК пойдет на уступки».

Именно на повышение сознательности граждан направлены и изменения в Жилищном кодексе о создании советов многоквартирных домов, подчеркивает замначальника управления ЖКХ Челябинска Александр Кочерещенко. Именно такие инициативные группы должны контролировать управляющие компании и следить, куда уходят деньги.

По его словам, в городе совсем немного по-настоящему самостоятельных собственников. «Есть примеры эффективной работы ТСЖ и ЖСК, есть даже люди, которые взяли дом под непосредственное управление, но их крайне мало, – отмечает чиновник. – Так, в городе номинально более сотни ТСЖ, но те, которые работают хорошо, можно пересчитать по пальцам обеих рук».

Администрация города с общественной организацией «Прозрачное ЖКХ» создает специализированный сайт, где будет собрана информация обо всех управляющих компаниях и ТСЖ, опубликован паспорт каждого дома. Общественники планируют проводить конкурсы профессионального мастерства «Лучший дворник», «Лучший старший по дому», «Лучшая УК» и т.п. Пожаловаться или похвалить работу можно по телефону горячей линии движения: 750-60-65.

Интересно, что, по мнению экспертов, сегодня рычагов воздействия на нерадивых жильцов нет. По словам Галины Топычкановой, общение с жильцами и призывы неэффективны: люди продолжают выносить строительный и бытовой мусор в подъезд, считая, что убирать за пределами квартиры – обязанность дворника.

Как отмечает замдиректора МУП «ГорЭкоЦентр» Рустам Галеев, специалисты ведомства своими силами пытаются бороться с теми жильцами, которые ставят авто рядом с мусорными баками, мешая мусоровозам по утрам вывозить отходы. В ответ на нарушения «Горэкоцентр» развешивает объявления и сообщает о подобных фактах в правоохранительные органы. «Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нужно поймать его за руку, а этим никто не хочется заниматься. На письма обычно приходят ответы, что личность автовладельца не установлена, – говорит эксперт. – Решать имеющиеся проблемы бесполезно – наше поколение в этом смысле потерянное. Нужно прививать экологическую культуру детям в школах».

Конечно, в сфере ЖКХ остаются и более глобальные проблемы, например, стремительно устаревающий жилищный фонд и недостаток финансирования для проведения капитального ремонта. Кстати, проблема капремонта сегодня тоже тесно связана с жителями. Софинансирование собственниками ремонта дома, участвующего в программе Фонда ЖКХ, уже поднялось с 5 до 15 процентов от стоимости работ. В ближайший год челябинцам предстоит выбрать, где будут храниться деньги, ежемесячно отчисляемые на ремонт многоквартирных домов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления