Про автокатастрофу с участием машины ДПС, которая сопровождала автобус с детьми, я узнал от мамы по телефону. Она сказала:
— А ты слышал, что в Челябинской области гаишники, спасая детей, подставили свой автомобиль под удар?
Я не слышал. И первая мысль была, как и у многих, циничная: им просто некуда было деваться. Машина сопровождения идет впереди и принимает на себя удар в силу естественных причин. Впрочем, спорить с мамой я не стал, потому что мы еще даже не выяснили, кто лучше для россиян — Трамп или Байден?
Потом появилось вот это видео, и разговоры усилились: мол, в данном случае инспекторы стали заложниками ситуации, и в заслугу им можно поставить только сам факт выполнения инструкций. Я же, напротив, свое мнение изменил.
KIA Ceed, неудачно завершивший обгон, действительно поставил их в критическое положение, но не совсем безвыходное (с точки зрения спасения собственной жизни). Справа было пространство для уворота, и хотя влетать в снежный бруствер, а потом падать с него в поле психологически тяжело, это сулит больше шансов, чем лобовой удар. Времени было мало, но инспекторы ДПС нередко владеют техниками контраварийного вождения и просчитывают риски чуть лучше обычных водителей. Для реакции у них оставалось более секунды, а этого достаточно, чтобы если не выполнить маневр, то хотя бы обозначить намерение.
Но дело не в рациональных расчетах. Дело в естественных рефлексах, которые в подобных ситуациях требуют уворачиваться: смотря это видео, я чувствую желание уйти правее вне зависимости от того, что там. Машина ДПС в самом деле сначала дергается вправо, возможно, из-за того самого водительского рефлекса. Но затем возвращается на лобовой курс и, насколько могу судить, тормозит по прямой с легкими колыханиями кормы, которая у «УАЗа-Патриота» за дорогу держится весьма рыхло. Вероятно, в этот момент активно работала система стабилизации, которую ставят на топовые исполнения «Патрика».
Есть и другая версия: возможно, инспектор и стремился уйти вправо, просто громоздкий и архаичный «Патриот» на скользкой дороге не способен на такую прыть. Я не берусь судить веско, но создается впечатление, что они всё же вернулись в полосу сознательно. При чрезмерно вывернутом руле УАЗ обычно или едет «плугом», уходя с траектории по плавной дуге, или, наоборот, срывается в занос. Здесь же до момента удара машина словно стабилизируется именно под лобовую атаку.
Я не настаиваю. Сделал выводы скорее интуитивно, много раз пересматривая видео. Просто я бы не исключал, что инспектор ГИБДД Иван Новосёлов действовал вполне намеренно. И если это так, нужно недюжинное мужество, чтобы пойти на подобный таран: уазик хоть и массивен, безопасность имеет весьма посредственную.
Наверное, самому инспектору всё это неприятно: он и не набивался в герои, но СМИ сначала сделали его таковым, а потом подвергли сомнению, словно бы он настаивал. В конце концов, детей он действительно спас, а в остальном разберутся эксперты.
Как вы оцениваете этот инцидент?
Авария случилась 4 января недалеко от Миасса. Вскоре в больнице скончался пассажир KIA Ceed — отец водителя, а чуть позже в больнице умерла его мама.