Суд признал частный дом престарелых «Подсолнухи» в поселке Дубрава виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических норм и противоэпидемических мероприятий в разгар пандемии коронавируса. Ковидом в учреждении заболели сразу восемь стариков, из них трое умерли. При проверке в пансионате нашли множество нарушений, но руководство не видит в них связи с заражением постояльцев. Подробности — в материале 74.RU.
Информацию о закрытии пансионата «Подсолнухи» подтвердили в управлении ФССП по Челябинской области. Деятельность учреждения приостановили на 45 суток.
— Постановление об административном правонарушении в отношении ООО «ВИЛЕН», осуществляющего свою деятельность в пансионате «Подсолнухи», расположенном в СНТ «Вишневый», вынес Сосновский районный суд. Наказание — 45 суток административного приостановления деятельности, — рассказали в службе судебных приставов. — Представители надзорного органа выявили ряд серьезных нарушений санитарного законодательства, которые относятся как к процессу приготовления пищи для престарелых постояльцев, так и к их содержанию и уходу, а также к соблюдению порядка действий при выявлении больных коронавирусной инфекцией.
Решение поставить работу пансионата на паузу Сосновский райсуд вынес еще 25 января. Там уточнили, что с таким требованием к ним обратился главный специалист территориального управления Роспотребнадзора.
По данным 74.RU, проверка Роспотребнадзора в пансионате «Подсолнухи» прошла 19 января в связи с получением из больницы информации о заражении постояльцев коронавирусом. В результате нее главный специалист ведомства составил в отношении компании протокол по части 3 статьи 6.3 КоАП.
Согласно заключению Роспотребнадзора, в учреждении отсутствует изолятор для больных, а противоэпидемический режим вообще не соблюдался: все постояльцы общались между собой, никакой изоляции не было. Так, во время пребывания в пансионате у пяти человек появились признаки коронавируса, но до госпитализации их не изолировали.
В пансионат постояльцев принимали без медицинской справки со сведениями о результатах обследования на туберкулез, возбудителей кишечных инфекций, гельминтов, педикулез, чесотку и другие инфекции. Не было и справки об отсутствии контактов с инфекционными больными. Данных медосмотров, которые должны были проводиться при поступлении в учреждения по присмотру за пожилыми людьми, проверяющим также не предоставили, вероятно, они тоже не проводились. Для приема пожилых людей в здании не оборудован отдельный вход, нет помещений для медицинского обслуживания и социальной адаптации. Также в пансионате не было рециркуляторов для обеззараживания воздуха.
Претензии у Роспотребнадзора были и к организации работы кухни: еду готовили без разделения потоков сырых продуктов и готовых блюд, без технологических документов, пробы приготовленного на хранение на случай проверок не отбирали, контроль качества готовой продукции не проводили. Для постояльцев не был организован питьевой режим — проверяющие не нашли выставленных для них чайников с кипяченной водой или бутилированной воды.
Кроме того, в здании не оказалось локальных очистных сооружений, а в комнатах нет индивидуальных туалетов, шкафов для хранения уличной одежды, белья и обуви, столов и стульев, полотенец. В помещениях для умывания и мытья рук и ног полотенца были общими для всех. В спальнях вместо трех человек размещали по четыре-пять постояльцев.
В пансионате с содержимым протокола Роспотребнадзора не согласились. Адвокат, защищавшая в суде интересы компании, настаивала, что пожилые постояльцы сами отказались от госпитализации, были размещены отдельно от остальных, посуда и белье обрабатывались. В доказательство защита предоставила данные о проведении в пансионате дезинфекции и обращении в скорую помощь. Руководство пансионата оспаривало, что между выявленными нарушениями и смертью постояльцев вообще есть связь, и подчеркивало, что часть выявленных недочетов уже устранена.
Согласно судебным материалам, в стационар районной больницы в селе Долгодеревенском доставили лишь двоих постояльцев «Подсолнухов», еще трое заболевших остались в учреждении с другими пенсионерами. Наблюдение медиков им не организовали. Дезинфекция ни после госпитализации стариков, ни после смерти постояльцев в пансионате не проводилась.
В документах проверки Роспотребнадзора и постановлении суда фигурируют трое умерших в пансионате постояльцев, у которых COVID-19 подтвержден лабораторно. Лабораторные исследования и изоляция других контактных по коронавирусу людей, в том числе работников учреждения, также не были организованы. Сотрудников в начале рабочей смены не проверяли на наличие признаков ОРВИ и ковида, работники не носили маски и перчатки. Когда появились первые зараженные коронавирусом, в пансионате вовремя не ввели карантин, не обеспечили изоляцию заболевших и дезинфекцию помещений и предметов быта. Это, по мнению санитарного инспектора, привело к заболеванию пяти человек и смерти еще троих, у которых COVID-19 лабораторно подтвердили. Суд с его доводами согласился.
— Отсутствие изолятора стало причиной того, что постояльцы с COVID-19 не были изолированы до их госпитализации. В пансионате было выявлено пять заболевших COVID-19, двое были госпитализированы, остальные продолжали находиться в пансионате неизолированными и без медицинского наблюдения. В дальнейшем с лицами, контактировавшими с больными постояльцами, не было организовано лабораторное обследование на предмет заражения COVID-19, — говорится в пресс-релизе УФССП по Челябинской области. — Исполнительное производство [о приостановлении деятельности] возбуждено в Сосновском районном отделении судебных приставов. Осуществлен выход по адресу пансионата, руководство ознакомлено с процессуальными документами, предупреждено об ответственности за нарушение требований исполнительного документа и судебного пристава. К моменту приезда судебных приставов все постояльцы покинули пансионат, что было зафиксировано в акте осмотра. Двери пансионата опечатаны, контроль сохранности пломб будет контролироваться в течение всего срока приостановления.
Получить комментарий руководителя пансионата Елены Яковенко к моменту выхода этой публикации не удалось — на звонки журналистов 74.RU она не отвечала.
Это не первая претензия к работе пансионата «Подсолнухи». В июле 2020 года его проверяли из-за чесотки у пожилой челябинки. Ее родным в пансионате несколько месяцев не давали видеться с ней, ссылаясь на COVID-19.
Компания «Вилен» существует с 2006 года, но основным видом деятельности у нее до недавнего времени была розничная торговля фруктами и овощами в специализированных магазинах. И лишь в марте 2020 года в единый госреестр юрлиц включили сведения о дополнительных видах деятельности организации — предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам, предоставление мест для краткосрочного проживания, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками, деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания и еще несколько связанных с ними.
Внеплановых проверок прокуратуры в компании «Вилен» до осени 2020-го не проходило. Зато в другом пансионате Елены Яковенко — «Забота» в Копейске — надзорное ведомство побывало дважды в 2017 году. Прокуратура Копейска совместно с отделением Роспотребнадзора проводила выездную проверку по жалобе на нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Тогда ведомства выявили несколько существенных нарушений. В частности, до работы допустили сотрудника без периодического медицинского осмотра, а для персонала вообще не организовали курсовую гигиеническую подготовку. Руководителя пансионата привлекли к административной ответственности. Вторая жалоба в тот же период была связана с нарушением трудового законодательства.
По данным Минздрава, к 28 января за прошедшие сутки в Челябинской области выявили 282 новых случая коронавируса, в том числе у 2 школьников. С начала пандемии инфекция подтверждена у 44 380 южноуральцев. За сутки выписаны 423 человека. Всего выздоровели 31 096 пациентов. Больных COVID-19 на данный момент — 11 584.
Скончались ещё 16 человек: 10 — непосредственно от COVID-19, еще у 6 ковид был сопутствующим.
К 28 января с начала пандемии в Челябинской области скончались 1659 пациентов с COVID-19. Из них от осложнений коронавируса — 754, еще 905 — от других тяжелых заболеваний, инфекция у них была сопутствующей.