Первым самоубийство совершил 14-летний мальчик, его тело нашли под окнами 18-этажного дома в Челябинске. А в день его похорон, 1 сентября, свела счеты с жизнью 13-летняя школьница.
Ранее дети учились в одной школе — в Советском районе, но потом юноша сменил учебное заведение, поступил в Тюменское кадетское президентское училище.
В конце августа челябинский кадет должен был отправиться в Тюмень, продолжать учебу, но 29 августа его нашли мертвым. После произошедшего в Тюмени пошли разговоры о том, что подросток не хотел возвращаться в училище. Но на запрос наших коллег с 72.RU, командование опровергло эти подозрения. Кадету дали хорошую характеристику — он планировал продолжать учебу.
— Всё произошло в Челябинске, он находился в отпуске. Следствие еще не закончилось. Он учился на 4 и 5, замечаний никаких не имел. Проблем никаких у него не было. Никто его не гнобил. Три года у нас учился, оценки — 4 и 5 только. Собирался дальше учиться, — сообщил 72.RU начальник училища генерал-майор Михаил Логинов.
1 сентября в Челябинске родные и близкие простились с мальчиком-кадетом. В этот же день совершила самоубийство восьмиклассница, ее тело обнаружили в пригороде на железной дороге. В школе также отзываются о девочке и ее семье положительно, родители на учете в органах опеки не состоят. По словам нашего источника в правоохранительных органах, при первоначальных следственных действиях выявлены признаки суицида. Для выяснения всех обстоятельств трагедии возбуждено уголовное дело по дежурной железнодорожной статье — 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека).
После смерти мальчика 74.RU связался со старшим помощником руководителя следственного управления СК по Челябинской области Владимиром Шишковым. Но он не смог оперативно прокомментировать случившееся. Несколько раз представитель Следственного комитета брал время для уточнения и каждый раз отвечал на телефонный звонок корреспондента, что не обладает информацией о гибели школьника.
Мы позвонили Владимиру Шишкову и сегодня. Он попросил напомнить, о чем речь, после чего вернулся к своей стандартной формулировке — у него нет информации ни о смерти 14-летнего мальчика, ни о суициде 13-летней девочки.
Есть ли взаимосвязь между этими двумя случаями — мы спросили у первого вице-губернатора Ирины Гехт, которая курирует социальную сферу в регионе. Она сказала, что не может пока делать никаких выводов. Каждый случай будут разбирать отдельно.
— Мы вместе с правоохранительными органами будем проводить проверку. Мы по каждому случаю собираемся, обсуждаем, выясняем все причины, чтобы в дальнейшем этого не допустить, — прокомментировала Ирина Гехт.
Говоря о возможных причинах самоубийств подростков, Ирина Гехт констатировала, что чаще всего — это любовные переживания.
— В такой ситуации бывает невозможно поделиться с кем-то, невозможно получить поддержку от кого-то, это проблема одиночества, с которой сталкивается ребенок и идет на этот крайний шаг, — считает Ирина Гехт. — Проблема очень серьезная, которая осложняется развитием социальных сетей, различных групп. Они быстро подхватывают детей в состоянии одиночества, заполняют эту нишу и потом очень часто провоцируют их на суицидальные поступки, поэтому будем разбираться.
Вместе с тем, по словам близкого к следствию источника, отношения между покончившими с собой подростками пока не подтверждаются. По предварительным данным, они учились вместе до 5-го класса. Продолжали ли общаться в последующие годы, сейчас выясняют следователи.
Вице-губернатор добавила, что в следующем году в бюджете собираются предусмотреть средства на увеличение штата психологов в учебных заведениях и в областном центре психолого-педагогического сопровождения для того, чтобы оказывать методическую поддержку каждому району.
— В условиях, когда ослабевают семейные связи, когда родителям порой некогда, и они не обращают внимания на ребенка, очень важно, чтобы мы подхватили его на уровне образовательной организации, сумели вывести из депрессивного состояния, состояния одиночества и удержали от этих действий [самоубийства]. Мы сейчас очень активно начали обучение педагогов, чтобы они могли обращать внимание на маркеры, которые показывают, что ребенок склонен к суициду, и поддерживать таких детей, — продолжила заместитель главы региона. — Очень важно, чтобы педагоги чувствовали, видели ребенка, ведь он проводит в школе с учетом дополнительного образования большую часть дня. Кстати, многие суициды связаны и со сложностями, которые возникают в образовательных организациях. Например, в прошлом году у нас достаточно много и попыток суицида, и суицидов, было в Аргаяшском районе, в аграрном техникуме.
После череды самоубийств в техникуме, по словам Ирины Гехт, психологи изучили состояние всех учащихся, выявили 6 человек с такими наклонностями и поработали с ними.
— Безусловно, это требует дополнительных усилий, и сегодня мы видим стабилизацию обстановки в учреждении, — говорит она. — Так что задачи по психолого-педагогическому сопровождению вполне реальны и достижимы.
С начала года в Челябинской области зафиксировано 15 случаев (включая эти два) подростковых суицидов. Психологи и юристы объяснили, почему трагедии происходят одна за другой.