Психолог разобрал 6 самых распространенных родительских ошибок
Партнерский проект
Мамы против фактов:
«Говорят, деньги портят школьника. Это правда?»
Поощрять отличника рублем — опрометчиво. Школьник вполне проживет и без карманных расходов. 8 лет — не тот возраст, когда можно научить человека тратить разумно. Многие мамы скажут: «Я не даю своему ребенку деньги, потому что он еще маленький». Садитесь, два!
Светлана Пермина, доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, руководитель регионального представительства МАПН на Урале:
— Воспитывать правильное отношение к рублю нужно именно со школьной скамьи. Подросток переживает важный этап финансовой социализации. Иначе мы рискуем воспитать инфантильного иждивенца, неспособного принимать решения. Или эгоистичного манипулятора-нахлебника без перспектив. Итак, 6 ошибок, которые нужно срочно исправлять.
ЭКСПЕРТ ПРОЕКТА
Это ошибка. Поход в 1-й класс — повод сформировать в своем ученике «денежное чутье». Изучать состав числа, сложение и вычитание гораздо удобнее на реальном примере. Пишем список покупок и доверяем ответственную миссию — поход в магазин за продуктами. Играя в эту «игру», мы повышаем уровень доверия в семье и поднимаем самооценку ребенка.
Школьника неудержимо влечет взрослое общество со своими законами и недетской структурой. Ему надо приспособиться к новым условиям, добиться, чтобы его приняли и оценили как успешную личность с собственным бюджетом. Несомненно, ему нужен первый опыт взаимоотношений с карманными расходами, а в связи с быстрым темпом физического и умственного развития финансовая социализация должна начаться не позднее 3-го класса.
У родителей много своих «взрослых» атрибутов, один из которых — банковская карта. Позвольте почувствовать ребенку, что в его жизни новый уровень ответственности — учеба и личная банковская карта. Детская карта Райффайзенбанка оформляется для детей от 6 до 17 лет. Детям в возрасте до 14 лет карта открывается как дополнительная к счету родителя. Подростки от 14 лет и старше уже могут завести отдельный счет и распоряжаться им самостоятельно.
Школьника неудержимо влечет взрослое общество со своими законами и недетской структурой. Ему надо приспособиться к новым условиям, добиться, чтобы его приняли и оценили как успешную личность с собственным бюджетом. Несомненно, ему нужен первый опыт взаимоотношений с карманными расходами, а в связи с быстрым темпом физического и умственного развития финансовая социализация должна начаться не позднее 3-го класса.
У родителей много своих «взрослых» атрибутов, один из которых — банковская карта. Позвольте почувствовать ребенку, что в его жизни новый уровень ответственности — учеба и личная банковская карта. Детская карта Райффайзенбанка оформляется для детей от 6 до 17 лет. Детям в возрасте до 14 лет карта открывается как дополнительная к счету родителя. Подростки от 14 лет и старше уже могут завести отдельный счет и распоряжаться им самостоятельно.
У школьника уйма потребностей, но не хватает социальной зрелости и ответственности за совершаемые траты. Он так и не научится разумно распоряжаться деньгами, если не объяснять ему, что дешево, а что дорого, что является вещью первой необходимости, а какую покупку можно отложить. Обсудите, что важнее — свежие фрукты или печенье? Молоко или газировка? Предложите ребенку составить свой список желаний и откладывать по 10–30 рублей с каждой полученной сотни на заветное приобретение. Возможно, ему придется отказаться от лишней жвачки.
С помощью детского мобильного приложения «Райффайзен-Start» ребенок может самостоятельно планировать свои расходы, ставить финансовые цели, расходовать деньги или резервировать определенную сумму. Приложение, по сути, представляет собой образовательный инструмент, который может помочь в финансовом воспитании детей — его можно использовать независимо от того, является ли ребенок или его родители держателями банковской карты.
С помощью детского мобильного приложения «Райффайзен-Start» ребенок может самостоятельно планировать свои расходы, ставить финансовые цели, расходовать деньги или резервировать определенную сумму. Приложение, по сути, представляет собой образовательный инструмент, который может помочь в финансовом воспитании детей — его можно использовать независимо от того, является ли ребенок или его родители держателями банковской карты.
Я не даю ребенку деньги, потому что он не умеет считать
1
Он будет тратить деньги на всякую ерунду
2
2
Одалживает деньги одноклассникам
Общество сверстников для школьника — новая психологическая реальность. Ребенок хочет быть принятым группой по интересам. Отвержение расценивается как унижение достоинства, а угроза остаться вне компании — как трагедия. Поэтому школьник хочет «заработать баллы» в глазах друзей своими действиями, в том числе давая кому-то в долг. В этот момент важно поговорить о финансовой безопасности.
Объясните, что ребенок вправе отказать товарищу. Необходимо принимать решение, руководствуясь собственной оценкой ситуации и возможных рисков (вернет — не вернет), моральных принципов и приоритетов. Расскажите, что не нужно испытывать угрызения совести из-за того, что не одолжил другу на мороженое. Не стоит отдавать последние средства, ведь у него тоже могут появиться непредвиденные расходы. Также не лучшее решение самому влезать в долги.
Объясните, что ребенок вправе отказать товарищу. Необходимо принимать решение, руководствуясь собственной оценкой ситуации и возможных рисков (вернет — не вернет), моральных принципов и приоритетов. Расскажите, что не нужно испытывать угрызения совести из-за того, что не одолжил другу на мороженое. Не стоит отдавать последние средства, ведь у него тоже могут появиться непредвиденные расходы. Также не лучшее решение самому влезать в долги.
3
Иногда такая знакомая взрослым фраза «Извини, наличных нет — все на карте» может спасти в неловкой ситуации, а демонстрация детской банковской карты, которая светится в темноте, добавит «баллов» среди одноклассников.
Даже самые маленькие должны знать «откуда берутся деньги». Возьмите ребенка к себе в офис, расскажите, из каких расходов состоит ваш семейный бюджет, что вы можете оплатить сразу (бензин, квартплата, кредит в банке), а на что нужно время (например, телевизор). Предложите и ребенку фиксировать свои траты и копить на большие покупки. А когда он станет постарше, с ним можно говорить уже о процентах по кредиту и объяснять механизмы работы банковской системы, а не вновь повторять: «Денег нет».
Еще совсем маленький, психологически не готов
4
Обучить финансовой грамотности совсем юного школьника обязуются мультяшные помощники из
детского мобильного приложения «Райффайзен-Start». Подростки с 14 лет могут осваивать новый уровень финансового планирования – кешбэк, когда каждый месяц на карту возвращается 5% от суммы всех покупок (максимальное вознаграждение — 200 рублей в месяц), которыми тоже можно эффективно распорядиться.
Объем карманных денег индивидуален и зависит от возраста ребенка и состоятельности мам и пап. В некоторых европейских странах размер родительских выплат ребенку рекомендован правительством. Для детей до 6 лет — 50 евроцентов в неделю, в 7 лет — 1,5–2 евро, в 10 лет — 10–12 евро, а с 13 лет — 20–25 евро. Разумный школьник придет к выводу: стоит радовать родителей оценками, они зарабатывают и стараются для меня, нужно инвестировать в свое развитие.
Не могу определиться, какую сумму давать
5
Мама с папой могут осуществлять переводы на детскую карту ежемесячно, таким образом формируя привычку к «зарплате». Для мягкого контроля родители могут просматривать баланс и устанавливать лимит расходов по карте ребенка из своего интернет-банка.
Привыкнет и будет «качать» всю жизнь
Раннее понимание ценности денег дисциплинирует школьника, мотивирует его выбрать востребованную профессию с достойным заработком либо вообще открыть свой бизнес. «Спонсируя» ребенка, поставьте одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Порой вы можете и отказать в карманных расходах. Это нормально. Вы не печатный станок! Если вы всё делаете правильно, реакция ребенка на отказ будет адекватной.
Деньги требуют дисциплины, ответственности и осознанности. Формируйте эти качества и относитесь к ребенку с его потребностями серьезно со школьной скамьи.
Деньги требуют дисциплины, ответственности и осознанности. Формируйте эти качества и относитесь к ребенку с его потребностями серьезно со школьной скамьи.
6
АО «Райффайзенбанк» Генеральная лицензия Банка России № 3292 от 17.02.2015