Кому под силу укрощать потоки раскаленного металла, трудиться глубоко под землей или следить за бесперебойным энергоснабжением заводских цехов? Только истинному мужчине! Без физической мощи, выносливости, решимости и готовности к риску в профессиях, связанных с горным делом и металлургией, делать нечего. Накануне Дня защитника Отечества историями о своих трудовых буднях поделились работники трех крупных предприятий региона: электромонтер участка печи Ausmelt на заводе «Карабашмедь» Евгений Маринкин, горный мастер коркинской компании «Промрекультивация» Михаил Воробьев и династия металлургов Самсоновых, которые много лет трудятся на «Кыштымском медеэлектролитном заводе». За внешней «сталью» каждого из героев — живой характер, позитивное отношение к жизни, здоровое чувство юмора и природная скромность. Готовые к каждодневному подвигу, они растят дочек и ловко плетут им косы, фотографируют дикую природу, собирают автомобили из металлолома и даже мастерят поделки из папье-маше для внуков в детский сад. О неожиданных увлечениях, романтике профессий, опасных ситуациях и заветной мужской мечте — читайте в нашем проекте к 23 Февраля.
Славная династия металлургов
Для этой семьи идти на работу — как дышать. Без неё династия Самсоновых не мыслит своей жизни, каждый фанатично предан металлургическому делу.
— Скажете, привычка? — говорит глава семейства Михаил Сергеевич. — Как-никак, я здесь уже 32 года отработал... Может, и привычка... Для меня это само собой разумеется. Как утром просыпаться, как сесть позавтракать, так же и на работу — пошел и всё. Без принуждения, с удовольствием хожу. И коллектив хороший, и руководство толковое, и дело нужное. Мне работать легко.
Раньше о таких славных металлургических династиях писали очерки в передовицах советских газет. Вот живой пример преемственности поколений. На Кыштымском медеэлектролитном заводе на разных участках цеха электролиза меди трудятся все пятеро: отец, трое сыновей, мать, а теперь и внуки подумывают пойти вслед за дедом. Самсонов-старший работает в купоросном отделении аппаратчиком-гидрометаллургом — подготавливает растворы для выпуска медного купороса. Супруга Людмила Александровна трудится на участке нейтрализации стоков — очищает техническую воду от примесей для дальнейшего использования. Выходит, отвечает за экологию. Евгений — мастер цеха электролиза меди, Александр — аппаратчик производства драгоценных металлов, а самый младший Сергей только начинает свою карьеру на КМЭЗ — занимается загрузкой и выгрузкой серий.
«Кыштымский медеэлектролитный завод» — одно из старейших металлургических предприятий Урала, основанное в 1757 году легендарным Никитой Демидовым, представителем знаменитой промышленной династии. Сегодня основные виды деятельности КМЭЗ — огневое и электролитическое рафинирование черновой меди, переработка медного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, получение медных катодов марки М00k, медной катанки класса А, а также драгоценных металлов.
И завод родной, и город
Для главы семейства Михаила Сергеевича Самсонова — и завод родной, и город. Бывает, приезжие говорят: мол, Кыштым — малюсенький, сплошная тоска и никаких перспектив. Ничего подобного. На заводе всегда есть куда расти. Все жители здесь — отзывчивые и близкие.
— Мне не нравятся большие города, здесь, в Кыштыме, ты всех знаешь, все тебя знают. А в большом городе ты выйдешь на улицу, как в поле, аукаешься, никого не дозовешься.
Михаил и Людмила попали в Кыштым из Оренбургской области по оргнабору после окончания техникума. С профильным образованием техника-электрика Михаила Сергеевича взяли на КМЭЗ в энергоцех, а потом перевели в электролизный. Говорит, сегодня работа довольно простая. Времени на семью хватает. Успевает и отдохнуть, и внуков понянчить. Как-то помогал ребятам делать поделку для детского сада, да так увлекся, что стал мастерить зверушек в технике папье-маше для собственного удовольствия.
— Когда только переехали в Кыштым и устроились на завод, конечно, посложнее было, чем сейчас, — вспоминает Людмила Александровна. — Это теперь, когда дети выросли, а за плечами 30 лет стажа, все кажется просто. А тогда... двое маленьких... садик не давали... Я в ночь ухожу, Михаил с ними остается, потом меняемся. Как-то удавалось справляться. Я свою работу очень люблю, коллектив хороший, трудимся вместе уже много лет. И горжусь тем, что у меня такие мужчины в семье.
Аппаратчик-гидрометаллург Самсонова успевала ходить на завод в ночную смену и растить сыновей. Все трое отслужили в армии: Евгений — в Чечне, Александр — в Новосибирске, Сергей — на Дальнем Востоке в Уссурийске, а после службы пошли на КМЭЗ металлургами.
«Чтобы руководить, надо иметь авторитет»
Евгений Самсонов,
мастер цеха электролиза меди
мастер цеха электролиза меди
— Не каждому же дано руководить. Прежде нужно хоть какой-то авторитет в смене заработать. Если авторитета нет, никто и слушаться не будет. Перед тем как до этой должности дорасти, я поработал на разных участках, выучился на все профессии — электролизника, шламовщика, крановщика, на добавках поработал, освоил оборудование. За счет того, что я досконально знал технологическую цепочку и специфику, мне было проще.
До армии Евгений побывал на заводе на практике, а вернувшись со службы, устроился в электролизный цех. Думал, на время, а получилось навсегда. Планы стать военным Евгений пересмотрел.
— Мне здесь понравилось, так и остался. Поначалу был просто рабочим в электролизном цехе, занимался выгрузкой и загрузкой серий. Коллектив всегда был хороший, а это важно. Меньше чем через год меня повысили до должности бригадира, еще через полтора года пошел учиться на мастера. Сдал экзамены по правилам и охране труда. После стажировки работал исполняющим обязанности мастера. Через пару лет выучился на технолога. В ЮУрГУ получил высшее образование по металлургии и стал мастером.
Сегодня обязанности Евгения — ведение техпроцесса в течение смены в соответствии с графиком выпуска серий.
— Я чувствую себя здесь как рыба в воде. Нравится ситуацию контролировать, решать какие-то человеческие проблемы, в чем-то помогать. Многие качества в моем характере были заложены в годы службы. В армию хотел, уж точно не избегал. Служил в военном городке под Самарой в воздушно-десантных войсках.
Через год из расположения попал по контракту в Чечню. И интересно было, и страшно. Это командная работа, доверительные отношения, общение, один ты там не продержишься. Например, идет группа из 15 человек на боевое задание, каждый друг друга прикрывает — в той же засаде или в разведке. Были и перестрелки... Мы всегда друг другу помогали, когда еды не было, последним делились. Мои младшие братья тоже через армейскую службу прошли. Но обошлось без горячих точек. А теперь мы — коллеги по цеху.
В 2018 году КМЭЗ реализовал инвестиционный проект по увеличению производства катодной меди. В рамках проекта были установлены две новые серии электролизных ванн по 40 ванн в каждой, проведена замена трансформаторов, установлена новая силовая ошиновка серий электролизных ванн и устройство промывки и укладки анодных остатков, смонтированы механизмы автоматического перемещения анодов и матриц. Объем инвестиций в модернизацию производства катодной меди составил 420 миллионов рублей. Проект позволил увеличить мощности КМЭЗ по производству медных катодов более чем на 16 процентов — до 140 000 тонн в год. Результат не замедлил сказаться: по итогам минувшего года предприятие установило рекорд, выпустив 139 289 тонн катодов.
Металлургия — это творчество
Это только слово «аффинаж» красивое и загадочное, а словосочетание «производство драгоценных металлов» звучит блестяще. Условия, в которых трудится средний сын Михаила Сергеевича — аппаратчик-гидрометаллург отделения аффинажа Александр Самсонов, непростые. Товарное серебро, золото, платина, палладий требуют особых условий производства — помещение должно быть закрытым.
Александр попробовал свои силы на предприятиях в других городах, но вернулся на родину. В 2009 году ему предложили работу на КМЭЗ, и он согласился.
— У нас в цехе происходит сложный химический процесс. Из серебряно-золотого сплава мы выделяем серебро, золото, платину и палладий. У меня очень творческая и ответственная работа. Здесь нужно все точно рассчитать по формулам. Умственно трудимся.
У Сергея Самсонова еще все впереди — ему 22. Сейчас он занимается тем же, с чего когда-то начинал Евгений — загружает и выгружает серии электролизных ванн. Когда династия Самсоновых собирается всей семьей за большим столом, без разговоров про работу не обходится. Говорят и про заботы, и про рекорды, и про перспективы. Вскоре на Кыштымском медеэлектролитном заводе будут строить новый цех электролиза. Чем не повод для гордости?!
«Весь город спит,
а мы работаем»
а мы работаем»
Евгений Маринкин,
электромонтер участка печи Ausmelt завода «Карабашмедь»
электромонтер участка печи Ausmelt завода «Карабашмедь»
— Ценю свою работу за то, что она очень ответственная и значимая. От тебя многое зависит, ты понимаешь, что ты — часть команды, единое целое и с коллективом, и со всем производством. Ты можешь что-то изменить, и ты нужен. На предприятии всё завязано на электрике, если возникнет неполадка — печь может остановиться. Только ты знаешь, как исправить ситуацию.
Предприятие «Карабашмедь», на котором трудится Евгений Маринкин, является одним из старейших металлургических предприятий России, история которого насчитывает более 100 лет. В состав предприятия входят медеплавильное производство мощностью до 140 тысяч тонн черновой меди в год. Завод вошел в состав РМК в 2004 году. С этого момента началась масштабная программа по экологической и технологической модернизации предприятия.
Об электромонтере Евгении Маринкине вспоминают, когда что-то выходит из строя. Зона его ответственности — бесперебойная работа всех агрегатов по электрической части, устранение неисправностей и энергоаварий. Как только возникает неполадка любой сложности, Евгений обязан в считаные минуты ее ликвидировать, иначе печь остановится и работа цеха будет парализована.
О неполадках на линии Евгения оповещают по рации или сотовому телефону. На современном оборудовании установлены специальные датчики, которые в случае неисправности выдают код ошибки и сигнализируют о необходимости принять меры. Электромонтер не ждет тревожных сигналов, его служба старается поддерживать сети в рабочем состоянии.
— Примерно 85% нашей деятельности — профилактика. Знаете поговорку: болезнь легче предупредить, чем лечить? Она не только для людей подходит, но и для машин. Чем лучше мы работаем, тем меньше люди нашу работу видят: пока все хорошо, перебоев в энергоснабжении нет — никто и не задумывается, каких усилий это стоит, — говорит Евгений.
У Евгения Маринкина на «Карабашмеди» трудились и папа, и мама. Он устроился на градообразующее предприятие вслед за родителями. Сначала поступил в химлабораторию в качестве электрика, был учеником, сдал на четвертый разряд. После армии снова вернулся на завод. Говорит, в его профессии есть особая романтика.
— Ночные смены нравятся, весь город спит, а мы работаем. К тому же профессия ответственная и важная. Если вдруг что-то случается — всех оповещаем.
На участке розлива черновой меди в металлургическом цехе установлена современная газоочистная система. Модернизация предприятия и переход на современные технологии позволили не только улучшить экологическую составляющую, но и облегчили физический труд персонала благодаря автоматике.
Охота за удачным кадром
Евгений ценит свою работу еще за один немаловажный фактор — стабильность и достойная своевременная зарплата. Для мужчины это принципиальные моменты. В детстве выпускник карабашской школы даже и не думал, что будет работать на заводе и освоит профессию электромонтера.
— Меня всегда тянуло к природе, я даже поступал в институт на агроэколога, но что-то не сложилось. С начальных классов я увлекался фотографией, преимущественно снимал пейзажные зарисовки. Бабушка подарила мне пленочный фотоаппарат. До сих пор мои первые снимки хранятся в семейных архивах. Потом была цифровая техника, я занимался в фотокружке, снимал лес, небо, озёра. Одно время увлекался макросъемкой. Сейчас у меня зеркалка. В выходной день, если выезжаем на шашлыки или на рыбалку, стараюсь технику при себе держать. Мне было бы очень интересно снять сову. Но когда они попадаются, как назло, фотоаппарата нет с собой. На Аргази недавно ездили — сова прям возле дороги сидела, такая большая, красивая… Какой кадр мог бы получиться!
— Специалист, который действительно находится на своем месте, которому интересна и его профессиональная сфера, и какие-то сопутствующие, сегодня вполне может трудиться и обеспечивать свою семью. Здесь, на предприятии, мне интересно, и у меня есть хорошие перспективы. Впрочем, как и у любого, кто ценит движение вперед.
На заводе «Карабашмедь» уже запущены в работу два из трех новых конвертеров, установленных в рамках масштабной модернизации химико-металлургического комплекса предприятия. Для Карабаша завершение модернизации конвертерного участка будет означать беспрецедентное улучшение экологической обстановки. Отходящие газы металлургического производства с новых конвертеров в полном объеме будут поступать на переработку в сернокислотный цех предприятия.
Горное дело – работа непростая
Михаил Воробьев,
горный мастер
горный мастер
— Горное дело — работа сложная. Среди горняков женщины встречаются очень редко. У нас они в основном в маркшейдерских отделах трудятся — контролируют ситуацию на разрезе, помогают отслеживать признаки, по которым можно спрогнозировать приближение обвала, оползня или пожара.
Наверное, такая работа для тех, кто четко знает, чего хочет, кто с самого рождения жил в шахтерском городе Коркино или его окрестностях, где практически всё население связано с угольной отраслью, и у кого перед глазами пример родителей. Горный мастер Михаил Воробьев знает Коркинский разрез, самый глубокий в Евразии, вдоль и поперек. Горняк рос в трудовой династии. Работает здесь уже одиннадцать с лишним лет. Сначала в «Челябинской угольной компании», а теперь в «Промрекультивации».
— Вообще своей работой я горжусь: и людям пользу приносим, и на месте не топчемся, развиваемся. Работа ответственная, сопряжена с рисками. Здесь нужно всегда быть начеку. Угольный разрез — место сложное. Он, как спираль, спускается вниз на сотни метров. Масштабы серьезны. Горный мастер каждую минуту рабочего времени знает, где находится конкретный сотрудник, я должен держать под контролем каждый квадратный метр на разрезе, находить общий язык с разными людьми и не допустить происшествий, а в случае чего принять меры.
ООО «Промрекультивация» создано в 2017 году АО по добыче угля «Челябинская угольная компания» и АО «Томинский ГОК», входящим в Группу РМК. Цель создания предприятия – ликвидация отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием закладочного материала, который будет производиться на основе хвостов обогатительной фабрики и транспортироваться в разрез по специальным пульпопроводам.
Главные рабочие инструменты горного мастера — рация и газоанализатор. Сегодня устройство, похожее на мобильник, показывает по нулям. Это хороший знак. Значит, в воздухе над разрезом угарный газ отсутствует, эндогенными пожарами и не пахнет. Такой атмосферный мониторинг происходит регулярно. Если поступают тревожные сигналы, Михаил направляет бригады на ликвидацию очагов. Наблюдение ведется и за подвижками породы.
В 2012 году был случай. Михаилу с товарищами пришлось бороться с оползнем «Южный». В дождливое лето из-за высокой обводненности пород по разрезу пошли заколы. Пришел в движение гигантский массив грунта. И по самым пессимистичным прогнозам геологов, половина поселка Роза могла оказаться на дне карьера. Горняки отводили воду от опасных участков с помощью спецтехники и вручную. Слаженные действия рабочих помогли предотвратить трагедию.
Ликвидация Коркинского угольного разреза позволит решить проблему эндогенных пожаров, наносящих существенный вред экологии Челябинской области, а также остановить оползневые процессы на бортах разреза, которые разрушают жилые дома и социальные объекты в Коркинском районе.
Домашние волнуются
Михаил служил в Забайкальском военном округе в Чите, в танковых войсках. Был механиком-водителем танка Т-72. По окончании службы получил звание гвардии сержанта и вернулся домой с лычками. Михаил дает множество поводов для гордости своей семье. Он воспитывает трех дочерей. Старшей — двенадцать лет, младшей — три года. Успевает им и косички заплести перед сменой, и сказки почитать на выходных. За главу семейства дочери и супруга испытывают смешанные чувства — есть место и гордости, и тревоге. Хобби Михаила — автомобили. Увлечение техникой осталось с армии, может запросто превратить автохлам в шедевр. Таких, как Михаил, называют трудоголиками. Если бы в сутках было 48 часов — успевал бы еще больше.
— Мне нравится моя работа. Наверное, мог бы куда-то еще уйти, занять другую должность. Но о таком даже не думал. Слишком многое еще надо успеть сделать здесь. Предприятие растет, и я расту вместе с ним. Перспектив много, думаю себя здесь показать.
Мужчины Русской медной компании каждый день вносят свой вклад в развитие отрасли, региона и страны. От слаженной, бесперебойной и безопасной работы крупных предприятий зависит жизнь и благополучие огромного количества наших соотечественников.