Чем занимаются на механическом заводе, знает не каждый челябинец. А ведь в местных цехах изготавливают технику, с помощью которой по всей стране строят дома и мосты, гидро- и электростанции, заводы и стадионы. К 80-летию ОАО «ЧМЗ» собрали самые любопытные факты о производстве. О некоторых из них вы узнаете впервые.
Сегодня в сборочных цехах механического завода можно встретить 4 вида техники. Выпускать сразу несколько машин на одной площадке удается не каждому предприятию, но на ОАО «ЧМЗ» освоили сложные технологии.
Что изготавливают на Челябинском механическом заводе?
автокраны
краны-подъемники
гусеничные краны
спецтехнику
поднимают грузы
до 75 тонн
до 75 тонн
поднимают людей на высоту до 46 метров
поднимают грузы
до 125 тонн
до 125 тонн
от снегоболотоходов до пожарных подъемников
Но это сейчас. А в 1942 году эвакуированный из Харькова завод производил котлы! Изначально предприятие служило для энергетиков: выпускать грузоподъемную технику стали только после войны.
В 1946 году первый автокран смонтировали на грузовом шасси ЗИС-5. Он поднимал 3 тонны.
В 1946 году первый автокран смонтировали на грузовом шасси ЗИС-5. Он поднимал 3 тонны.
Как получается кран?
1. Изготавливают заготовки стрелы, нижней и поворотной рам.
2. Собирают и сваривают эти заготовки.
3. Красят элементы техники в нужный цвет.
4. На шасси устанавливают готовые рамы, кабину и стрелу.
5. В кабину добавляют кресло, пульт управления и прибор безопасности.
6. Монтируют фары и датчики.
7. Проводят испытания крана: поднимают груз на 25% выше максимальной заявленной грузоподъемности.
2. Собирают и сваривают эти заготовки.
3. Красят элементы техники в нужный цвет.
4. На шасси устанавливают готовые рамы, кабину и стрелу.
5. В кабину добавляют кресло, пульт управления и прибор безопасности.
6. Монтируют фары и датчики.
7. Проводят испытания крана: поднимают груз на 25% выше максимальной заявленной грузоподъемности.
Краны механического завода принимали участие почти во всех стройках СССР. Да и сейчас техника предприятия работает на многих объектах. Каждый, кто хоть раз проходил мимо стройки, видел машины с надписью «ЧЕЛЯБИНЕЦ» или «ДЭК». Это краны ОАО «ЧМЗ».
Каждый пятый кран в России — «ЧЕЛЯБИНЕЦ»!
В каких знаменитых стройках поучаствовали краны ЧМЗ?
Саяно-Шушенская гидроэлектростанция
Чернобыльская АЭС
Заволжский моторный завод
Братский и Красноярский алюминиевые заводы
Байкало-Амурская железная дорога
ВАЗ, КАМАЗ, Елабужский автомобильный завод
Чебоксарский завод промышленных тракторов
Олимпийские объекты в Сочи
Керченский мост
Газопровод «Сила Сибири»
Но визитная карточка завода — краны с дизель-электрическим приводом (ДЭК). Их начали выпускать в 1956 году для железных дорог: такая техника перемещала из вагонов тяжелый груз и ликвидировала аварии.
За 80 лет завод выпустил более 23,5 тысячи различных машин. Если выстроить их в ряд, то получится автомобильная пробка от Челябинска до Магнитогорска или транспортный коллапс от северной до южной границы Дании.
За 80 лет завод выпустил более 23,5 тысячи различных машин. Если выстроить их в ряд, то получится автомобильная пробка от Челябинска до Магнитогорска или транспортный коллапс от северной до южной границы Дании.
А знаете ли вы, что на ЧМЗ:
16
838
2 830
106
106
сервисных центров
открыто для обслуживания техники
2830
деталей
в среднем необходимо для изготовления одного автокрана
838
человек
работает на заводе, что соизмеримо с населением Ватикана
16
представительств и дилеров
реализуют продукцию завода
57,5
19,5
52
52
страны
эксплуатируют краны ЧМЗ
19,5
дня
нужно службам и сотрудникам завода, чтобы собрать 1 автокран
57,5
тонны металла
необходимо, чтобы изготовить 1 гусеничный кран
1 250
1 005
176
176
станков
задействованы для изготовления продукции
1005
шагов
максимальное расстояние между окраинами завода (1 шаг = 70 см)
1250
светодиодных светильников
освещают территорию и помещения завода
43
41,5%
41,5%
рост объема
выпуска техники в натуральном выражении с 2017 года (за 5 лет)
43
новые модели техники
представлено за последние 5 лет
По характеристикам техника ОАО «ЧМЗ» не только не уступает, но и по некоторым параметрам превосходит зарубежные аналоги. Например, гусеничный кран может передвигаться с поднятым грузом, масса которого достигает его максимальной грузоподъемности. А автокран может работать при температуре до -50 °С.
Благодаря этому завод является лидером среди производителей кранов, география поставок у которого простирается от Калининграда до Анадыря и от Варандея до Антарктиды.
Благодаря этому завод является лидером среди производителей кранов, география поставок у которого простирается от Калининграда до Анадыря и от Варандея до Антарктиды.
Также технику ОАО «ЧМЗ» успешно применяют более чем в полсотни странах на всех континентах: от Гвинеи до Камчатки, а также в Бразилии, Перу и в Республике Куба.
Топ новинок ЧМЗ за 5 лет
Автокраны ЧЕЛЯБИНЕЦ «Серия Плюс»
Автокран со стрелой 42 м
«Серия ПРОФИ»
«Серия ПРОФИ»
Пожарные пеноподъемники
В отличие от старого поколения краны стали:
• сильнее — увеличение грузоподъемности на средних и дальних вылетах до 81%;
• выше — увеличение высоты подъема грузов на 3,9%;
• быстрее — увеличение скорости рабочих (крановых) операций до 43%.
• сильнее — увеличение грузоподъемности на средних и дальних вылетах до 81%;
• выше — увеличение высоты подъема грузов на 3,9%;
• быстрее — увеличение скорости рабочих (крановых) операций до 43%.
Самая тяжелая модель автокрана на заводе поднимает 60 тонн. Благодаря своей стреле кран может поставить груз массой 9 тонн на крышу 14-этажного дома.
Поднимают пожарный лафетный ствол на высоту до 37 метров и обеспечивают дальность подачи пожаротушащей смеси до 120 метров.
Улучшать характеристики машин невозможно без использования современных технологий. Поэтому с 2017 года ЧМЗ заменяет морально и физически устаревшее оборудование. И придерживается философии кайдзен (яп. «команда») для внедрения бережливого производства.
Что подразумевает японская концепция?
1. Убрать всё ненужное с рабочих мест, оставить самое необходимое в легкодоступных местах и перед уходом разложить инструменты по полочкам. Это исключает непродуктивные движения, которые замедляют рабочий процесс.
2. Сократить ожидание между этапами производства и выстроить технологию, которая не вызывает несогласованность между действиями сотрудников. Всё это уменьшает срок цикла.
3. Не покупать материал с запасом и выстраивать логистику с минимальными расстояниями, чтобы сэкономить время и деньги.
4. Снизить риски появления дефектов и не производить больше товаров, чем нужно, тем самым не создавая убытки для компании.
5. Создать доступную информационную среду для каждого сотрудника, чтобы они одновременно узнавали новости от руководства и были уверены, что все их пожелания будут услышаны. Это выстраивает доверительные отношения.
2. Сократить ожидание между этапами производства и выстроить технологию, которая не вызывает несогласованность между действиями сотрудников. Всё это уменьшает срок цикла.
3. Не покупать материал с запасом и выстраивать логистику с минимальными расстояниями, чтобы сэкономить время и деньги.
4. Снизить риски появления дефектов и не производить больше товаров, чем нужно, тем самым не создавая убытки для компании.
5. Создать доступную информационную среду для каждого сотрудника, чтобы они одновременно узнавали новости от руководства и были уверены, что все их пожелания будут услышаны. Это выстраивает доверительные отношения.
Чтобы результат был более ощутимым, в прошлом году завод присоединился к нацпроекту по повышению производительности труда (Производительность.рф).
— Участие в программе позволит нашему предприятию за 3 года без дополнительных инвестиций увеличить количество выпускаемой техники на 30% и снизить себестоимость продукции, — объяснил генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Пётр Вагин.
— Участие в программе позволит нашему предприятию за 3 года без дополнительных инвестиций увеличить количество выпускаемой техники на 30% и снизить себестоимость продукции, — объяснил генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Пётр Вагин.
И на предприятии уже хвастают результатом! Сегодня завод выпускает 60 машин в месяц, а не 45, как годом ранее. И перевыполнил план по времени производства кранов: теперь на это уходит не 28 дней, а всего 19,5. Хотя изначально боялись не уложиться и в 22 дня.
По оценке экспертов, Челябинский механический завод в числе лучших компаний, которые достигли выдающихся результатов в такие сжатые сроки. А как концепция бережливого производства отразится на производстве дальше, покажет время.