Как компания «Молния» стала лидером России по часам и хронографам для авиации
Обычно, когда речь заходит о добротных качественных часах, то люди думают о Швейцарии или Японии. Что ж, эти страны действительно заслужили хорошую репутацию в этом сегменте, и многие российские бренды закупают их механизмы для своей продукции. Но мало кто знает, что в России есть компании, которые могут гордиться собственными хроно-разработками. И одна из них – часовая мануфактура «Молния» в Челябинске.
Обычно когда речь заходит о добротных качественных часах, то люди думают о Швейцарии или Японии. Что ж, эти страны действительно заслужили хорошую репутацию в этом сегменте, и многие российские бренды закупают их механизмы для своей продукции. Но мало кто знает, что в России есть компании, которые могут гордиться собственными хроноразработками. И одна из них — часовая мануфактура «Молния» в Челябинске.
История «Молнии» не похожа ни на одну другую. Завод прошел путь от Великой Отечественной войны и создания часовых механизмов для первых реактивных истребителей и вертолетов серийного производства до стильных и современных часов.
дореволюционной России часовой индустрии так и не сложилось, но спрос на часовые механизмы и приборы измерения времени в начале XX века только рос. В 1927 году руководство СССР сформировало
делегацию, которой была поставлена задача — найти и купить всё необходимое оборудование, а также привлечь ведущих специалистов, чтобы создать основу советской часовой промышленности. Всё необходимое смогли найти в США, где в 1930 году из-за Великой депрессии прекратила выпуск часов всемирно известная компания «Дюбер-Хэмпден». В этом же году оборудование установили в цехах Первого Московского часового завода. Так началась история часовой отрасли в Советском Союзе.
С началом Великой Отечественной войны многие производства, включая и Первый Московский часовой завод, эвакуировали с запада на восток страны. В городе Златоусте в кратчайшие сроки было налажено производство часов и часовых механизмов для нужд РККА.
19 апреля 1945 года, за три недели до капитуляции фашистской Германии, Иосифом Сталиным было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны СССР № 8151с «Об увеличении производства и улучшении качества карманных и наручных часов». В нем сообщалось о необходимости возрождения часовой промышленности — о создании новых типов часов и организации строительства новых часовых заводов.
Этим постановлением было утверждено решение о строительстве завода № 834 в Челябинске — именно там было решено организовать выпуск нового типа карманных часов 36-го калибра под маркой «Молния». В столицу Южного Урала были направлены лучшие специалисты и оборудование со всей страны.
17 ноября 1947 года — день рождения Челябинского часового завода «Молния»
17 ноября 1947 года первая очередь завода вошла в эксплуатацию — эту дату принято считать днем рождения Челябинского часового завода «Молния».
Также в 1947 году первый калибр 36 был презентован делегацией советских часовщиков во время делового визита в Швейцарии, где получил высокую оценку местных специалистов.
Со временем «Молния» стала настоящим промышленным гигантом, в стенах цехов трудилось более 5000 человек. Продукция (в номенклатуре числились специальные технические приборы для измерения времени, а также большой ассортимент гражданских часов) выпускалась не только для покрытия нужд в часовых механизмах на территории СССР, но также поставлялась в страны ОВД (Организации Варшавского договора).
Параллельно со специальными изделиями на заводе ежегодно производилось до 1 000 000 карманных часов в год, поставлявшихся в более чем 30 стран мира. Еще одним профильным направлением стали настольные сувенирные часы «Молния».
ЧЧЗ «Молния» стал настоящим промышленным гигантом
Производство же специальных часов надолго стало основным направлением в деятельности завода. Их история неразрывно связана с историей отечественной авиации. Появившись впервые в кабине ставшего впоследствии культовым советского истребителя МиГ-15, они быстро подтвердили свою надежность, и уже через 10 лет после пуска завод производил в год до 30 тысяч специальных часов, а само название «АЧС» стало именем нарицательным в отношении авиационных часов для многих летчиков.
К слову говоря, в России осталось всего 3 часовых завода, которые производят собственные часовые калибры — челябинская «Молния», завод «Восток» который находится в Чистополе, а также предприятие «Ракета», которое базируется в Санкт-Петербурге.
Сейчас «Молния» снова идет в ногу со временем. На сегодняшний день локализовано производство корпусов, компонентов механизма (в том числе система «баланс-спираль»), галтовка, покраска, гальваника и печать циферблатов, ведется сборка и проверка, также компания разрабатывает, конструирует и внедряет новые виды часовых механизмов. Значительным шагом, несомненно, является возобновление производства собственного механизма 3603.
С 2013 года в «Молнии» началось освоение нового направления — производство наручных часов. В линейке насчитывается 11 моделей, от самой популярной «АЧС-1», которая своим дизайном повторяет спецчасы «АЧС-1» из кабин множества летательных аппаратов, до коллекции «Жемчуг», которую разработали для прекрасной половины человечества. В производстве наручных часов используются только высококачественные материалы, а также самые надежные иностранные механизмы (работают со швейцарской Ronda и японской Miyota). Особняком стоят модели, которые основаны на нашем, отечественном мануфактурном механизме — «Молния 3603».
Сегодня приверженцам точной механики доступны новые линейки нескольких типов часов: наручные, настольные, карманные и сувенирные. Наручные часы создают в сотрудничестве с лучшими дизайнерами. Свою идеальную модель найдут и ценители авиации, и почитатели элегантной классики, и любители активных видов спорта. Этих результатов удалось достичь в результате плановой реструктуризации активов, пересмотра стратегии компании за счет модернизации оборудования, обновления и пересмотра технологических цепочек, увеличения производительности труда, часовой завод «Молния» в настоящее время — это компактная мануфактура точной механики.
Чтобы оценить подлинное качество часов «Молнии», нужно познакомиться с этапами их производства. Только благодаря продуманной разработке, выверенной системе получаются уникальные часовые механизмы. Порой для изготовления одного наименования продукции требуется задействовать десятки людей и использовать более сотни различных инструментов.
Конструкторская разработка часов
Первым этапом создания новых часов является их проектирование, часы необходимо придумать. На данном этапе ответственность за новые часы лежит на конструкторском отделе. Именно он формирует техническое задание — на каком станке обработать ту или иную деталь, какую форму и геометрические параметры будет иметь тот или иной компонент, какой функционал нести, какую отделку поверхности иметь, а уже потом, после того как разработана конструкция, начинаются размышления о порядке операций, оборудовании и т. п. Прописывается технологическая цепочка, чтобы собрать часовое изделие, в отдельных случаях цифра доходит до 60 000 технических операций на одни спецчасы.
Механическая и термическая обработка
Здесь рождаются детали для будущих механизмов. Прибегают либо к станкам ЧПУ, либо к штампам. Разные типы деталей подвергаются самым разнообразным видам обработки. К примеру, в платинах и мостах сверлятся и калибруются отверстия, фрезеруются уступы, вырезается контур, удаляются заусенцы, наносятся маркировка и декоративный рисунок.
В отдельном цехе изготавливают особо точные детали: волосок (спираль баланса), баланс, анкерную вилку и анкерное колесо. При их создании от работника требуются предельная внимательность и аккуратность. Например, волосок — это одна из самых сложных и миниатюрных деталей в механизме, от которой напрямую зависит точность хода часов. Малейшее неверное движение мастера может привести к спутыванию витков, их залому или сгибу. После каждой операции детали подвергаются контролю сотрудниками ОТК, который позволяет убедиться в качестве произведенного изделия. Допуск по точности на изготовление деталей — от 2–5 микрон (тоньше человеческого волоса в 20 раз!).
Кроме этого, большинство стальных деталей проходят термообработку для повышения износостойкости и фиксации формы. Они помещаются в специальную печь, где благодаря воздействию высоких температур материал упрочняется. Тут работнику нужно учесть необходимые допуски, чтобы не пострадало качество детали.
В отдельном цехе изготавливают особо точные детали: волосок (спираль баланса), баланс, анкерную вилку и анкерное колесо. При их создании от работника требуются предельная внимательность и аккуратность. Например, волосок — это одна из самых сложных и миниатюрных деталей в механизме, от которой напрямую зависит точность хода часов. Малейшее неверное движение мастера может привести к спутыванию витков, их залому или сгибу. После каждой операции детали подвергаются контролю сотрудниками ОТК, который позволяет убедиться в качестве произведенного изделия. Допуск по точности на изготовление деталей — от 2–5 микрон (тоньше человеческого волоса в 20 раз!).
Кроме этого, большинство стальных деталей проходят термообработку для повышения износостойкости и фиксации формы. Они помещаются в специальную печь, где благодаря воздействию высоких температур материал упрочняется. Тут работнику нужно учесть необходимые допуски, чтобы не пострадало качество детали.
Гальванические покрытия
Все детали, изготовленные из стали или латуни, подвергают химической обработке — в частности, гальванизации, чтобы исключить коррозию металла. Каждая деталь проходит многостадийный процесс промывки, обезжиривания, прежде чем на поверхность металла будет наноситься предельно тонкий, но прочный слой никеля, либо же производится специальное оксидирование поверхности. Детали внешнего оформления (стрелки, циферблаты, корпусные элементы) подвергаются покраске. На стрелки и циферблат авиационных часов наносят люминесцентную краску. Это делается вручную, чтобы покрытие было равномерным.
Сборка
Все детали собирают в единый механизм именно на участке сборки. От сборщика требуются ювелирная точность и предельная концентрация. В этом ему помогает современное высокоточное оборудование, к примеру, для обрезания волоска используют высокоточный швейцарский прибор Spiromat Classic, а для регулировки и проверки механизмов — Timegrapher MTG-9900A.
Испытания
Испытания и точность их результатов отделяет посредственных производителей от тех, кому оказали доверие такие клиенты, как Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», «Сухой» и другие конструкторские бюро. Поэтому изделия «Молнии» тестируются в лабораторно воссозданных экстремальных условиях. Это особенно важно для авиационных и технических часов, ведь они предназначены для работы в боевых условиях.
Какие тесты проходит каждая модель часов:
Часть описанных испытаний проводятся в рамках периодических испытаний, т. е. случайным образом из партии берется небольшое количество специальных часов (1–2 изделия) и раз в 1–2 года проходят «ужесточенные» испытания на надежность. Поэтому специальные часы «заставляют» мерзнуть, ржаветь, пылиться и т. п., дабы доказать работоспособность. Это условия военной приемной комиссии, гражданские часы такие виды испытаний не проходят. Единственное исключение — проверка наручных часов на герметичность. Тест на водонепроницаемость проходят 100% выпущенных часов.
Какие тесты проходит каждая модель часов:
- климатическая установка, обеспечивающая испытание часов в условиях максимального градиента температур — от -60 до +60 градусов по Цельсию;
- уникальный стенд испытаний на вибрацию и ударные нагрузки, позволяющих гарантировать работоспособность приборов в условиях экстремальной эксплуатации;
- тестовое оборудование для проверки часов на герметичность в водной среде и при высоких значениях давления;
- эксикатор, предназначенный для испытаний работоспособности часов в условиях высокой влажности;
- камера пыли для имитации воздействия динамической и статической пыли на часы.
Часть описанных испытаний проводятся в рамках периодических испытаний, т. е. случайным образом из партии берется небольшое количество специальных часов (1–2 изделия) и раз в 1–2 года проходят «ужесточенные» испытания на надежность. Поэтому специальные часы «заставляют» мерзнуть, ржаветь, пылиться и т. п., дабы доказать работоспособность. Это условия военной приемной комиссии, гражданские часы такие виды испытаний не проходят. Единственное исключение — проверка наручных часов на герметичность. Тест на водонепроницаемость проходят 100% выпущенных часов.
Как вы поняли, огромную роль в создании неповторимых часовых механизмов играют именно люди. Производство серийное, а значит, каждая модель — ручная работа. На «Молнии» активная кадровая политика, постоянно проходит обучение сотрудников и радушно принимают в коллектив молодых специалистов. Без постоянной учебы, новых кадров и инноваций в производстве — просто не выжить.
Как попасть на часовой завод? В Челябинске нет профильных учебных заведений, которые бы выпускали готовых мастеров часового дела, поэтому «Молния» привлекает выпускников следующих направлений: технологии машиностроения, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, приборостроение (механика), станки и инструмент.
Часовой завод «Молния» регулярно принимает участие в специализированных конкурсах и выставках. Лучшие модели специальных технических часов можно увидеть на выставках «МАКС» или «АРМИЯ». В дальнейшем представленные образцы устанавливаются на самые современные единицы боевой техники и на гражданскую продукцию.
Наручные часы «Молния» тоже представляют, к примеру, на Moscow Watch Expo, где бизнесмены, занятые в ювелирной и часовой сферах, присматривают изделия для своих предприятий. «Молния» принимает участие и в выставках за рубежом, так, в 2020 году наручные и настольные часы были представлены на онлайн-выставке Hong Kong Watch Expo.
В совокупности благодаря мастерству и трепетному отношению сотрудников, продуманной «формуле» механизма, участию в выставках, постоянному поиску вдохновения и талантливых партнеров наручные часы «Молния» высоко ценятся за рубежом и регулярно экспортируются.
Израиль
ОАЭ
США
Канада
Австралия
Индия
Таиланд
Казахстан
Украина
Беларусь
Италия
Бельгия
Греция
Испания
ОАЭ
США
Канада
Австралия
Индия
Таиланд
Казахстан
Украина
Беларусь
Италия
Бельгия
Греция
Испания
Германия
Болгария
Чехия
Франция
Польша
Литва
Латвия
Венгрия
Норвегия
Швейцария
Нидерланды
Великобритания
Босния и Герцеговина
Болгария
Чехия
Франция
Польша
Литва
Латвия
Венгрия
Норвегия
Швейцария
Нидерланды
Великобритания
Босния и Герцеговина
Израиль
ОАЭ
США
Канада
Австралия
Индия
Таиланд
ОАЭ
США
Канада
Австралия
Индия
Таиланд
Германия
Болгария
Чехия
Франция
Польша
Литва
Латвия
Болгария
Чехия
Франция
Польша
Литва
Латвия
Венгрия
Норвегия
Швейцария
Нидерланды
Великобритания
Босния и Герцеговина
Норвегия
Швейцария
Нидерланды
Великобритания
Босния и Герцеговина
Казахстан
Украина
Беларусь
Италия
Бельгия
Греция
Испания
Украина
Беларусь
Италия
Бельгия
Греция
Испания