Станет ли она пить из автоматов, узнав изнанку технологического процесса?
Татьяна думала, что запросто справится с обязанностями инженера по обслуживанию. Не тут-то было! Оказалось, важно быть физически сильной, знать гидравлику и электротехнику, всё об обратном осмосе и ppm воды.
Челябинская журналистка Татьяна давно завязала с водой из-под крана и от бутилированной тоже отказалась, отдав предпочтение уличным водоматам. Возле ее дома сразу два умных агрегата VODOROBOT бесперебойно поят микрорайон. Воды здесь можно набрать в любое время суток столько, сколько нужно. Вот только не дают покоя извечные вопросы. Кто следит за качеством и составом воды? Откуда она вообще берется? И если фильтруется, то насколько основательно? В поисках истины Татьяна отправилась постигать профессию инженера по обслуживанию водоматов в компанию VODOROBOT. Подробности — в нашем спецпроекте.
Техники в компании VODOROBOT называют аппараты по очистке питьевой воды фильтровальными станциями или родниками. Каждый такой «родник» подключен к городской сети холодного водоснабжения. Обыватель видит только блок розлива воды на торце дома, а сама установка водоподготовки скрыта от глаз покупателя в техническом помещении, куда Татьяне и предстоит проникнуть вместе с наставником Евгением. Он работает в компании с 2018 года.
Парк водоматов прирастает на несколько новых установок каждый месяц.
День инженера начинается в 08:30. Выходя на смену, он берет в руки телефон и первым делом загружает онлайн-программу, в которой отображаются более 200 «водороботов» Челябинска и Копейска. Районы города поделены таким образом, что за каждым техником закреплена своя территория. Граница проходит ровно по Свердловскому проспекту. Калининский, Курчатовский районы и Шагол — одна часть, Центральный, Советский, Ленинский районы и Копейск — другая часть. Каждый техник видит на экране мобильного, что в данный момент происходит на всех станциях и где именно есть определенные задачи. Они могут быть абсолютно разными — экстренными и текущими.
— Как мне объяснили, нужно быть начеку, — говорит Татьяна, — задачи могут поступать с вечера или утром. Бывает, забит монетоприемник, а это иногда случается: подростки балуются и могут натолкать мусор в отверстие для монеток. Бывают поломки оборудования, или давление упало, или света нет во всём здании. В результате техник определяет сам или по согласованию с ведущим инженером, какие станции нуждаются в срочной помощи, а на какие можно заехать во вторую очередь. Так складывается маршрут дня. О проблеме в программе сигнализируют маячки — черный фонарик или красный треугольник. Капелька — значит, прямо сейчас кто-то наливает воду в бутыль. Умная система также сама оповещает, когда подошел срок замены фильтров или необходим технический осмотр.
Татьяне досталась задачка — планово заменить фильтры в водомате на Кудрявцева под чутким руководством Евгения. Это процедура выполняется на каждом водомате в среднем раз в три месяца, чтобы вода всегда сохраняла свое качество.
В работе инженера по обслуживанию водоматов есть и плановая, и экстренная работа: на одни задачи нужно срочно мчаться, а с другие решаются по графику
— Вам повезло, — говорит Евгений по пути на объект, — весной и летом станции гораздо меньше подвержены аварийным ситуациям. Зимой проблем побольше, они связаны, в первую очередь, с затрудненными подходами к водомату из-за снега или наледи, но бывают и экстренные ситуации. Например, в здании отключили свет. Если мы понимаем, что при морозе -10 градусов в доме произошло отключение электричества на 1–2–3 часа, инженер по обслуживанию водоматов оперативно приезжает, обезвоживает станцию и ее наружный блок.
Команда специалистов, обслуживающих водоматы VODOROBOT, — это не только сотрудники с базовым электротехническим образованием и навыком сантехнических работ, но и IT-специалисты, диспетчерская служба и служба благоустройства.
— Меня бы не взяли точно? — уточняет Татьяна.
— Вряд ли вы бы справились, — смеется Евгений, — это как если бы меня попросили написать статью.
— Вряд ли вы бы справились, — смеется Евгений, — это как если бы меня попросили написать статью.
— Слышала, что ваша компания единственная не использует накопительные баки? — спрашивает Татьяна.
— Наши фильтры прямоточные, — отвечает Евгений. — И производительность мембран обратного осмоса — основы нашей фильтровальной системы — почти 400 литров в час. Это позволяет не хранить воду в баках, а фильтровать напрямую в момент, когда покупатель пришел к водомату. Очистка происходит в несколько этапов. Сначала механическая фильтрация, чтобы устранить нерастворенные частицы, ржавчину, песок, другие примеси.
Затем вода под высоким давлением проходит через мембрану обратного осмоса, помещенную в специальный корпус. Это гарантирует удаление из воды тяжелых металлов и токсичных микроэлементов, в том числе и хлора, а также не оставляет шанса вирусам и бактериям. Угольный фильтр улучшает вкус воды, а перед розливом в тару вода проходит еще и через УФ-лампу. Начинаешь набирать воду в бутыль — видно мелкие пузырьки, вода насыщена кислородом.
— Наши фильтры прямоточные, — отвечает Евгений. — И производительность мембран обратного осмоса — основы нашей фильтровальной системы — почти 400 литров в час. Это позволяет не хранить воду в баках, а фильтровать напрямую в момент, когда покупатель пришел к водомату. Очистка происходит в несколько этапов. Сначала механическая фильтрация, чтобы устранить нерастворенные частицы, ржавчину, песок, другие примеси.
Затем вода под высоким давлением проходит через мембрану обратного осмоса, помещенную в специальный корпус. Это гарантирует удаление из воды тяжелых металлов и токсичных микроэлементов, в том числе и хлора, а также не оставляет шанса вирусам и бактериям. Угольный фильтр улучшает вкус воды, а перед розливом в тару вода проходит еще и через УФ-лампу. Начинаешь набирать воду в бутыль — видно мелкие пузырьки, вода насыщена кислородом.
Когда вода проходит через мембрану обратного осмоса, она делится на два потока: чистая вода и концентрат. Первый поток идет дальше по системе — на следующий этап водоподготовки, а второй сливается в дренаж. Для того чтобы получить один литр чистой воды, требуется переработать в среднем до трех литров обычной.
Шаг № 1
В обязанности техника входит и дезинфекция внутренней камеры розлива антисептическими раствором, проверка работоспособности всех систем — от способов оплаты до подсветки, чтобы удобно было пользоваться аппаратом вечером.
Шаг № 2
Проверка воды на жесткость — это обязательная процедура. Набрали воду в емкость, проверили TDS-метром. Волшебная палочка с монитором — вроде крошечной лаборатории, она через доли секунды выдает вердикт — определяет жесткость воды. Показатель не должен превышать 50 ppm. В нашем водомате гаджет показывает цифру 19 ppm. Вода мягкая, слабоминерализованная, улучшает вкус пищи и напитков и безопасна для здоровья.
Жесткость воды — не единственный показатель, который контролируется. Отбор проб воды проводит аккредитованная лаборатория, и техник размещает свежий протокол на информационной доске.
Протокол анализа воды свидетельствует о ее качестве и полном соответствии требованиям Роспотребнадзора, а также «Программе производственного контроля качества воды». Эта информация обязательно должна быть на стенде.
Шаг № 3
Калибровка. Система VODOROBOT — умная, но иногда случается, что водоматы не доливают или переливают воду. Самочувствие системы может меняться от давления воды в трубопроводе. Узнавать текущие параметры помогает датчик точного счетчика, который рассчитывает литроимпульсы и транслирует данные в программу. У Евгения есть специальная калибровочная емкость, которая позволяет проверить и отладить объём отпускаемой воды.
Для точности расчетов проливаем воду через калибровочную емкость несколько раз, получается 5 литров + 0,025
Шаг № 4
Самое интересное скрывается внутри. Идем в служебное помещение, чтобы планово заменить фильтры. У каждого картриджа есть определенный ресурс.
Вот такие блоки первой ступени очистки меняют чаще всего, потому что они задерживают самые крупные частицы и загрязняются быстрее всех.
Вот как выглядят фильтры,
которые уже отслужили своё.
которые уже отслужили своё.
— Отключаем воду, меняем фильтры, включаем воду, смотрим на датчик давления — стрелки на приборах должны достигать отметки 6 атм. — это нормальное давление в системе. Затем меняем угольный фильтр. Именно он влияет на вкус воды, — инструктирует Евгений.
Когда все задачи выполнены, Татьяна заходит в программу и делает отметку о завершенной работе. Следующий пункт назначения — проверка нового водомата на улице Свободы перед акцией.
Каждый новый водомат VODOROBOT запускают торжественной акцией — раздают тонну воды бесплатно и объясняют жителям, как пользоваться системой. Открытию каждой точки предшествует длительный процесс установки, отладки, ожидания результатов проверки воды из лаборатории, проверки корректности работы всей системы.
Каждый новый водомат VODOROBOT запускают торжественной акцией — раздают тонну воды бесплатно и объясняют жителям, как пользоваться системой. Открытию каждой точки предшествует длительный процесс установки, отладки, ожидания результатов проверки воды из лаборатории, проверки корректности работы всей системы.
Каждый водомат — маленький завод по производству чистой питьевой воды.
Стоимость одного литра — 3 рубля, 5 литров — 15 рублей.
Стоимость одного литра — 3 рубля, 5 литров — 15 рублей.
— На каждом водомате VODOROBOT перед запуском и в процессе функционирования берутся пробы воды и производится анализ в лаборатории водоканала МУП «ПОВВ», — говорит директор челябинского подразделения компании VODOROBOT Виктор Ваценков, присутствующий на открытии нового водомата. — Мы делаем это по собственной инициативе — сами себя проверяем. И когда мы говорим клиенту, что у нас качественная вода, мы подтверждаем это детальным лабораторным исследованием. Мы показываем, что у нас вода — чистая и вкусная, прошедшая многоступенчатую очистку. Результаты открыто публикуем на информационных стендах. И делаем это регулярно, на сайте вообще выложены все протоколы с момента установки водомата.
Водоматы VODOROBOT установлены в густонаселенных кварталах Челябинска и Копейска, есть такие аппараты и внутри магазинов. Найти ближайший к своему дому водомат легко через мобильное приложение. При его установке начисляются бонусы, которыми можно оплатить первые 10 литров и попробовать чистую воду из родника VODOROBOT.
— Мне достался просто отличный и терпеливый наставник. Евгений по несколько раз объяснял все детали, отвечал на наивные вопросы, помогал справляться с физически сложной работой. Я так и не смогла сама открутить ключом колбу, в которой помещается фильтр. Мне разложили по полочкам, как устроены водоматы изнутри. И знаете, что самое сложное в работе инженера по обслуживанию водороботов? Сложное и в то же время важное. Ответственность за наше с вами здоровье. Он следит, чтобы мы пили правильную воду, всегда качественную, чистую и вкусную.
Ваши вопросы по работе «Водоробота» вы можете задать по любому каналу связи — по телефону
8 800 1000-123 или на сайте и в соцсетях: