героев
|
Истории о тех, кто ковал Победу у пильгерстана
Вглядываемся в фотокарточки первостроителей ЧТПЗ и замираем, читая их дневники
Ретро-сериал «Прикоснись к Победе»
Эти люди знали про мартеновские печи вовсе не по строчкам из песни. Ведь они и есть та самая Родина, которая не смыкала очей дни и ночи, чтобы совершить невозможное. В начале Великой Отечественной от Челябинска требовали подвига: срочно запустить производство и дать фронту необходимую продукцию. Именно тогда началась история Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), который сегодня входит в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК). Не будем по-телеграфному сухо писать о том, что в 1942-м увидела свет первая челябинская труба. К юбилею Дня Победы запустим ретро-сериал о людях, которые приближали этот день, как могли.
В мини-цикле материалов посмотрим на историю завода сквозь призму человеческих судеб, из первых уст узнаем, как монтировали станы-гиганты, как строились цеха, какой ценой далась та самая первая труба, как жили первостроители и их семьи. О четырех годах, с 1942-го по 1945-й, и о самих себе расскажут сотрудники ЧТПЗ. В первой серии — живые воспоминания семи первостроителей: механиков, вальцовщиков, машинистов, конструкторов.
Время будто бы застыло в их письмах, снимках и грамотах, трудовых книжках и документах, которые бережно хранятся в семьях трубников и в архиве ЧТПЗ. Будем писать про то, как они не спали сутки напролет, а в редкие часы отдыха пытались согреться лютой зимой в постелях бараков — настолько ледяных, что одеяла примерзали к краю кровати. Как умудрялись бегать на елку в клуб и в кино, хотя на всю компанию были одни единственные брюки. Как вручную рыли мерзлую землю в минус сорок, бетонировали фундаменты под трубные станы и ни в коем случае не жаловались. От таких воспоминаний — ком в горле, мурашки по коже, гордость и упрямая уверенность, что мы — сила.
Дмитрий Бураков, конструктор проектного отдела
Степан Гончарук, ремонтный рабочий
Дмитрий Манчук, механик
Иван Хорошилов, вальцовщик
Антонина Павленко, машинист пилы
Антон Усов, первый помощник вальцовщика
Лидия Павленко-Пищикова, контролер ОТК
Сегодня магистральными трубами, сделанными в Челябинске, можно шесть раз опоясать земной шар. А начиналось всё в Великую Отечественную: 20 октября 1942-го Челябинский трубопрокатный завод выпустил первую трубу.
выпуск первой трубы
|
Машина времени
Историческая справка
Южный Урал в годы войны стал домом для десятков заводов, эвакуированных из разных концов страны. Подобного великого переселения индустрии история еще не знала. В Челябинск свозили сотни промышленных предприятий. Всего — около семисот, из них крупных — двести. Все они должны были стать основой оборонной промышленности в тылу. Оборудование многих заводов замерзало в ящиках на запасных путях, в неразберихе уезжало не по адресу, эвакуированные рабочие и специалисты мерзли в теплушках, жгли костры под морозным уральским небом, жили в палатках и бараках, а поля, где задумывались заводы, — были занесены снегом. На помощь строителям спешил весь город. Тысячи челябинцев работали во время массовых субботников-воскресников, и, несмотря на трудности, дело двигалось. Как же удалось всё это быстро построить и запустить? Ведь ЧТПЗ вырос на челябинской земле в рекордные пять месяцев.
Большой переезд трубного завода в Челябинск состоялся не сразу. Поначалу пилигримовые станы с юга страны хотели разместить в Каменске-Уральском. Но оборудование никак не втискивалось на компактной площадке Синарского труболитейного завода, да и мощностей не хватало. Предстоял новый переезд в Челябинск. 16 апреля 1942 года вышел приказ № 116 наркома черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна о строительстве Челябинского трубопрокатного завода и запуске первой очереди пилигримового стана на площадке «Стройсемь», где по первоначальным планам должен был расположиться металлургический завод для судостроительной отрасли. Работы начались 15 мая 1942 года.
Что уже было на площадке? Просматривались основные цеха, вспомогательные объекты будущего завода Наркомата Судпрома и небольшой рабочий поселок — около ста бараков, школы, поликлиника с больницей, столовые, баня с санпропускником, магазин, клуб. Здесь работала очень сильная технически оснащенная строительная организация ОСМЧ-22. Отвечать за создание трубопрокатного завода назначили ответственных руководителей.
Любопытный факт
Трубный завод эвакуировали с юга страны вглубь России. Из-за постоянных бомбежек авиацией и остановок на переездах дорога до Урала заняла не пару дней, а три месяца. Железная дорога была загружена до предела.
Историческая справка
Рядом со строительной площадкой соорудили три большие палатки и одну поменьше. Во время дождей их заливало водой, а внутри становилось сыро и холодно. Обсушиться было негде, и вечерами приходилось топить «буржуйку». Чтобы хоть как-то согреться, многие укрепляли над кроватью листы фанеры, а ложиться спать никто не спешил до тех пор, пока в палатке не становилось теплее. 3 сентября 1942 года в поселке «Стройсемь», расположенном вблизи завода, был сдан первый барак для проживания сотрудников завода. В него из палаток переехали женщины и самые ослабленные работники. Второй барак, предназначенный для семей, был готов к заселению 27 сентября. Со временем барачный поселок разросся и занял территорию между улицами Нахимова, Булганина (ныне Машиностроителей), Новороссийской и Гагарина.
По воспоминаниям Дмитрия Буракова, весной 1942-го на стройплощадку ЧТПЗ стало поступать оборудование трубопрокатного пильгерстана. Прибыли рабочие, инженерно-технические работники и служащие, эвакуированные с южных заводов страны. Часть специалистов трубопрокатчиков привлекли с трубных заводов Первоуральска и Каменска-Уральского. Эта группа трудящихся, кроме строительства, занималась монтажом и установкой технологического и вспомогательного оборудования завода, а основными строительными работами занимались рабочие и инженерно-технические работники ОСМЧ-22 и других специализированных трестов. Работники размещались в многоместных палатках и наскоро построенных бараках.
В конце 1942 года и в 1943 году продолжалось строительство второй очереди цеха № 1 (вторая клеть пильгерстана), начато строительство цеха Штифель (цех № 2) и мартеновского цеха. Для проектного отдела этот период был особенно тяжелым, так как эти цеха создавались как с нуля, так и на базе эвакуированного оборудования, разбросанного вдоль железнодорожных путей всей площадки завода. А сложность была в том, что в проектном отделе не было специалистов трубопрокатчиков, знакомых с таким оборудованием.

В ноябре 1942 года в отделе был выпущен первый официальный чертеж, с которого начался отсчет проектных работ, и ему был присвоен № 2000. Это был чертеж днищ гидроаккумулятора, сильно разукомплектованный и потребовавший выполнения чертежей на многие узлы.
«Работы велись круглосуточно в 2 смены по 12 часов, а иногда рабочие некоторых профессий трудились и целыми сутками. В процессе строительства и монтажа первой клети пильгерстана встречалась масса трудностей и осложнений: некомплектность оборудования и отсутствие некоторых узлов, утерянных во время эвакуации. Не хватало половины статора электродвигателя и маховика главного привода. Без них стан не оживет. Было принято отчаянное решение использовать электродвигатель от металлургического блюминга без маховика. Дали добро, но предупредили, что за неудачу инженер ответит головой.

Из-за большого заглубления фундамента пильгерстана до 13 метров пришлось перестраивать уже заложенные фундаменты колонн здания, а сооружение собственно фундаментов пильгерстана вести в 2 яруса для ускорения. Строители, монтажники и эксплуатационники в соцсоревновании добились огромных успехов и всего за 5 месяцев с начала работ построили и пустили в эксплуатацию первую очередь Челябинского трубопрокатного завода. 20 октября 1942 года была прокатана первая труба, что явилось днем рождения ЧТПЗ».
«Проектный отдел не имел светокопировального аппарата, и приходилось пользоваться примитивной рамой, на которую накладывалась светобумага и калька чертежа и выносилась на улицу, на солнечный свет, или пользоваться услугами других проектных организаций. Проектным отделом своими силами был запроектирован, а строителями срочно построен временный ремонтный цех, где разместились литейное отделение из 2 вагранок по 450 кг, котельный участок с молотом 150 кг и термическое отделение из двух термических электропечей. Механическая обработка ремонтных деталей и инструмента производилась во временной механической мастерской в деревянном здании».
«Трудились круглосуточно в две смены по 12 часов»
Дмитрий Бураков, конструктор проектного отдела
В цехах ЧТПЗ есть частичка московского Дворца Советов. Проектный вес этого здания-гиганта должен был достигать 1,5 млн тонн. С началом войны стальные конструкции для него пустили на противотанковые ежи и строительство оборонных заводов.
Любопытный факт
Степан Илларионович трудился на ЧТПЗ с 1942 года ремонтным рабочим, а затем мастером проката. Через 16 лет ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Ранее у него были «малые награды»: «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть». Степан Гончарук живо помнит суровую дорогу до Урала и первые дни после прибытия в Челябинск.
Дни установки оборудования шли к завершению. Нагревательная печь была готова. Печь грела двумя зонами, третья была без горелок. Готовили к прокату гильзы первых труб. Кантовальных машин пока не было, поэтому кантовали вручную. Началась подготовка к пуску цеха, на который собрались буквально все. В бараках, землянках никто не остался.
С пуском второго стана потребовались люди, и Степан Гончарук перешел на дорны, а в конце 1943 года — на вальцовщика. В середине 1944-го он уже мог подменять старшего вальцовщика. А затем стал и старшим вальцовщиком. Бригада работала хорошо, но были, конечно, и срывы, и травмы. Но в годы войны болеть долго нельзя.
Рос завод с каждым годом, улучшались производственные и бытовые условия. Из бараков рабочие перебирались в общежитие. Основным занятием после смены было пение. За комнатой № 29 закрепилась слава любителей кубанских песен. Была танцплощадка на берегу озера Смолино, там играл баян или радиола. После работы бегали на танцы. После танцев приходили домой и падали, мгновенно засыпая. И если бы не дневальный, которому платили за то, что он всех будит, заводчане могли опаздывать на работу, ведь на отдых им оставалось едва ли 4–5 часов в сутки.
«28 августа 1942 года из Сталинграда нас переправили через Волгу в город Калач, а там в теплушках — на Урал. Эшелоны двигались друг за другом. А на перегонах, где один ряд путей, стояли по несколько дней на месте. Останавливались в поле, в степи. В Челябинск приехали 27 сентября 1942 года (оформились 3 октября). За месяц езды в теплушках нужна была санобработка всех наших вещей и нас самих.

Точно не помню, было утро раннее, нас повели в баню треста. Каждый, что имел из вещей, забрали на прожарку. Не успели мы помыться, бежит банщица и кричит «горит», а сама рыдает, а мы не понимаем, что горит. Были среди нас постарше — поняли. Открыли шкаф, а оттуда пламя, одному брови и волосы на голове сразу высушило. Давай мы таскать своими тазиками воду и поливать. Открыли окна, стало холодно, полно дыму. Затушили наши вещи — и в душ, обратно греться. От наших вещей осталась одна шинель Мельника А., которая упала на пол. Но кое-кто выбрал себе тряпок на портянки».
«Поселились в 10-м бараке. В одной комнате 12 метров жило 20 человек (кровати в два яруса). Только здесь, в бараке, мы начали настоящее знакомство. В этой комнате жил и будущий директор ЧТПЗ Николай Карпенко, тогда мы его звали Коля.

В цехе в то время продолжалась установка оборудования. Нас, молодых, посылали на все участки, где требовалась рабочая сила. В те времена все рабочие считались ремонтники-строители-слесаря. Бригада часто работала на всех участках проката. Первое время нам, молодым, было трудновато. Холод и голод, и работать по 12 часов, а зачастую и больше, выбивало нас из колеи. Некоторые приходили к упадку. Помню и то, что перед работой объявляли: кто перевыполнит задание, тому дополнительный талон на питание (мутная вода, и по всем признакам в этой воде варили что-то мучное). Я не скрываю, работал так, что эту похлебку ел почти каждый день. Добавишь в нее кусочки хлеба или сухаря — такая была вкусная, но мало».
«Время шло, 1942 год кончился, начался 1943-й. Задумали мы сходить на елку в клуб треста. Сидим и думаем: а как пойти, одни брюки на четверых. Так мы покружились около клуба, позаглядывали в окна, наигрались в снегу (а нас таких было много) и с тем пришли в барак. Но в дальнейшем мы устанавливали очередь и покупали недорогие костюмы, складывая с получки со всех и покупая одному».
«Расскажу один случай. Я подкладывал под нижний волок прокладку, и подушкой мне придавило и поломало четыре пальца. Болел я всего три дня. Больной рукой работал старшим вальцовщиком. Приспособился к забинтованной руке, а правая рука работала на 150%. Тяжело, руку больно, начальник смены Старобинец Я. С. смотрит на меня и сам кривится, а помочь нечем и некому. Людей нет, а старших вальцовщиков тем паче нет. Рука зажила на ходу».
«Кто перевыполнит задание — тому дополнительный талон на питание: мутная вода, и в этой воде варили что-то мучное»
Степан Гончарук, ремонтный рабочий
«Душой коллектива в те трудные годы был Дмитрий Иванович Манчук. Доброта в нем так и светилась. Все парни просто обожали его. Бывало, подойдет Дмитрий Иванович, положит руку на плечо, взглянет на тебя такими уставшими, но всё равно добрыми глазами — и ты уже готов тут же броситься выполнять его еще не произнесенную просьбу. Один его отцовский взгляд воодушевлял нас. И мы, уставшие, полуголодные мальчишки, глядя, как много и самоотверженно трудится Манчук, старались подражать своему старшему товарищу».
Вспоминает Алексей Васильевич Копакин
Историческая справка
В мае 1943 года Дмитрий Манчук был первым среди заводчан награжден за трудовые достижения на ЧТПЗ высшей наградой — орденом Ленина. Также он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В январе 1943-го цех № 1 работал всего пять дней, после чего его остановили на несколько месяцев. Причиной этому стала нехватка мощностей на челябинской ТЭЦ-1. Однако в апреле, когда на ТЭЦ-1 ввели в эксплуатацию новый агрегат, электроэнергия начала поступать на завод без перебоев.

Рабочие ЧТПЗ использовали это время с пользой. В цехе № 1 начался монтаж второго пильгерстана и второй нагревательной печи, а также прокладка трубопроводов к новым агрегатам. В апреле Государственный Комитет Обороны утвердил программу развития завода, которая включала строительство мартеновского цеха, цеха нарезных труб и компрессорной станции, а также завершение строительства цеха № 2.
Историческая справка
«Механик Дмитрий Манчук был человеком, влюбленным в свое дело до фанатизма. Он так и жил в цехе, почти не спал и не ел. Был он небольшого роста и не выглядел каким-то крепышом, самый обыкновенный, каких много. Но по доброте своей, по человечности, по справедливости был необыкновенный человек, и диву даешься, как его хватало на всех и на всё. Случались с ним всякие, в то суровое время, случаи, так как спал он только тогда, когда, что называется, падал от изнеможения».
Дмитрий Иванович Манчук не оставил после себя заметок и дневников, но для ЧТПЗ он стал легендой, которую помнят многие. Колоритный казак, прячущий улыбку в усы, — потомственный хлебопашец, который выбрал для себя иную судьбу. С 1927 года он работал на металлургическом заводе. Слесарь, бригадир слесарей, мастер и старший мастер по ремонту оборудования, механик трубопрокатного цеха и заместитель главного механика. Вместе с оборудованием он эвакуировался в Челябинск. Одержимость — иначе и не назвать ту энергию, которую вкладывал Манчук во все дела во время монтажа пилигримового стана ЧТПЗ. Сутки напролет находился он на площадке.
Манчук в те дни был поистине незаменим, всем был нужен, потому как прекрасно знал оборудование стана. Зимой 1942 года, в тяжелую пору освоения пильгерстана после его пуска, произошла поломка шпинделей и рамы поддержки. Это грозило серьезными осложнениями. Тут к рабочим подошел Дмитрий Иванович, насмешливо спросил: «Чего это вы за голову хватаетесь?» Ему объяснили, в чем дело. Дмитрий Иванович сжал рукой подбородок, о чем-то задумался. Затем громко скомандовал: «А ну, ребята, берите лопаты и пошли за мной!» На улице он посмотрел в одну, в другую сторону, походил, проваливаясь в снегу, и, остановившись, ткнул пальцем себе под ноги: «Вот тут копайте». Рабочие стали лихорадочно отбрасывать снег и через несколько минут откопали раму. Всё объяснялось просто. Часть оборудования, которую не использовали для монтажа первой очереди завода, осталась лежать на земле, занесенная толстым слоем снега. Работая в свое время на разгрузке, Манчук хорошо помнил, где что лежит, и этим не раз выручал. В горячие дни монтажа пильгерстана на площадке часто слышался голос Дмитрия Ивановича Манчука: «Поднажмем! Дружней, дружней!»
«Он так и жил в цехе, почти не спал и не ел»
Дмитрий Манчук, механик
Вспоминает Лидия Федоровна Павленко-Пищикова
Вспоминает Степан Илларионович Гончарук
«Запомнился мне на всю жизнь Манчук Д. И. В столовую он не ходил, домой тоже. Собирали мы шестерную клеть. Манчук нижний подшипник шабровал (высокоточное выравнивание поверхности изделия из металла) и верхний устанавливал так, что клеть работала как часы. Муфта работала так тихо».
«Монтажом всего оборудования руководил Дмитрий Иванович, он в цехе дневал и ночевал. Летом притулится где-нибудь около колонны, вздремнет часа 2−3 и снова за работу. Как мы ни уговаривали его, он был неумолим, так постоянно сутками и находился на монтажной площадке».
Вспоминает Антон Михайлович Усов
«Манчук знал свой цех, как говорится, назубок. Его память была удивительной: он помнил конструкцию и размеры множества деталей, ГОСТов... Можно сказать, ходячая энциклопедия по оборудованию станов».
Вспоминает Дмитрий Иванович Бураков
«В 1942 году мы приехали в Синару. И я сразу был командирован в Свердловск к наркому черной металлургии товарищу Тевосяну с докладом о прибытии с оборудованием трубопрокатного стана. Тевосян принял меня взволнованно и радостно, первый его вопрос был — как мы добрались, всё ли в порядке. Привез я и семью. Когда я сказал ему, что привез двух детей, он сказал: «Молодец!» Из Синары по приказу наркомата черной металлургии мы переехали в Челябинск.

В сентябре 1942 года после работы в полной смене мы отдыхали в палатке, где мы жили. Погода стояла свирепая, холодно. К нам зашел товарищ Кожевников и другие руководители, которые интересовались, как мы живем. Жили тяжело, но мы не жаловались. Сказали, что тяжело на фронте, а мы должны ему помочь».
«Я очень волновался. Чтобы первую трубу прокатать благополучно, попросил Грянкина переднюю часть гильзы сделать тоньше, для облегчения проката. Первая гильза пошла от прошивного стана к пильгерстану. Прокатали пять труб, прокат остановили на ревизию стана».

После состоялся митинг, на котором выступал товарищ Патоличев. Первый секретарь обкома ВКП(б) был во главе региона, жители которого в тылу ковали победу стране. За пуск завода Хорошилова наградили орденом «Знак Почета».
В октябре 1942-го в печи запылал огонь, и оттуда вышел раскаленный слиток, который доставили к стану. И первая челябинская труба увидела свет! Прямое отношение к этому событию имел вальцовщик Иван Хорошилов. Он был одним из членов бригады, которая прокатала первую трубу на пилигримовом стане «8−16». Иван Никитич, как и многие, был эвакуирован в Челябинск.
Когда смонтировали оборудование и цех был готов к пуску, Хорошилова вызвал директор завода Щербань и сказал, что ему доверено прокатать первую трубу. На прошивном стане первую гильзу для будущей трубы прокатал Грянкин.
«Тяжело на фронте, а мы должны ему помочь»
Иван Хорошилов, вальцовщик
Историческая справка
20 октября 1943 года, ровно через год после того, как была прокатана первая труба в цехе № 1, состоялось горячее опробование прошивного стана и автомат-стана в цехе № 2 — была прокатана первая гильза.
«Как я помню, в первую смену в тот день часа за четыре мы прокатали пять труб, после этого из прошивного стана вышли несколько забракованных гильз. На прошивном произошла небольшая авария. Тогда начальник цеха Казаков вызвал меня и сказал, чтобы я собрал свою бригаду и шел отдыхать. Выходите с 7 часов вечера в ночную смену. И мы ушли.

К 7 часам вечера к нашему приходу первая смена Хорошилова прокатала еще около 10 труб. А мы, наша бригада, в первую ночную смену прокатала 16 труб. Тогда нашу бригаду сфотографировали, и утром же директор завода Щербань, главный инженер Фрикке собрали нашу бригаду и спросили, что нужно сделать, чтобы катать больше труб. Трубы катать тогда было очень трудно. Я сказал, что необходимо увеличить нагрев слитков, так как это главное для прошивного и пилигримового станов. После этого мы стали катать по тому времени норму — за смену стали давать по 20 труб».
Перед тем как пилигримовый стан выдал первую трубу, произвели прокрутку оборудования и горячее опробование. В день пуска в бригаде Хорошилова был Антон Усов — его первый помощник.
Весь коллектив завода, включая подростков, юношей и девушек, самоотверженно трудились до самой Победы. В 1943 году труд работников ЧТПЗ правительство высоко оценило. Антон Усов получил медаль «За трудовое отличие».
«Проектный отдел не имел светокопировального аппарата, и приходилось пользоваться примитивной рамой, на которую накладывалась светобумага и калька чертежа и выносилась на улицу, на солнечный свет, или пользоваться услугами других проектных организаций. Проектным отделом своими силами был запроектирован, а строителями срочно построен временный ремонтный цех, где разместились литейное отделение из 2-х вагранок по 450 кг, котельный участок с молотом 150 кг и термическое отделение из двух термических электропечей. Механическая обработка ремонтных деталей и инструмента производилась во временной механической мастерской в деревянном здании».
«Трубы катать тогда было очень трудно»
Антон Усов, первый помощник вальцовщика
Историческая справка
В октябре 1943 года в цехе № 1 был запущен второй эвакуированный пильгерстан. Цех рос, количество сотрудников увеличивалось пропорционально запуску новых участков. Труд женщин в цехах был немногим легче мужского: металлическую стружку на участке отделки работницы переносили вручную.
«Оттяжка труб осуществлялась при помощи цепи "Галя" и захватных клещей. Позже на оттяжке работали только мужчины, так как клещи были очень тяжелыми и захват горячей трубы был сопряжен с большими трудностями. А тогда, во время войны, Антонина Емельяновна работала сразу и за мужчину, и за женщину, совмещала две профессии: оттяжчика и машиниста пилы.

Когда прокатали первую трубу и ее надо было подать к пиле, она с силой схватила клещи и попыталась накинуть их на трубу, чтобы захватить, но не смогла. Она подтянула клещи к себе и опять попыталась захватить трубу, но опять ей это не удалось. Она еще больше заволновалась. И так трижды. Кто-то из мужчин подбежал ей помочь, но она не дала клещи: "Нет. Я сама. Уйдите все. Я должна справиться сама!" Потом она эту операцию выполняла по-мужски ловко и быстро. Все удивлялись, как только она с этим справляется».
В Челябинск Антонина Павленко приехала в августе 1942 года из Каменска-Уральского, куда ее эвакуировали вместе с братом, его супругой и дочерьми. Антонина Емельяновна была членом той самой бригады вальцовщика Хорошилова и принимала участие в прокате первой трубы. Собственных воспоминаний машиниста пилы Антонины Павленко не сохранилось, но о ней много рассказывает племянница первостроительницы Лидия Федоровна Павленко-Пищикова.
«Уйдите все. Я должна справиться сама!»
Антонина Павленко, машинист пилы
Вспоминает Лидия Федоровна Павленко-Пищикова
«Хорошо помню, как выезжали из города на Урал. Эшелоны грузились в спешном порядке. К нашему эшелону прицепили теплушку, оборудовали ее нарами для четырех семей. Мы успели взять с собою продукты, одежду, постель. Наш эшелон был на подходе к первой станции, когда бомбили нас первый раз. Потом бомбили еще много раз. При бомбежках мы выбегали из теплушки и разбегались в разные стороны. Нас, детей, было пятеро. Леночке было всего полгода, Саша был парализован. Мы трое могли сами бежать, а двое на руках у родителей. Представляю, каково же с нами со всеми было отцу с матерью».
«Пришла холодная, дождливая осень. В палатках стало сыро и холодно. Работали в две смены, по 12 часов. Приходили все уставшие, полуголодные, продрогшие, промокшие, а обсушиться было негде. Но у нас всегда было весело. Вечерами дежурный затопит буржуйку углем, коксом, а иногда и дровами. Все садятся вокруг. Когда в печке потрескивают дрова, а мы сидим кружком, так по-домашнему уютно в нашей сырой и холодной палатке. Вечерами играли на балалайке и пели так, что забывали про усталость».
«Вскоре построили барак № 1. Туда перевели из палаток самых слабых и женщин. В комнатах стояли двухъярусные кровати. Моя кровать была в уголочке на первом ярусе. Барак тоже отапливался печами. Но тоже всякое было. Бывало, потянешь ночью на себя одеяло, а оно не натягивается — оказывается, угол одеяла примерз».
«Кончится кино, оглянешься назад, а в зале сидят человек десять, а то и меньше. Это остались самые выносливые, морозостойкие, а возможно, потеплее одетые. Остальные не выдержали, замерзли и убежали. Но… как говорится, побывали в кино».
Эвакуацию на Урал, бомбежку, а потом ледяные бараки 14-летняя девчонка запомнила на всю жизнь. Когда прокатывали первую трубу, ей было уже почти 16. В тот день семиклассница Лида расплакалась от волнения, оттого что не знала, как сделать запись в журнале.
В августе 1942 года отец увез Лиду из Свердловской области с собой в Челябинск — работать на завод. Приехали прямо на стройплощадку, где стояли палатки. Школьница поселилась в одну из них вместе с отцом.
14 октября 1942 года Лидия официально оформилась на работу в ОТК не существующего еще цеха № 1. В штат было зачислено 10 человек, которые помогали строить завод: подносили материалы, кирпичи, раствор. Потом красили крышки, лапы загрузки печей, топили «мангалки».
Работали без выходных, но молодость брала свое. Подростки находили силы и желание бегать в кино на поселок «Стройсемь» — в небольшой и неотапливаемый зал. Фильмы тогда показывали по частям. Перед началом сеанса зал заполнялся до отказа. Но после первой части раздавался редкий стук входных дверей, а к концу всё чаще и чаще.
В октябре 1942 года работа была очень напряженной. С фронта приходили тревожные вести. С содроганием в сердце вспоминается это время. Сутками почти никто не уходил из цеха. Приближалась зима. Сильные ветры, холодные дожди чередовались со снежными метелями. Не было в цехе такого закутка, где бы можно было бы спрятаться от ветра и холода. Деревянная крыша над головой протекала во время дождя, и одни колонны без стен. Людей не хватало, о создании условий быта думать тогда было некогда. И вот, ценой огромных усилий всего коллектива, была наконец достигнута огромная трудовая победа.
К концу 1943 года эвакуированные с юга заводы, в том числе и Челябинский трубопрокатный, крепко корнями вросли в уральскую землю и начали выдавать столь необходимую продукцию. Лидия и ее сослуживцы тогда были юными, а повзрослели в труде. Молодежь тех военных лет внесла большой вклад в дело становления завода, а потом также самоотверженно трудилась в мирные дни.
«Радости не было конца. Лично для меня день пуска цеха запомнился на всю жизнь еще и потому, что в тот момент, когда была прокатана первая труба, я не знала, что делать, как ее записать в журнале контролера ОТК. Дело в том, что, встав на рабочее место из-за ученической парты, я, семиклассница, не видела еще ни цеха, ни завода и не представляла даже, что там делают. И вдруг! Вся жизнь круто изменилась — я стала рабочей. Моя наука состояла в том, что мне показали слиток, из которого потом будет прокатана труба. Показали маркировку на этом слитке. А когда слиток выдали из печи, раскаленный докрасна, маркировка на нем вся сгорела. И я расплакалась. Идет ко мне замначальника цеха Юрий Михайлович Матвеев и говорит: "Успокойся, девочка, я тебе сейчас расскажу и покажу, как это всё получается". И действительно. С выходом пятого слитка я чувствовала себя более уверенно, а к концу смены совсем освоилась».
«Всей душой чувствовала трагичность происходящего»
Лидия Павленко-Пищикова, контролер ОТК
Первостроители Челябинского трубопрокатного завода — это люди, чей труд стал настоящим подвигом. В условиях тяжелого производства и суровых уральских зим они не только справлялись с поставленными задачами, но и сохраняли дар радоваться жизни. Их работа требовала невероятной выносливости, дисциплины и самоотдачи, но даже в самые сложные моменты они находили поводы для улыбок и поддерживали друг друга, не теряя веры в лучшее. Подвиг сотрудников ЧТПЗ — это не только вклад в развитие промышленности, но и урок жизнелюбия, который вдохновляет и сегодня.

О том, как появилась на заводе первая мартеновская печь и что было дальше, вплоть до 1945-го, — расскажем в следующем выпуске ретро-сериала «Прикоснись к Победе», запущенного по инициативе ЧТПЗ.
Подвиг и жизнелюбие
Просмотров: 9347
RU74Логотип sgp

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.