ƒень рождени€ ѕрокофьева отметили премьерами

√лавным событием окт€бр€ в нашем городе надо признать концерт чел€бинских композиторов, посв€щенный 125-летию со дн€ рождени€ —ерге€ ѕрокофьева. ¬о-первых, он стал презентацией сразу п€ти премьер. ¬о-вторых, слушатели в который раз убедились, что в „ел€бинске живут очень талантливые композиторы. ¬-третьих, такие концерты случаютс€ до обидного редко. » наконец, в-четвертых, камерный оркестр « лассика», только что вернувшийс€ с австрийских гастролей, исполнил новые произведени€ с особым блеском.

Ћогичный мостик в прошлое

 омпозитор јнатолий  ривошей взгл€нул на  ировку глазами —ерге€ ѕрокофьева
 омпозитор јнатолий  ривошей взгл€нул на  ировку глазами —ерге€ ѕрокофьева

ћысль во врем€ концерта была одна: как жаль, что этого не слышит весь город. ѕ€ть чел€бинских композиторов – “ать€на Ўкербина, Ћариса ƒолганова, ѕолина —ергиенко, јлан  узьмин и јнатолий  ривошей – написали п€ть новых произведений специально дл€ этого концерта, который вошел в афишу ¬сероссийского музыкального фестивал€ имени —ерге€ ѕрокофьева на ёжном ”рале. «–усский концерт» пам€ти —ерге€ ѕрокофьева ≈леной ѕопл€новой был написан несколько лет назад и уже исполн€лс€ в „ел€бинске. Ќо он так хорош, что слушать его можно еще и еще.

¬ «ѕосв€щении» Ћарисы ƒолгановой открыли прокофьевскую напевность
¬ «ѕосв€щении» Ћарисы ƒолгановой открыли прокофьевскую напевность

Ёти шесть произведений стали каким-то из€щным и очень логичным мостиком из современности в высшие сферы небожителей, к которым, безусловно, относитс€ сегодн€ и великий композитор ’’ столети€ —ергей ѕрокофьев. —очинени€ чел€бинских композиторов позволили ощутить, что музыка рождаетс€ здесь и сейчас, что творчество – живой, ос€заемый процесс, он переплетаетс€ с нашей повседневной жизнью, и он рассказывает о нас сегодн€шних.

ѕолина —ергиенко создала музыку чел€бинских заводов
ѕолина —ергиенко создала музыку чел€бинских заводов

«–усский концерт» ≈лены ѕопл€новой, посв€щенный —ергею ѕрокофьеву, был написан под впечатлением от его театральной музыки, особенно балетов ѕрокофьева. ќднако замысел ≈лены ѕопл€новой, как рассказала она сама, родилс€ под воздействием остроты современных событий: «ќднажды у мен€ произошел непри€тный разговор с одним знакомым музыкантом, убеждавшим мен€ уехать из –оссии, утверждавшим, что все здесь разлагаетс€ и не имеет перспективы, особенно дл€ творческих людей... ѕосле этого € много думала о —ергее ѕрокофьеве, который пыталс€ уехать из –оссии навсегда, но вернулс€. » на фоне этих размышлений тема ћонтекки из балета “–омео и ƒжульетта” все врем€ звучала у мен€ в голове, как ассоциаци€ с нашим временем, как пульс ’’ века.  онцерт был написан быстро, за мес€ц. » јдик јбдурахманов поддержал мен€ в моем порыве, благодар€ чему сразу нашлось уточн€ющее название произведени€ “–усский концерт”».

 

“ать€на Ўкербина не так давно работала над оркестровкой фортепианной музыки ѕрокофьева дл€ детей и настолько влюбилась в нее, что создала собственный цикл пьес «ƒетска€ музыка».

1 / 11

«ѕрезентаци€ цикла за несколько дней до сегодн€шнего концерта состо€лась в „ел€бинском институте культуры и в одной из музыкальных школ ≈катеринбурга, – рассказала музыковед, профессор „ел€бинского института культуры “ать€на —инецка€. – » замечательно, что по€вилась така€ €рка€, образна€, талантлива€ музыка дл€ детей, ведь у нас есть кому ее исполн€ть. ¬ ≈катеринбурге этот цикл исполнила така€ талантлива€ девочка! ќна даже стихи сочинила к этим пьесам, музыка пробудила ее фантазию».

¬ цикле “ать€ны Ўкербиной дев€ть пьес – «–ассветна€ песн€», «¬оробей», «—ерый волк», «√рустный дождик», «ƒ€тел», «ћишка косолапый», «—трекоза», «”пр€мый ослик», «ƒве сороки». » это просто живые музыкальные картинки.

 

—воеобразный музыкальный портрет јнатоли€  ривоше€ «√л€дит на  ировку ѕрокофьев» (это он о нашем пам€тнике) – продолжение его ранних образных зарисовок: например, «ћихал ћихалыч» (посв€щена ∆ванецкому). ј также произведений, св€занных с именем и личностью »осифа Ѕродского. Ќа этот раз в посв€щении ѕрокофьеву отразилась ежедневна€ жизнь нашего города, а также „ел€бинск 1935 года.

 

“а же св€зь прослеживаетс€ в сюите ѕолины —ергиенко «„ел€бинск 1935 года глазами ѕрокофьева». »звестно, что 29 и 30 марта 1935 года в „ел€бинске состо€лись концерты —ерге€ ѕрокофьева (на „“« и в здании драмтеатра (ныне “ё«)). Ќа афишах значилось: « омпозитор и пианист —ергей ѕрокофьев. ѕариж». ѕолина —ергиенко «побывала» и в цехах „“«, и на улицах „ел€бинска начала ’’ века, а вместе с ней в эти звуки окунулись и слушатели.

1 / 8

ћатематика царит в музыке

«авершилс€ концерт сложной, серьезной и одновременно открытой дл€ воспри€ти€ широкой публики симфонией чисел «ƒжульетта» јлана  узьмина. ¬ своем произведении композитор зашифровал дату рождени€ —ерге€ ѕрокофьева – 23 апрел€ 1891 года. 23041891 – эти числа он превратил в интервалы и на основании этого создал интонационный материал своей симфонии.

јлан  узьмин: математика и философи€ пронизывают все
јлан  узьмин: математика и философи€ пронизывают все

«¬ своем творчестве € стремлюсь показать, что философи€ и математика – те области, которые пронизывают все в нашей жизни, от самых бытовых моментов до самых возвышенных, – говорит јлан  узьмин. –  огда € пишу музыку, то волей-неволей ловлю себ€ на мысли, что иной раз обращаюсь к жестким математическим конструкци€м, а потом одухотвор€ю их, вливаю в них эмоции. Ёто не ново. “ак рождались произведени€ композиторов эпохи Ѕарокко, особенно »оганна —ебасть€на Ѕаха, в его музыке полно чисел. » € все врем€ говорю своим студентам о том, что мы имеем дело с композицией, а композици€ – это уже расчет. ћой преподаватель, например, рассказывал, что кумиром —травинского был Ћеонардо да ¬инчи, который свои холсты сначала математически рассчитывал, в потом призывал на помощь вдохновение. ¬от еще одно доказательство , что нельз€ духовное ставить в противовес рациональному».

ѕо словам јлана  узьмина, если человек действует спонтанно, эмоционально, это не значит, что его действи€ идут вразрез с математикой и логикой, мы подвержены математическим и физическим принципам, просто этого не замечаем.

1 / 8

“аланты в услови€х холода

ѕосле концерта мы обмен€лись впечатлени€ми с музыковедом “ать€ной —инецкой: «ќчень хороший концерт. “акие концерты обладают свойством уникальности, они редки, и они никогда не тиражируютс€. —амо по себе это уже придает событийность такому концерту. —оюз композиторов серьезно к этому готовитс€, и ответственность музыкантов велика, потому что это первое исполнение. ¬ этот момент складываетс€ биографи€ произведени€. ј у этого концерта двойна€ ценность – много премьер. » еще одно важно подчеркнуть – с учетом такой разности наших композиторов, в этом концерте сквозила едина€ стилева€ особенность, которую € бы назвала тотальной демократизацией музыкального €зыка. Ёто все произведени€ дл€ широкой публики – все образно, пон€тно, мелодично».

ћузыковед “ать€на —инецка€ поставила композиторам круглые п€терки
ћузыковед “ать€на —инецка€ поставила композиторам круглые п€терки

» многие слушатели сошлись во мнении, что своих композиторов чел€бинцам надо знать в лицо. «Ёто нормальна€ вещь, не нормально, когда мы этого не знаем, – говорит “ать€на —инецка€. – » не говорим о них».

1 / 11

ѕродолжил тему чел€бинский художник јнатолий  остюк: «Ќе хочетс€ произносить банальную фразу: своих героев надо знать в лицо. Ќо иначе не скажешь. Ћюбой творческий человек – товар штучный, тем более композитор. ¬ нашем городе почти 130 профессиональных художников, а композиторов – всего п€ть-шесть! » они действительно талантливы! ”меть ценить это сегодн€ – очень важно. ћы многое берем, подсматриваем у ≈вропы, но не видим порой самого главного – как горд€тс€ там малые города своими представител€ми творческих профессий, как они цен€т их, как нос€тс€ с ними, хвастаютс€ ими. ј у нас все по-другому – с одной стороны, мы не обделены талантливыми людьми, с другой, холодны к ним».

јнатолий  остюк предложил брать пример с ≈вропы - гордитьс€ своими художниками и музыкантами
јнатолий  остюк предложил брать пример с ≈вропы - гордитьс€ своими художниками и музыкантами

» все-таки еще один концерт наших композиторов состо€лс€ и прошел на ура, значит, лед можно растопить.

ƒирижер јдик јбдурахманов и оркестр « лассика» способны растопить лед чел€бинской публики
ƒирижер јдик јбдурахманов и оркестр « лассика» способны растопить лед чел€бинской публики

«—огласен, – говорит заслуженный артист –оссии, дирижер јдик јбдурахманов. – —читаю, что мы должны жить этой музыкой. Ќе только музыканты, но и горожане. ћы должны знать ее, а значит, надо исполн€ть ее чаще. ќна красива, она интересна. Ќе так давно € читал статью, где рассказывалось о том, как в јмерике была решена проблема посещаемости концертных залов – они решили давать концерты попул€рной классики (Ўопен, ѕаганини, „айковский, –ахманинов...) —начала народ пошел, но через год-полтора залы снова начали пустеть. Ёто из серии: сладости быстро приедаютс€ и хочетс€ поесть супа. Ќаш мозг все врем€ требует развити€, подпитки, свежего, нового. ѕоэтому надо играть современную музыку. ќсобенно если она талантлива, образна, красива, интересна. ј наши композиторы еще и очень разные. Ќам просто повезло».

ѕросмотров: 8444
—ветлана јнаньева
‘ото Ћюдмилы  овалевой, аудио предоставлены чел€бинским отделением —оюза композиторов –оссии
„итайте также
ƒругие материалы рубрики
√ород