Top.Mail.Ru
Подземная река и паровоз на Энтузиастов: покажем Челябинск, которого вы ещё не видели
Виртуальное путешествие сквозь время по улицам родного города
Календарная весна вступила в свои права, однако до комфортных прогулок ещё далеко. Снег на обочинах превратился в ледяную корку, ветер сбивает с ног, а под ногами – слякоть и грязь. Согласитесь, гораздо приятнее читать очередной выпуск нашего исторического спецпроекта о Челябинске с чашкой крепкого кофе или ароматного чая. Вы окунетесь в прошлое родного города, узнаете секреты, которые бережно хранят старые стены домов, и по-новому посмотрите на давно знакомые улицы. И при этом не подхватите вирус и не простудитесь.
Элитный район для уникальных людей
Для начала взглянем на карту. Улицы Энтузиастов, Худякова, Лесопарковая и Сони Кривой образуют почти правильный прямоугольник. Этот район ещё с советских времен считается элитным. Главная причина — близость городского бора. Челябинск – единственный мегаполис в России, который может похвастаться реликтовым лесом в городской черте. Так что жители этого микрорайона — в некотором смысле люди уникальные. Неудивительно, что желающих присоединиться к элите с годами меньше не становится, поэтому обычные панельки здесь уже не строят. Их сменили оригинальные и современные проекты. Самый яркий пример – «Дом на Энтузиастов». Это 25-этажный жилой комплекс на Энтузиастов, 30. С него мы и начнём нашу прогулку.
В самом центре, рядом с лесом
Жить в центре города или в непосредственной близости к лесу? Только в Челябинске выполнимы сразу оба условия. Чем ближе финал строительства, тем очевиднее: «Дом на Энтузиастов» станет настоящей жемчужиной элитного микрорайона. Уж очень он выделяется из общей линии застройки. Но далеко не всё видно с улицы. Главное сокровище как раз-таки прячется за красивым фасадом – огромный двор площадью почти в гектар. Это закрытое безопасное пространство, предназначенное… нет, не для автомобилей, а для игр и прогулок с детьми. Двухуровневая парковка будет под землей. И никаких стандартных игровых площадок. Дизайн-проект двора – авторский, а значит, единственный в своем роде. А с последних этажей открывается панорама на город и тот самый реликтовый бор, благодаря которому микрорайон приобрел славу элитного. Впрочем, к теме элиты мы еще вернёмся. А пока продолжаем наш путь по улице Энтузиастов в сторону проспекта Ленина.

Современные и оригинальные решения предусматривают использование экологических материалов – дерево, природный камень. Будет много зелени и цветов. На первом этаже – уютный холл, детский клуб, аптека, салон красоты.
Фотография предоставлена застройщиком.
Наш паровоз вперёд летит!

Паровоз 9П-19489
фото Михаила Семенова (commons.wikimedia.org)
Пешком, на маршрутном такси, автобусе или автомобиле – на улице Энтузиастов никогда не было ни трамвайных, ни троллейбусных путей. Зато ходили поезда. Железнодорожная ветка даже пересекала проспект Ленина. Решение о ее закрытии было принято не так уж и давно – в 1971 году.

Железнодорожные пути на улице Энтузиастов – это ветка Транссиба, проходившая через посёлок Урицкого, по улицам Первой Окружной, Курчатова и Энтузиастов. Проходя через Шершнёвский бор, она соединялась с отрезком железной дороги между мельзаводом № 2 – бывшей мельницей Архипова, ныне КХП им. Григоровича, и крупозаводом — бывшей мельницей Толстых. Сначала она была узкоколейкой, но за несколько лет до начала Великой Отечественной войны проложили широкую колею. Железнодорожные пути использовались мельзаводом, макаронной фабрикой и крупозаводом для поставки сырья и отгрузки готовой продукции.
Своим бурным развитием в конце XIX века Челябинск обязан строительству Транссибирской магистрали. Она связала Евразию с Сибирью и Дальним Востоком, став самой длинной железной дорогой в мире. Протяженность Транссиба – 9288,2 километра. Первый поезд прибыл на вокзал небольшого уездного города утром 25 октября 1892 года. И это событие буквально изменило ход истории. Благодаря железной дороге Челябинск становится крупным торговым центром. Всего за несколько следующих лет его население увеличивается в четыре раза. Будет построено огромное количество новых домов и общественных учреждений.
Закладка великой сибирской дороги, 1891. commons.wikimedia.org

Ул. Энтузиастов
фото Евгения Клавдиенко
Развитие транспортной сети не оставило шансов железной дороге в городской черте. Ее закрытие начали обсуждать ещё в 60-х. Окончательное решение о ликвидации было принято после участившихся столкновений железнодорожных составов с городским транспортом.
Челябинск – центр притяжения
Отчасти благодаря Транссибу Челябинск стал и крупным промышленным центром. В послевоенные годы на Южном Урале начинает активно развиваться наукоемкое производство. Один из ярких представителей отрасли – радиозавод «Полёт». Его строительство началось в 1949 году. Радиотехникум на Энтузиастов, 17 создавался как кузница кадров для передового в масштабах всей страны предприятия.


Строительство отдельного здания радиотехникума на улице Энтузиастов началось в 1986 году. Два года спустя возводили уже второй корпус.
фото Евгения Клавдиенко

Учебные аудитории техникума были полностью изолированы от НИИИТа — к пятому этажу с отдельного входа вела специальная лестница
фото Евгения Клавдиенко
Благодаря радиозаводу этот район стал центром притяжения технической элиты. Инженеры-электронщики, конструкторы, создатели первого в стране навигационного оборудования здесь учились, работали, жили, проводили свободное время.

В 1957 году при Челябинском радиозаводе открыли филиал Свердловского радиотехнического техникума им. А. С. Попова. Несмотря на то, что его выпускники получали диплом о среднем профессиональном образовании, это учебное заведение всегда считалось престижным. Через десять лет, в 1967 году, филиал преобразован в Челябинский радиотехнический техникум. Долгие годы он располагался не в отдельном здании, а на верхнем этаже НИИИТа — научно-исследовательского института измерительной техники по адресу Витебская, 4.

Из маленького заводского учебного пункта техникум превратился в современное и передовое образовательное учреждение. Выпускники радиотехникума работают не только на заводе «Полёт». В последние годы сфера IT-технологий стремительно развивалась, и челябинский радиотехникум всегда шёл в ногу со временем.
До встречи в «Эфире»!
С Энтузиастов поворачиваем на Витебскую. Здесь начинается территория поселка радиозавода «Полёт» - это неофициальное наименование до сих пор можно услышать от тех, кто прожил здесь долгие годы. Общежитие для сотрудников радиозавода на Витебской, 1 построили в 60-е годы. Когда-то на первом этаже здания находилось популярное кафе «Эфир». Оно было центром притяжения для студентов и научных сотрудников. Именно здесь обедал весь НИИИТ и радиотехникум. Сегодня в бывших комнатах общежития — офисы, а вместо «Эфира» — обычный супермаркет.

Улица Витебская рядом с общагой радиозавода
фото Евгения Клавдиенко
Поселок радиозавода в советские годы выглядел очень уютно благодаря малоэтажной застройке и обилию зелени. ЖК «Лесопарковый» решил озеленение не только сохранить, но и приумножить. На улице Витебской высажены восьмиметровые ели. Их привезли из специального питомника в Пермском крае. Суровый уральский климат зеленым красавицам нестрашен.
Новая жизнь улицы Витебской

Витебская рядом с НИИИТом
фото Евгения Клавдиенко
В 90-е годы радиозавод «Полет» пережил серьезный кризис. После развала советской экономки работать в новых условиях было непросто. Пришлось сокращать и сотрудников, и производственные помещения. Сегодня здание НИИИТа превратилось в офисный центр. Среди арендаторов — художественная и музыкальная студии, «Английский клуб», школа моды и много других интересных компаний. У жителей окрестных домов не возникнет проблем ни с полезным досугом, ни с интеллектуальным или творческим развитием детей. Здесь для этого есть все возможности. И со временем их будет всё больше и больше. Концептуальные и неординарные заведения растут как грибы после дождя. Видимо, здесь благодатная почва.
Неслучайно именно в этом районе в бывших производственных помещениях «Полета» появился первый в Челябинске фуд-корт «Белый рынок». За считаные месяцы этот проект стал мегапопулярным. Почему? Об этом — в следующем выпуске нашего спецпроекта. Прогулка по улице Тернопольской ждет нас в марте. А пока направим свои взоры прямо вперёд. На горизонте уже виден перекресток Витебской и Лесопарковой.

У природы нет плохой погоды
Буквально на пороге городского бора, по адресу Витебская, 15, находится Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Именно здесь прогнозируют погодные изменения и следят за загрязнением воздуха. Долгие годы челябинским Гидрометцентром руководила легендарная Татьяна Леонидовна Ишукова. Ежевечерние прогнозы погоды на местном телевидении с ее участием были самой долгожданной программой.
Научные наблюдения за погодой в Челябинске начались в 1893 году.

В Гидрометцентре точно знают, грозит ли нам глобальное потепление. Да, оно происходит, и при этом очень ощутимое. Менее чем за сто лет температура увеличилась на 1,8 ºС в среднем за год. Интересно, что летняя температура остается практически неизменной, зато зима потеплела значительно. Нынешние плюсовые температуры в феврале — еще одно тому подтверждение.
Загадочные подземные реки Челябинска
Рядом со зданием Гидрометцентра берет начало одна из подземных челябинских рек. А всего их четыре: Игуменка, Челябка, Чернушка и Колупаевка. Они закованы в бетонные коллекторы. Их существование выдают только небольшие ручьи у истоков и трубы на берегах реки Миасс, там, где подземные реки впадают в главную городскую артерию. Челябка, например, исчезла с поверхности земли в 70-е годы.

Старожилы помнят, что много лет назад Челябка не пересыхала в самые жаркие месяцы. Воду из нее даже пили. Она всегда была прохладная и прозрачная.


По описаниям контрольных точек определено примерное расположение современной Челябки
Сегодня протяженность подземной реки — чуть больше шести километров. Её устье обозначено двумя бетонными кольцами чуть выше моста по Свердловскому проспекту, недалеко от дворца спорта «Юность».

Когда-то русло Челябки находилось на поверхности. Река протекала рядом с профилакторием «Полёт», затем — по улице Сони Кривой через сквер-ельник напротив ЮУрГУ, потом по Энтузиастов, через проспект Ленина, Володарского, Коммуны и Карла Маркса добиралась до улицы Труда и там впадала в Миасс.
Жизнь без спешки и суеты
Мы добрались до финишной точки нашего путешествия — жилого комплекса «Лесопарковый». Он находится на одноименной улице напротив соснового бора. «Лесопарковый» — один из первых и до сих пор немногих примеров успешной комплексной застройки, когда создаётся не просто дом, а комфортное пространство для жизни.

У самого района много плюсов: это и бор, и близость к центру. Рядом — стадион имени Елены Елесиной и спортивный комплекс ЮУрГУ с плавательным бассейном. В шаговой доступности — поликлиники и детские сады. Новоселы не просто получают квадратные метры, но и приобретают нечто большее — качественно иной уровень жизни. Когда всё рядом, суете и спешке не остаётся места. А сэкономленное время уходит на общение с близкими, прогулки по лесу, занятия спортом и наслаждение теми счастливыми минутами, которые и есть жизнь.

При строительстве подземных парковок ЖК «Лесопарковый» бережно создает подземной реке Челябке русло в трубах.
На этом наш исторический спецпроект не заканчивается. Впереди — ещё больше удивительных, почти забытых фактов, полезных адресов и невероятных подробностей об истории родного города. На очереди — улицы Сони Кривой и Тернопольская. Новый выпуск виртуального путешествия уже совсем скоро.
ЖК «Лесопарковый»,
застройщик — ООО «Комфортный дом»;
проектные декларации на сайте.
ЖК «Дом на Энтузиастов»,
застройщик — ООО «Территория комфорта»; проектная декларация на сайте.
Просмотров: 22 178