√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

¬ „ел€бинске началось народное голосование в конкурсе Archchel-2020: неравнодушным горожанам предлагают выбрать лучший вариант преображени€ набережной ћиасса, конгресс-центра и аэропорта. ѕо этому поводу 74.ru изучает самые смелые архитектурные проекты „ел€бинска былых времен и вы€сн€ет, что из них было воплощено, но не в том виде, в котором задумывалось, а чему так и не суждено было сбытьс€.

 

«а последние годы чел€бинцы привыкли к изменени€м облика родного города – в центре один за другим вырастают офисные небоскребы, дороги расшир€ют за счет зеленых насаждений, исторические здани€ разрушают и видоизмен€ют, на публичных слушани€х регул€рно возникают конфликты из-за уплотнительной застройки и неоднозначных проектов. ѕодвергнутый брюсселизации „ел€бинск вновь хот€т изменить до неузнаваемости – к предполагаемому саммиту Ўќ— есть планы строительства 24 гостиниц в центре города, многоэтажного конгресс-центра на берегу новой пешеходной набережной возвращенного в изначальное русло ћиасса. ¬озможно, это будет перва€ попытка изменить лицо города с середины XX века. ќ том, как „ел€бинск преображалс€ во времена молодой советской власти, расскажем в нашем материале.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

¬озьмем, к примеру, площадь –еволюции. Ѕывша€ прежде окраиной „ел€бинска, при большевиках она должна была стать триумфальным центром обновленного города.

– ¬ отличие от большинства старых русских городов, выросших из крепостей, центр этого города – площадь и собор с боевыми городскими часами – расположилс€ не на возвышенности, а в самой низине, у переправы через реку ћиасс, – писал в 1938 году архитектор Ќиколай Ёйсмонт, работавший над новым генпланом „ел€бинска.

ѕравда, к тому моменту его коллеги-градостроители уже исправили эту оплошность – в конце 1920-х годов официальный центр „ел€бинска перемещаетс€ южнее, к площади –еволюции.

¬ начале ’’ века эта площадь называлась ёжной. «десь устраивались городские €рмарки, а на периферии площади размещались цирк, таможн€ и элеватор. — западной стороны ёжной площади сто€ло здание Ќародного дома (будущий драмтеатр, затем “ё«), с восточной – городское кладбище.

ѕосле революций 1917 года площадь стала местом проведени€ митингов и демонстраций, военных смотров и учений. Ѕольшевистские власти закрыли кладбище, снесли надгроби€ и выстроили на могилах пожарную часть и жилые дома, проложили трамвайную линию. “огда и по€вилс€ амбициозный проект нового центра нового „ел€бинска – областного, культурного и промышленного центра ёжного ”рала. —тарый город был приговорен к исчезновению: авторы проекта планировки нового „ел€бинска профессор ¬ладимир ¬итман и будущий главный архитектор Ћенинграда Ќиколай Ѕаранов говорили пр€мо – в южноуральской столице «не сохранилось ни одного старого архитектурного сооружени€, имеющего художественную ценность».

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

¬ градостроительном плане, созданном в июне 1935 года архитектором  онстантином ≈втеевым, ансамбль площади –еволюции имел форму замкнутой подковы. Ќа месте нынешнего драмтеатра должен был вырасти полукруглый ƒом советов, по бокам от него – клуб (на месте „ел€бэнерго) и оперный театр (на месте мэрии). Ќапротив ƒома советов разместили фонтан, напротив управлени€ ё”∆ƒ – трибуны, вместо современного сквера с фонтаном на площади – демонстрационное поле, окруженное деревь€ми. Ќа своем месте оставалс€ театр рабочей молодежи (“ё«; по всей веро€тности, новое здание). ¬ итоге из всего проекта лишь управление ё”∆ƒ построили на запланированном участке.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

ѕоскольку площадь планировалась как место массовых меропри€тий, архитекторы разработали транспортные потоки и маршруты людских передвижений. ƒемонстрации приходили на площадь с юга (от вокзала и элеватора, чь€ судьба не€сна) по улицам ÷виллинга и  ирова, а также с улиц —партака, —оветской и ≈лькина – мимо управлени€ железной дороги и “ё«а. ¬ход на демонстрационное поле был запланирован лишь с площади у ƒома советов, выход – от нынешнего пам€тника Ћенину (в плане его нет) по улицам ÷виллинга и  ирова. ќзеленить площадь думали по периметру пол€ и перед здани€ми, а также по окружающим улицам.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

– ѕеред планировщиками городского центра сто€ла задача – создать главную площадь в узле, образуемом дес€тью улицами, из которых шесть €вл€ютс€ важнейшими транспортными артери€ми города, – отмечал архитектор Ёйсмонт в описании другой планировки главной площади „ел€бинска. – –ешением стало небольшое разгрузочное кольцо, обнимающее площадь с юга и освобождающее ее от транзитного движени€. „асть площади приподн€та на четыре метра над окружающими проездами. «десь проход€т парады, демонстрации и т.д. Ќасаждени€ ограничиваютс€ неширокими посадками зелени вдоль проездов. —о строгим, геометрическим пространством площади –еволюции резко контрастирует большой партерный сад, занимающий часть кольца к югу от ƒома советов. ћонументальный ансамбль площади –еволюции, расположенный на возвышенности, господствует над всем городом.

ћестна€ пресса восторженно восприн€ла этот проект.

–  амень, гранит, мрамор, величественные лестницы, фонтаны – вот строгий стиль этой главной площади города. ќна вымощена цветным узором брусчатки, она – как мозаичный пол… » от этого кажетс€ огромным «залом», над которым высоким сводом опрокинулось небо, – писала газета «„ел€бинский рабочий» в 1936 году.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

¬ 1937 году  онстантин ≈втеев сделал эскизы монумента на площади –еволюции – огромный пам€тник —талину с трибунами и двум€ скульптурными композици€ми по кра€м. ¬еро€тнее всего, ≈втеев в проекте статуи вдохновилс€ знаменитым образом диктатора, созданным скульптором —ергеем ћеркуровым – по крайней мере, эскиз пам€тника «¬ождю народов» на площади –еволюции очень похож на фигуру, установленную в том же году в ƒубне над каналом имени ћосквы.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

ѕам€тник —талину на площади так и не по€вилс€. ѕо словам директора ÷ентра историко-культурного наследи€ „ел€бинска ёлии  расновой, причин может быть несколько:

– ѕроект нельз€ назвать эксклюзивным, хот€ он и шедевральный. ≈сли судить по размаху и пафосу, это типовое представление о вожде. ћожет быть, его и планировали возвести, но помешала война. »ли сказалось отношение самого —талина – он не был приверженцем установки пам€тников себе. ƒругое дело – канал имени ћосквы, там стату€ несла геополитическую нагрузку, —талин там выступил в качестве идеолога строительства канала. ¬ „ел€бинске же он ни разу не был и отверг все варианты переименовани€ города, который вр€д ли был у него св€зан с при€тными воспоминани€ми, если верна легенда о недолгом пребывании —талина в „ел€бинской пересыльной тюрьме.  роме того, такой монумент требовал фантастических финансовых затрат.

ƒорогим получалс€ и весь проект нового „ел€бинска – разработка генерального проекта в 1934–1937 годах стоила 1,2 млн рублей. (—огласно заметкам в «ѕравде», в 1936 году в ———– были двойные цены – «нормальные и коммерческие». ¬ газете писали, что беговые коньки сто€т 119,4 рубл€, центнер цемента – 33 рубл€, турпоход по јлтаю (22 дн€) – 590 рублей, на черниговском рынке пуд €блок стоит 6-8 рублей, а гусь – 10 рублей.)

– ѕафос революционного порыва в этот период уходил в прошлое, – рассказывает известный специалист по архитектуре „ел€бинска раннесоветского периода, кандидат искусствоведени€ ≈вгени€  онышева. – ѕеред архитектурой встали новые задачи: увековечить уже свершившуюс€ победу социализма. Ќа €зыке архитектуры нужно было отразить «...понимание величи€ эпохи Ћенина – —талина, …патриотическую гордость; чувство оптимизма и уверенности; благородство, простоту, правдивость и человечность; стремление к подлинной красоте, как неотъемлемого про€влени€ духовной жизни…». ƒл€ этого требовалось неверо€тное красноречие, поэтому акцент в архитектуре смещалс€ с функциональности и конструктивности на идейно-художественную значимость. Ћюбые про€влени€ аскетизма, в том числе и лаконична€ архитектура, воспринимались как не соответствующие представлени€м о советском процветающем государстве, где «жить стало лучше, жить стало веселее». «јрхитектура авангарда» тер€ла позиции, а ретроспективизм стал набирать силу.

ѕо словам специалиста, эти новые тенденции отразились в генплане „ел€бинска 1934–1937 годов, который тщательно готовили, но не реализовали по одной простой причине – деньги были сосредоточены в промышленном строительстве, и на соцкультбыт тратились по остаточному принципу.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

 онец 1920-х в ———– – период коллективизации. ќбычно этот термин примен€ют лишь к кресть€нам и колхозам, но на деле коллективизаци€ охватила все советское общество. Ќа смену индивидуальному «моему» приходило коллективное «наше». ѕо€вились цеховые праздники – каждой профессии был назначен свой день, который трудовые коллективы проводили в парках отдыха под тщательным присмотром массовиков. Ќо то раз в год, а как собирать людей регул€рно?  инотеатров в городе еще практически нет, в театр пойдут не все. «ато можно каждому предпри€тию организовать собственный дом культуры. “ак в „ел€бинске началось проектирование клубов.

1 / 4

¬ фондах ÷ентра историко-культурного наследи€ „ел€бинска сохранилось несколько типовых проектов клубов, но один выдел€етс€ в их стройном неоклассическом р€ду. ”же знакомый нам  онстантин ≈втеев в 1939 году представил эскизные проекты клуба на 200 человек, напоминавшего многочисленными шестиугольными окнами кинотеатр ѕушкина. Ќа первом этаже архитектор разместил вестибюль, гардероб, зрительный зал со сценой, две курительные комнаты, буфет, две гримерки и летнюю эстраду, на втором – зал на 200 мест, радиоузел, кинооператорскую, комнату настольных игр, книгохранилище с читальным залом, три веранды.

1 / 3

¬ 1936 году другой активный участник застройки „ел€бинска Ѕорис ≈горов спроектировал клуб мукомолов. ¬ трехэтажном строгом здании архитектор разместил кинозал, танцевальный зал, п€ть кружков (литературы, изо, радиодела, фотографии и драмы), библиотеку, две террасы и даже спальню.

Ќо в итоге оба клуба не были построены.  ак предполагают историки, снова помешало отсутствие свободных денег.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска
1 / 3

≈ще одно здание, так и оставшеес€ в проекте, – шестиэтажный жилой дом работников √осбанка, задуманный Ѕорисом ≈горовым в 1936 году. —уд€ по эскизному проекту, «жилмассив» планировали построить на улице —партака (современный пр. Ћенина) между улицами ¬асенко и ≈лькина. “о есть вместо публичной библиотеки. —ама библиотека перед войной строилась между улицами  оммуны и  арла ћаркса – в ее здании позднее разместилс€ часовой завод «ћолни€». ƒом √осбанка был на этаж ниже жилого дома облисполкома, но внешне на него похож: первый этаж также зан€т торговыми залами, в нем также сделана арка; похож он и на дом №50 по пр. Ћенина.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

 вартиры в доме планировались большие, четырехкомнатные, с совмещенным санузлом. Ќа плане шестого этажа в коммунальной части дома указаны комнаты домработниц и уборщицы. ¬се это указывает на высокий социальный статус работников √осбанка.

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

”крашением „ел€бинска могли стать два симметричных здани€ на площади –еволюции и дом с магазином «”ральские сувениры».

√ород из советских фантазий: изучаем проекты «сталинской» перестройки „ел€бинска

ƒом с магазином (пр. Ћенина, 44) изначально планировалс€ как дом-контора ”глеразведки. ѕ€тиэтажное здание с высоким шпилем должны были пристроить к магазину «ƒетский мир», перед вставкой автор проекта ≈вгений јлександров разместил фонтан. «дание было небольшим, одноподъездным, выход€щим на улицу —вободы, жила€ часть была четырехэтажной.

ѕочему ”глеразведка отказалась от строительства этого здани€, точно неизвестно. —пециалисты предполагают две причины: по одной, все так же уперлось в деньги, по второй, проект был слишком сильно изменен на ходу. ¬ результате архитектор јлександров вместо дома-конторы создал эскиз красивого жилого дома, но и он в итоге вышел далеко не таким, как виделось зодчему.

1 / 4

– ¬ соответствии с «ƒетальным проектом планировки и застройки ул. —партака в „ел€бинске» на главной улице города предполагались и высотные здани€-доминанты, проекты которых были созданы, но в большинстве не воплощены, – отмечает ≈вгени€  онышева. – Ёто, например, жилой дом с магазином «”ральские сувениры». ќн задумывалс€ дев€тиэтажным, с венчающей его граненой башней, со шпилем, с эркерами и лоджи€ми, с богатым декором. Ќо в ходе «борьбы с излишествами» лишилс€ всего этого и осталс€ семиэтажной маловыразительной «коробкой». “а же участь постигла и предполагавшийс€ высотным жилой дом с кинотеатром «—партак», а также жилой дом ё”∆ƒ на площади –еволюции.

«Ѕорьба с излишествами» – это постановление ÷   ѕ—— и —овета министров ———– от 4 но€бр€ 1955 г.: «”влека€сь показной стороной, многие архитекторы занимаютс€ главным образом украшением фасадов зданий. Ќичем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым €влением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади дл€ труд€щихс€».

ƒокумент разворачивал советскую архитектуру на 180 градусов от богатых неоклассических традиций в сторону голой функциональности и невыразительности хрущевок и панелек. ќдной из жертв «борьбы с излишествами» стал жилой дом ё”∆ƒ (пл. –еволюции, 1).

1 / 7

– ÷ентральный корпус дома, обращенный к ул. —партака, предполагалс€ разновысотным. ѕереход от основной 12-этажной части к боковым семиэтажным «крыль€м» оформл€лс€ гранеными эркерами и лоджи€ми, – описывает один из эскизов ≈вгени€  онышева. – ћеждуэтажные карнизы делили здание по вертикали: центральный корпус на четыре части, боковые – на две. ¬ерхний трехэтажный €рус центральной части завершалс€ парапетом. ƒополн€ли декор ћ-образные парапетные стенки, рождающие ассоциации с московской архитектурой. »з нового проекта дома 1955–1956 годов исчезла венчающа€ часть центрального корпуса, был упрощен декор фасадов, и здание потер€ло пропорции и завершенность.

1 / 3

¬ другом проекте здание было более классическим, в третьем имело пристрой со шпилем, напоминающий здание јдмиралтейства в —анкт-ѕетербурге. »тоговый проект был исполнен архитектором ‘едором —еребровским в 1956 году – в нем отсутствует фасадный декор (за исключением фронтона с фигурами); как подчеркнула ≈вгени€  онышева, «в архитектуре здани€ уже прослеживаетс€ отход от пр€мой неоклассической стилизации, образ его строг и сдержан».

1 / 7

ѕомимо двух домов на проспекте Ћенина, жертвой экономии стало здание ƒ  ∆ƒ. ƒворец культуры проектировали неоднократно – сначала первый главный архитектор „ел€бинска ¬ладимир √офрат создал два проекта на разных улицах, затем, в начале 1950-х, по€вились новые идеи. ѕо одному из эскизов здание ƒ  было запланировано в глубине улицы ќрджоникидзе и обрамлено двум€ симметричными здани€ми (одно из них по€вилось – „»ѕ—, вместо другого был построен сам ƒ  ∆ƒ, утративший декор).

«а 20 лет архитектура „ел€бинска прошла путь от оригинального постконструктивизма и торжественного классицизма к возвышенному и пышному сталинскому ампиру, а затем стала невыразительной и серой, красоте предпочт€ простоту.

– ѕо большому счету, нереализованные проекты – это тема отдельного исследовани€, – резюмирует ёли€  раснова, – но они очень точно отражают врем€ и замыслы. » когда эпоха мен€етс€, идеи остаютс€ нереализованными: тот же «мавзолей —талина» не был возведен в конце 30-х, а уже через 15-20 лет он стал неактуален, его врем€ прошло.

ѕросмотров: 40572
»ван —лободенюк
‘ото “ать€ны “ихоновой, предоставлены ÷ентром историко-культурного наследи€ „ел€бинска, ≈вгением  лавдиенко, монтаж ћарии –омановой
„итайте также
ƒругие материалы рубрики
ѕодробности