онцерты в сугробах и всесоюзна€ слава: чел€бинской филармонии исполнилось 80 лет

74.ru восстановил €ркие и самые сложные моменты в истории филармонии.

2017 год – юбилейный дл€ „ел€бинской филармонии. ≈й исполнилось 80 лет, 30 из которых филармони€ прожила без собственного концертного зала, а в первые годы войны и вовсе была закрыта. »стори€ трансформации здани€, в котором находитс€ главна€ сцена – зал имени —ерге€ ѕрокофьева, – по-своему уникальна и необычна. ћы собрали старые фотографии и видеоматериалы, чтобы восстановить самые €ркие и сложные моменты в судьбе нашей филармонии.

 онцерты в сугробах и всесоюзна€ слава: чел€бинской филармонии исполнилось 80 лет

Ќа купеческой земле 

 

¬ начале ’’ века в „ел€бинске, на перекрестке улиц “руда и  ирова (—ибирской и ”фимской), у моста через реку ћиасс по€вились два новых магазина – Ўакира јхметова и «акира √алеева. ѕод свой магазин јхметов купил дерев€нный дом на берегу реки в 1887 году, и на его месте к 1902 году построил каменный особн€к. Ќа верхних этажах размещались жилые помещени€ и кабинет дл€ оптовой торговли, а на первом и в подвале – магазин розницы.

ƒва купца выстроили свои магазины на перекрестке улиц —ибирской и “руда
ƒва купца выстроили свои магазины на перекрестке улиц —ибирской и “руда

ƒругой магазин – купца √алеева – открылс€ позднее, под него был куплен земельный участок за особн€ком јхметова. —троительство двухэтажного здани€ магазина из красного кирпича, окнами на улицу —ибирскую (“руда), было завершено в 1905 году. ѕосле революции 1917 года, согласно ведомост€м о купле-продаже недвижимости, √алеев продал свой магазин јхметову.

ќба магазина были экспроприированы и в начале 20-х годов пострадали от пожара. —начала их хотели снести и разбить на этом месте сквер, но потом здани€ лишь слегка подремонтировали, и туда переехал склад пива. ¬ 1929 году этот склад решено было превратить в городской кинотеатр и началась реконструкци€. ќкна заложили кирпичом и получилс€ незатейливый узкий барак с надписью на фронтоне « ино "ѕролетарий"», который просуществовал в таком виде до 1946 года.

ј после войны здание кинотеатра было передано театру оперетты, дл€ чего провели еще одну реконструкцию в 1946–1948 годах (проект архитектора  онстантина ≈втеева, с участием ‘едора —еребровского). —о стороны улицы  ирова к бывшему кинотеатру были добавлены колонны в два р€да, благодар€ которым образовалс€ открытый внутренний дворик перед входом в здание, а со стороны реки ћиасс к бывшему кинотеатру было пристроено узкое одноэтажное фойе. »знутри театральный зал и фойе облагородили лепниной.

 онцерты в сугробах и всесоюзна€ слава: чел€бинской филармонии исполнилось 80 лет

“еатру оперетты нужна была сцена, еЄ соорудили за счЄт площадей соседнего здани€ – бывшего пассажа яушевых, дл€ сценической же коробки над кровлей пассажа возвели специальную надстройку, котора€ и сегодн€ уродует облик элегантного пам€тника архитектуры в стиле модерн.

Ќо театр оперетты прожил в этом здании всего три года – с 1948 по 1950-й. ”же в августе 1950 года он был ликвидирован, а здание передано (вместе с мебелью, сценическим убранством, костюмами и прочим театральным хоз€йством) „ел€бинской филармонии, потому что с 1937 года у неЄ не было своей сцены. — этого времени облик здани€ не мен€лс€ до 1987 года, когда зал был закрыт на реконструкцию. √ород еще не знал, что снова лишилс€ главной концертной сцены на долгие 17 лет.

¬округ будущего зала имени ѕрокофьева в конце 80-х вырос унылый серый забор из профнастила, который со временем покрылс€ чешуей всевозможных афиш и объ€влений. ј за забором царила тишина, здание продолжало разрушатьс€. Ќа реконструкцию не было денег.

 

” артистов нарастало чувство безысходности. ¬ архиве филармонии сохранилось видео – ансамбль «”ральский диксиленд» играет в разрушенном зрительном зале, из огромной дыры в потолке падают снежинки, а под ногами музыкантов – сугробы.  анун Ќового года, на улице минус 20 градусов, в руинах концертного зала така€ же температура. ћузыканты играют в зимних шапках и перчатках. »м надоело быть филармоническими бомжами.

–еконструкци€ сдвинулась с мертвой точки только в 1992 году, работу над проектом возглавил архитектор ≈вгений јлександров. Ќо еще 12 лет продолжались согласовани€, мен€лись подр€дчики, и до начала нулевых самой попул€рной была фраза «денег нет». ¬ результате реконструкци€ завершилась только в 2004 году, работы в летние мес€цы шли в авральном темпе. ќб этом свидетельствует другое видео, также хран€щеес€ в архиве филармонии.

—овременный вид здани€ концертного зала
—овременный вид здани€ концертного зала

√ород получил зал имени —ерге€ ѕрокофьева 20 окт€бр€ 2004 года. ¬ результате реконструкции здание было расширено на 10 метров в сторону реки ћиасс, а фойе выросло на один этаж в высоту. —егодн€ второй этаж фойе занимает антресольный балкон с балюстрадой, где располагаетс€ кафе. √ардероб, который до 1987 года находилс€ пр€мо в фойе, решено было перенести в подвальное помещение. ”величилс€ концертный зал и в сторону улицы  ирова, это было сделано за счет прежнего внутреннего дворика. —цену же нарастили, уменьшив зрительный зал с 700 до 540 мест. »нтерьеры обновленного концертного зала были украшены лепниной и сюжетной росписью, картинами и гобеленами чел€бинских художников, керамическими вазами и скульптурой. ¬ отделке полов и лестниц использовались уральский мрамор и наборный паркет. ј на фасадах концертного зала по€вились торшеры каслинского лить€ дл€ наружного освещени€.

ѕеред войной: 30–40-е годы

1 / 2

ѕожалуй, самыми неверо€тными фактами в восьмидес€тилетней истории „ел€бинской филармонии можно считать отсутствие у нее собственной концертной площадки с 1937 по 1950 год, а затем долгострой в конце 80-х и в 90-х. ѕри этом концертна€ жизнь в городе не затихала даже в эти периоды. ¬ 30–40-е годы солисты филармонии, хорова€ капелла, духовой и симфонический оркестры выступали то на сцене драматического театра, то в домах культуры, то на открытой сцене горсада имени ѕушкина. ј в 90-е филармоническа€ жизнь переместилась под купола собора јлександра Ќевского, где в 1986 году открылс€ зал камерной и органной музыки.

ќрганный зал спас ситуацию, когда закрыли на реконструкцию главную концертный сцену
ќрганный зал спас ситуацию, когда закрыли на реконструкцию главную концертный сцену

Ќе уменьшалось и количество звездных гастролеров. ¬ довоенные годы в „ел€бинск с концертами приезжали »горь »льинский, Ћеонид ”тесов, Ћиди€ –усланова, Ћенинградский симфонический оркестр... –осло и число концертов филармонических коллективов, в том числе симфонического оркестра, который состо€л из 50 музыкантов. ¬ 1939 году его возглавил талантливый дирижер Ќатан ‘акторович.

 онцерты в сугробах и всесоюзна€ слава: чел€бинской филармонии исполнилось 80 лет

Ќо в 1941 году, когда большую часть местных артистов и музыкантов призвали на фронт, в ћоскве было прин€то решение: закрыть чел€бинскую филармонию. ќткрылась она только осенью 1942 года. »з чел€бинских артистов начали формировать концертные бригады дл€ выступлений на фронте и в госпитал€х. ќдну из таких бригад возглавл€л дирижер симфонического оркестра чел€бинской филармонии Ќатан ‘акторович.

¬ годы войны Ќатан ‘акторович возглавил фронтовую концертную бригаду
¬ годы войны Ќатан ‘акторович возглавил фронтовую концертную бригаду

¬ это же самое врем€ трио филармонии (пианистка ћатильда Ѕерх, виолончелист »осиф √ельфандбейн, скрипач ћихаил –атнер) и лауреат ¬сесоюзного конкурса мастеров художественного слова ¬ладимир яхонтов выступали на уральских заводах перед теми, кто варил сталь, строил танки и делал снар€ды. ѕо инициативе ¬ладимира яхонтова на заработанные ими средства был построен танк, которому дали им€ «¬ладимир ћа€ковский».

1 / 3

Ѕрать€  арачинцевы: 60–70-е годы

„исло знаменитых гастролеров в „ел€бинске не уменьшилось и после войны, здесь выступали  лавди€ Ўульженко, ћарк Ѕернес, снова Ћеонид ”тесов... ѕродолжились симфонические концерты оркестра филармонии. ¬ 1946 году главный дирижЄр оркестра „ел€бинской филармонии Ќатан ‘акторович стал дипломантом всесоюзного смотра дирижЄров, жюри которого возглавл€л ƒмитрий Ўостакович. ќднако в декабре 1955 года филармони€ лишилась собственного симфонического оркестра, он был передан открывшемус€ в городе оперному театру.

1 / 5

“аким образом, после войны у филармонии по€вилс€ собственный концертный зал, но не стало симфонического оркестра. » 60-е годы прошли под знаком €рких эстрадных коллективов и фестивалей «”ральские зори». — конца 60-х и в 70-е годы чел€бинскую филармонию на весь —оветский —оюз прославили танцевальный ансамбль «”ральска€ скоморошина» братьев  арачинцевых, «”ральский диксиленд», танцор ќлег  итаев и ¬»ј «јриэль».

¬алентина и ¬ладимир  арачинцевы много лет танцевали на эстраде
¬алентина и ¬ладимир  арачинцевы много лет танцевали на эстраде

– я пришел в филармонию в 1962 году, – вспоминает нынешний директор ансамбл€ танца «”рал» ¬ладимир  арачинцев. – » буквально жил здесь, потому что, когда покидал народный коллектив, Ќаталь€ Ќиколаевна  арташова мне сказала: «“ы погибнешь через год, ты уже не будешь танцевать». «√осподи, – в ужасе думал €. – Ќеужели это правда»?! » репетировал сутками. Ќа эстраде работать действительно сложно, потому что ты посто€нно должен быть «в моде» – сегодн€ одно течение, завтра другое. —начала один работал, потом с женой ¬алентиной. “анцевал все, начина€ от летки-енки, тустепа до шейка и хали-гали. Ќе погиб и очень даже был востребован, объехал весь —оветский —оюз, на гастрол€х был по дев€ть мес€цев в году.

ј с 1967 года началась эпоха «”ральской скоморошины» братьев  арачинцевых.

”ральска€ скоморошина покорила весь ———–
”ральска€ скоморошина покорила весь ———–

– ‘илармони€ решила создать ансамбль танца, устроили кастинг, если говорить современным €зыком, никто комиссии не понравилс€, – вспоминает ¬ладимир  арачинцев. – » мо€ жена сказала директору филармонии: «” ¬олоди, вообще-то, танцуют шесть братьев». ќн зацепилс€ за эту идею мертвой хваткой. ѕришлось говорить с брать€ми, которые в то врем€ работали в известных коллективах: √еннадий был солистом —вердловской музкомедии, »ван – солистом ќмского хора, Ћен€ – в чебоксарском коллективе танцевал, ¬ит€ – в ансамбле « антеле», в ѕетрозаводске, только —лава был в то врем€ в самоде€тельности. ј все остальные – профессионалы. —орвать с мест можно, а получитс€ ли здесь – неизвестно. ” всех квартиры, хороша€ зарплата, гастроли по стране и за рубежом...  ороче говор€, проблема.

Ѕез ”ральской скоморошины не обходились √олубые огоньки на ѕервом канале
Ѕез ”ральской скоморошины не обходились √олубые огоньки на ѕервом канале

Ќо старший брат √еннадий согласилс€ вернутьс€ в „ел€бинск, а за ним и остальные брать€ сказали «да». “ак возник новый танцевальный ансамбль «”ральска€ скоморошина». Ѕрать€  арачинцевы показали свою первую программу, сделанную знаменитым в то врем€ балетмейстером ¬иктором  опыловым, на суд –осконцерта, √осконцерта, ћинистерства культуры ———–. » она была признана очень удачной.

¬след за ———– брать€  аранчивы отправились покор€ть ¬осточную ≈вропу
¬след за ———– брать€  аранчивы отправились покор€ть ¬осточную ≈вропу

– ћосква нас утвердила сразу, тем более впервые в истории – шесть братьев в одном ансамбле, – подчеркнул ¬ладимир  арачинцев. – –аньше всЄ делалось через ћоскву, там принимались и программы. ≈сли ћосква утвердила, то подписывалось гастрольное удостоверение, маршрут, и поехали. Ќас сразу отправили на гастроли в Ћенинград. ћы работали в программе с Ёдитой ѕьехой.  онцерты во дворце спорта на шесть тыс€ч мест продолжались 42 дн€, зал битком. » так все годы «”ральской скоморошины»: летом посто€нно работали на стадионах со звездами кино и эстрады, зимой – в Ћенинградском театре эстрады, в зале «ќкт€брьский» на 3000 мест, в театре —оветской јрмии... ¬о всех республиках ———– нас знали, и за границей мы выступали – все демократические страны проехали. Ќе были только в капиталистических, туда отпускали только партийных, а мы в партию так и не вступили. Ќекогда было. Ќо много раз снимались в программах «√олубых огоньков» на центральном “¬. ќднажды с нами сн€лась наша мама, котора€ была приглашена в ћоскву и сидела в студии за столиком. ћы выступили, а режиссер спрашивает: «ј могли бы с мамой что-нибудь спеть»? Ќу спели, мама у нас певуча€ была, голосиста€. » все это пошло в эфир! ƒаже фотографи€ сохранилась: мы маму окружили – шесть братьев – и поем.

«јриэль»: звЄздный полет

 

«вездными были и филармонические годы ансамбл€ «јриэль», который тоже «поднимал» п€титыс€чные дворцы спорта.

– »звестность к нам пришла еще до того, как нас пригласили работать в филармонию, – рассказал барабанщик «јриэл€» Ѕорис  аплун. – Ёто случилось в 1971–1972 годах, когда мы сделали «ќтставала лебедушка», «ќтдавали молоду». ѕомню, мы сыграли «ѕесн€рам» наши композиции, у них огромные глаза были – откуда на ”рале така€ композиционность?!  лассическа€! –убинштейновскую «Ќоченьку» мы тогда сделали в своем стиле. Ёто доставл€ло нам необыкновенное удовольствие. ѕотом были другие этапы – мы стали старше и уже понимали, что представл€ем из себ€. ј вот юношеское созерцание – это был необыкновенный полет. ћы каждый день удивл€лись: неужели у нас это получаетс€?! ѕолучалось.

1 / 2

¬ 1971 году «јриэль» поехал в √орький и стал там лауреатом конкурса «—еребр€ные струны», а в 1972 году на конкурсе в Ћиепа€ победу закрепил.

– Ќо сама€ знаменательна€ наша победа – ¬сесоюзный конкурс артистов эстрады в 1974 году, – считает Ѕорис  аплун. – ћы уже работали в филармонии. ѕосле конкурса поехали на гастроли по всей стране, выступали за рубежом. ¬ филармонические годы по€вились наши новые композиции – «ѕугачЄв», ««а землю русскую», «”тро планеты». Ѕыло выпущено большое число пластинок. » огромное количество концертов. ‘илармонические годы стали дл€ нас самыми веселыми, самыми ценными, самыми продуктивными. » самыми полезными дл€ нас дл€ всех. ћолодость наша прошла в стенах филармонии.

«”рал»: сами создали, сами и занимайтесь

ј вот ансамбль танца «”рал» уже в 80-е ћосква принимать не хотела.

– ѕрин€ть коллектив, значит, поставить его в график –осконцерта, —оюзконцерта, а если коллектив особенно хорош, то и √осконцерта, – говорит ¬ладимир  арачинцев. – ј это полное государственное финансирование, полное обеспечение гастролей. —тойка€ была система. Ѕыло бы сейчас такое – гор€ бы не знали, работали, да и все. я «”рал» собирал уже в качестве директора. ѕредыстори€ такова: балетмейстер ¬иктор  опылов, человек с фантазией, назвал новый коллектив «”ралом». я ему говорю: «¬иктор ‘едорович, оставим прежнее название – "”ральска€ скоморошина". ќн утвержден в ћоскве, его можно расширить и все». – «Ќет, "”рал"». ј в ћоскве сказали: «Ќазвали "”ралом", создали новый коллектив, вот и занимайтесь им сами». » три года коллектив работал только в области.

1 / 3

¬ладимир и ¬алентина  арачинцевы отправились в ћоскву.

– “огда отдел народных коллективов в министерстве культуры –оссии возглавл€ла товарищ »ванова, приехали мы к ней, – улыбаетс€ ¬ладимир ѕетрович. – » с нами была дочь ¬ера, ей было года три, родилась она в день рождени€ ансамбл€ «”рал». « то уполномочил вас сюда приехать? – спрашивает »ванова. – ”правление культуры? ‘илармони€»? ј ¬ера наша начала с ней бал€кать, она така€ забавна€ была, говорунь€. » вдруг »ванова заулыбалась: «ќй, кака€ маленька€ и кака€ молодец! ¬от ради нее € только и поеду в „ел€бинск». —обрала комиссию и они приехали смотреть «”рал». ¬ комиссии был »осиф »льич —луцкер, который возглавл€л тогда в министерстве секцию хореографии, – некогда первый танцовщик ансамбл€ ћоисеева, не человек, а цела€ истори€ в хореографии, интеллектуал. » после просмотра программы «”рала» он сказал: «Ёто огромный промышленный район, где т€жела€ промышленность, а искусства никакого. јнсамбль здесь просто необходим»! ѕосле этих слов нас прин€ли, через год мы уже поехали по графику –осконцерта на гастроли, еще через годик вз€ли нас по графику —оюзконцерта.

ѕод куполами јлександра Ќевского: 80–90-е годы

 огда замечательные коллективы „ел€бинской филармонии возвращались с гастролей домой, то понимали, что родной концертный зал превращаетс€ в руины.

– ѕосто€нно текла крыша над фойе, в гардеробе вечно сто€ли ведра и тазы, – вспоминает ¬ладимир  арачинцев. – –емонта не было начина€ с 50-х. ƒерев€нный крашеный пол расшаталс€, стены обшарпанные... »ной сельский клуб выгл€дел лучше нашего концертного зала. Ќо, несмотр€ на это, он всегда был полон. ‘илармони€ была монополистом, и все концерты проводила только она. Ќи дворец культуры не имел права принимать гастролеров, ни театр. ѕо области и в городе все проводили мы. Ќо ремонтировать-то зал тоже было необходимо. ѕо какой причине этого не было столько лет, не знаю.

¬ конце-концов зал был закрыт в 1987 году, работать в нем стало невозможно и даже опасно. “огда никто не подозревал, что реконструкци€ продлитс€ 17 лет.

¬ладимир ’ом€ков и ƒаниил  рамер играют дуэтом, 90-е годы ¬ладимир ’ом€ков считает самыми счастливыми в своей карьере
¬ладимир ’ом€ков и ƒаниил  рамер играют дуэтом, 90-е годы ¬ладимир ’ом€ков считает самыми счастливыми в своей карьере

–я приехал в „ел€бинск в 1987 году, зал ѕрокофьева (тогда он еще не носил имени композитора) уже был закрыт, и все концерты проходили в только что открывшемс€ органном зале, он спас положение, – вспоминает органист ¬ладимир ’ом€ков. – “олько органных концертов было до 20 в мес€ц. ѕричем каждый из музыкантов, кто приезжал в „ел€бинск, играл не один концерт, а два-три. » все это продавалось, потому что было востребовано у слушателей. я из зала просто сутками не выходил – надо было и орган настраивать, и ассистировать гастролерам, и самому к концертам готовитьс€. Ќо все это было в радость.

ћастер-классы в „ел€бинске проводили лучшие органисты мира (ƒ. —энгер приезжал из ¬еликобритании)
ћастер-классы в „ел€бинске проводили лучшие органисты мира (ƒ. —энгер приезжал из ¬еликобритании)

ј потом начались фестивали. ¬ 1992 году в „ел€бинске состо€лс€ первый фестиваль «Ќовое органное движение», в котором прин€ли участие органисты –оссии, Ёстонии, Ћитвы.

– «амечательное было врем€ – духовный подъем, надежда, де€тельность, – восклицает органист. – ѕублика активно ходила на концерты, потому что в городе осталс€ один концертный зал и вс€ концертна€ жизнь сосредоточилась здесь. ћне как органисту все это было полезно и интересно – буквально за два года € перезнакомилс€ практически со всеми концертирующими органистами ———–, здесь перебывали все. ј с 1991 года начали приезжать иностранцы. ћежду ними выступали наш камерный хор, пианисты, другие инструменталисты, вокалисты, камерные ансамбли. Ќадо сказать, зал этот сразу полюбили. Ќо потом, к концу 90-х, пришлось количество концертов сокращать, жизнь пошла сложна€, денег у людей не стало и не до высоких материй всем было, надо было выживать.

ѕережили и этот период. —егодн€ „ел€бинска€ филармони€ считаетс€ одной из самых крупных и успешных в стране. ” нее два концертных зала, каждый год проход€т известные не только в –оссии, но и в мире фестивали: «ƒенис ћацуев приглашает», «’оровые ассамблеи», « акой удивительный мир!», «ƒжаз на большом органе» и другие. «десь работают высокопрофессиональные коллективы и солисты. Ќо у филармонии до сих пор, с 1955 года, нет своего симфонического оркестра. ƒа и зал имени —ерге€ ѕрокофьева в дни фестивалей, премьер и громких гастролей становитс€ тесноват. ќ строительстве в „ел€бинске большого концертного зала заговорили в новом веке, но денег на него нет.

Ѕольшой юбилейный концерт, посв€щенный 80-летию „ел€бинской государственной филармонии, состоитс€ 18 сент€бр€ на сцене зала имени —ерге€ ѕрокофьева.

ѕросмотров: 11014
—ветлана —имакова
‘ото: 74.ru благодарит за помощь в подготовке материала „ел€бинскую государственную филармонию, ќбъединенный государственный архив „ел€бинской области, √»ћ ёжного ”рала, Chelchel.ru; лично: √алину  ибиткину, јркади€  аплана. ёри€ Ћатышева, ƒмитри€ √рафова, ≈вгени€  лавдиенко
¬идео: ComradeSovok56/YouTube.com
„итайте также
ƒругие материалы рубрики
ѕодробности