RU74
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Челябинске
Погода-7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -13

6 м/c,

ю-з.

725мм 73%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Политика Школа новичков, или типичные ошибки начинающих политиков

Школа новичков, или типичные ошибки начинающих политиков

Предстоящие выборы в Законодательное собрание Челябинской области обещают стать богатыми на политических новичков. Многие кандидаты в депутаты впервые попробуют свои силы в серьезной политической борьбе, и, по мнению политтехнологов, они могут наступить н

" src=

Предстоящие выборы в Законодательное собрание Челябинской области обещают стать богатыми на политических новичков. Многие кандидаты в депутаты впервые попробуют свои силы в серьезной политической борьбе, и, по мнению политтехнологов, они могут наступить на достаточно простые политические грабли. О некоторых типичных ошибках, которые совершают начинающие политики, сайту Chelyabinsk.ru рассказал один из челябинских политтехнологов, который пожелал остаться неназванным.

Любая избирательная кампания начинается с решения того или иного кандидата идти на выборы. Первой своей ошибкой после завершения провальной кампании большинство кандидатов называет само желание заняться политикой. Порой кандидаты даже не могут четко сформулировать ответ на вопрос: зачем им нужен мандат депутата? Если кандидат не способен сделать это, все остальное уже не имеет никакого значения: он проиграл кампанию, не успев ее начать.

Во многом действует стереотип, что, попав на выборную должность в региональный парламент, тот же самый предприниматель может защитить свой бизнес. Но зачастую это впечатление обманчиво. Если сфера интересов в бизнесе распространяется не на всю область, а только, например, на Челябинск, то многие предприниматели предпочитают как раз мандат депутата городской думы.

Кандидат должен четко понимать свое место в Законодательном Собрании. Если такого понимания нет, лучше вообще не тратить деньги и отойти в сторону и, возможно, в следующий раз войти в какую-либо команду, стать полезным серьезной политической или экономической структуре.

Вторая ошибка, которая подстерегает кандидата при принятии решения участвовать в избирательной гонке – он до конца не осознает, как относятся к его выдвижению сильные мира сего, в первую очередь – губернатор и его окружение, финансово-промышленные и политические группы. Без предварительной работы по договоренности, без понимания своего места в этой избирательной кампании невозможно спрогнозировать ее последствия. Неизвестно, победит ли кандидат на выборах, но абсолютно точно можно сказать, что он испортит деловые и личные отношения с влиятельными людьми, наживет врагов. Достаточно часты и случаи, когда в ходе избирательной кампании люди теряли не только бизнес, но и личное имущество, и оказывались в достаточно сложном положении просто потому, что перешли дорогу в «неположенном месте».

Тем не менее, главным условием победы в избирательной гонке является желание самого кандидата победить. Можно привести множество примеров, когда раскрученные кандидаты с хорошей финансовой поддержкой проигрывали по одной простой причине – они просто не хотели бороться, не были готовы сломать все свои планы (хотя бы на несколько месяцев), чтобы победить. Без определенного насилия кандидата над собой победа невозможна.

На подготовительной стадии любой избирательной кампании необходимо оценить шансы на победу кандидата. Эта информация используется, во-первых, для постановки целей избирательной кампании. Ведь мандат депутата может быть не единственной целью участия в выборах. Если шансы на победу невелики, то участвовать в выборах можно с целью «засветиться» или «засветить» партию или общественное движение. Во-вторых, оценка шансов нужна для правильного бюджетного планирования кампании. В-третьих, правильная оценка шансов на победу необходима для выработки стратегии кампании, определения роли кандидата в том или ином сценарии, по которому будет развиваться предвыборная кампания.

От оценки шансов кандидата зависит и выбор округа. Естественно, что из нескольких округов выбирают тот, где шансы наибольшие. Даже само принятие решения об участии в выборах зависит от оценки шансов на победу самим кандидатом и его окружением. Из всех округов выбирают тот, в котором победа наиболее вероятна, а сама предвыборная борьба требует наименьших затрат ресурсов. В выбранном округе должно быть как можно меньше сильных соперников. Поэтому при выборе округа необходимо использовать разведывательные данные о том, кто и по какому округу из сильных политиков идет на выборы, а также кто из возможных соперников обладает хорошими ресурсами. В начале избирательной кампании может показаться, что округ практически пустой, но в последний момент именно в нем могут появиться равные по силе кандидаты и развернутся настоящие предвыборные войны. Иногда претендент с легкостью может убрать действующего кандидата. Бывают и кампании, когда кандидат изначально настроен на драку, ему изначально нужен сильный конкурент или мощная политическая сила. Правильный выбор округа позволит кандидату на предварительном этапе и в ходе избирательной кампании избежать множества неприятностей, сформировать и эффективно использовать фонд избирательной кампании, заручиться поддержкой лидеров общественного мнения и элиты региона и, в конечном итоге, выиграть выборы.

Понятно, что сегодня невозможно рассчитывать на то, что кресло депутата достанется кандидату за счет «народной любви». Это трудно представить в связи с огромным количеством организационной работы, большим количеством задействованных в выборах людей (за идею больше никто не работает). Во многом именно бюджет определяет стратегию, тактику и план избирательной кампании. В ходе любой кампании «фондрайзинг» должен осуществляться уже на этапе предварительной раскрутки. Бюджет избирательной кампании на выборах в региональный парламент начинается с $200000, но таких средств будет достаточно при условии, если кандидат выдвигается в достаточно спокойном округе, где нет особых конкурентов. Как только становится понятным, что борьба будет нешуточной, планка стремительно поднимается до $300-500 тыс. Надо будет приглашать дополнительное количество людей, обеспечить собственную безопасность, нанимать высококлассных юристов для ведения дел в суде. Подчас кандидат сталкивается с достаточно серьезной проблемой, когда практически нереально «вытащить» средства из основного оборота. Свободных средств попросту нет, а если возникли проблемы с финансами даже на 10 дней, можно считать, что кампанию кандидат проиграл.

Первый враг кандидата вовсе не его конкурент, а время. Каждый день съедает деньги – средство, которое помогает донести программу до избирателя. Часто оружием опытных политиков является устранение конкурентов с предвыборной гонки. Одним из способов такой борьбы может стать создание проблем именно в бизнесе (арест счетов, налоговые проверки и т.д.).

Многие кампании при огромных финансовых ресурсах, отличной идеологии, поддержке политических авторитетов были проиграны только из-за отсутствия слаженности в работе команды и попытке кандидатов управлять своими собственными кампаниями.

Чаще всего сам кандидат является сильной личностью с достаточно ярко выраженными амбициями, независимо от того, решается он на свои первые выборы либо уже является состоявшимся политиком. Как правило, это люди, пришедшие из бизнеса и привыкшие управлять своим делом, либо те, кому довелось вкусить власть в госструктурах или политических организациях. И понять простую истину, что кандидат сам не в состоянии управлять своей выборной кампанией, им, а так же их окружению, очень трудно. Идеально, когда это профессионально подготовленный специалист с достаточным опытом. Тот, кого называют руководителем кампании (не путать с начальником штаба, у которого другие задачи). Если в выборный штаб приходит команда профессионалов, то заказчикам необходимо смириться с тем, что все управление избирательным процессом на время выборов отдается в руки команды. Кандидат является самым главным ресурсом этой кампании, а не ее руководителем. Проблема зачастую не только в самом кандидате. Обычно у каждого кандидата есть так называемое окружение. Это члены семьи, партнеры по бизнесу, члены партии, соратники и другие помощники. Здесь и возникает зона конфликта. В этой ситуации опытная команда решает не бороться с проблемой нейтрализации так называемых «помощников» и окружения уже в ходе выборов. Делать это уже поздно. Можно увязнуть во внутриштабных интригах, потратить на это множество усилий, а также такого дорогого времени.

Еще одна ошибка кандидата – он полностью отдает избирательную кампанию на откуп приезжим консультантам. Преимущества таких команд – постоянное участие в выборах и то, что они не связаны корпоративными интересами с профессиональным сообществом внутри региона. Но зачастую у приезжих политтехнологов возникает искушение «откатать» программу, т.е. применить некий универсальный набор технологий, приемов в надежде получить результат. Шаблоны работают не всегда, бывает региональная специфика, которая решает многое. Еще одна немаловажная деталь: приезжий консультант отработал кампанию и уехал, мало задумываясь о том, как будет дальше строиться этика взаимоотношений его клиента с властью, обществом, прессой, соперниками. Поэтому кандидату необходимо не нарушить некий баланс сил, например, пригласить проектных менеджеров из одного места, райтеров из другого, а аналитиков и «полевиков» взять, например, своих.

Зачастую и у кандидата, и у его штаба нет определенной стратегии. План разрабатывается, исходя из ситуации в округе, из качеств и позиции кандидата и его конкурентов, ну и, конечно, исходя из ресурсов, которыми кампания располагает.

Когда нет собственной стратегии, выборная кампания ведется или хаотически, то есть случайным образом, или как ответ на действия конкурентов. В таком случае кандидат будет всегда опаздывать. Иногда кампания превращается в сплошной ответ на действия противников. При этом все забывают, что есть еще необходимость доказать избирателям состоятельность собственного кандидата. Подобный подход, конечно, к победе не ведет. Конечно, в любой грамотной стратегии закладывается реакция на действия конкурентов и на меняющуюся ситуацию в округе. Иногда учитывается ее полное изменение. Общепризнанная истина: когда ты идешь в определенном направлении, легче сменить направление движения, нежели когда ты просто стоишь или пытаешься идти во все стороны сразу. Наличие профессионалов, управляющих кампанией, обеспечивает своевременное реагирование штаба на изменение ситуации и на действия противников. Бывает, что жестко спланированная кампания оказывается ошибочной. И неспособность вовремя скорректировать свои действия также приводит к поражению.

Подчас штаб активно работает, разрабатывает и выпускает агитационные материалы, прилагает много усилий и использует много ресурсов. Однако большинство избирателей об этом ничего не знает. У кампании нет эффективного механизма коммуникации с избирателями. Проделав много полезной для избирателей работы или обладая неплохими личными и профессиональными качествами, а также ресурсами, кандидат не считает нужным рассказать об этом, полагаясь на миф «люди и так все знают». Чтобы ресурсы, использованные в реальном действии, не были потрачены зря, необходимо найти средства и на эффективное информирование об этом. Еще одна проблема – неэффективность агитаторов. Некоторые кандидаты надеются на местных приверженцев и добровольцев, не понимая, что коммуникация или агитация – профессиональная работа, которую могут выполнить только специально подготовленные люди, в том числе умеющие соблюдать дисциплину кампании. Важным элементом такой работы является обратная связь. Другими словами, действия каждого агитатора через специально организованную систему отчетности должны быть видны штабу. Это позволяет вовремя узнавать настроения и предпочтения избирателей, оценивать эффективность собственных действий, следить за тем, что делают конкуренты, контролировать работу своих агитаторов. Необходим также контроль «со стороны». Это можно сделать с помощью специальных видов исследований и специальной группы контроля. Задачи штаба и профессиональной команды сводятся не только к разработке необходимых агитационных смыслов и превращения их в агитационные материалы и информацию, но и к эффективному донесению этих смыслов и информации до каждого избирателя.

Кандидат должен понимать, что в период избирательной кампании против него ведется реальная война, прежде всего война компроматов, и он должен быть к ней готов. Обычно кампания преследует несколько целей. Во-первых, дискредитировать в глазах избирателей вырвавшихся вперед соперников, во-вторых, вывести соперников и их штабы из равновесия, заставить делать глупости и ломать график избирательных кампаний, в-третьих, придать самим разоблачителям имидж страдальцев за правду и народное дело. Как правило, атака включает в себя обнародование неприятных фактов о прошлом либо настоящем соперника. Такими фактами могут стать информация о его деловых махинациях, заведенном прокуратурой деле, измене партийным идеалам и хищении партийных денег. Если атака началась, необходимо спрогнозировать действия противника и действовать мгновенно, с опережением. Задержка с реакцией может оказаться фатальной для всей кампании. Кандидату необходимо делать свои контрходы одновременно с соперником, но при этом не выходить за пределы необходимой обороны. Слишком сильная реакция в СМИ на локальный удар может дать вашим оппонентам ненужную рекламу.

Всех возможных кандидатов в депутаты Законодательного собрания, в зависимости от тех политических и экономических ресурсов, которыми они обладают, можно условно разделить на несколько групп, каждая из которых обладает собственными плюсами и минусами

Первая – это кандидаты, пользующиеся поддержкой областной администрации и власти на местах. Во многом это упрощает агитационную работу с избирателями, однако кандидату необходимо понимать, что возможности данного ресурса в каждом отдельном избирательном округе могут быть ограничены и в условиях, когда между собой соревнуются личности, а не программы, их может быть недостаточно для того, чтобы выиграть выборы. Административный ресурс, как бы жестко он применен не был, все равно полного влияния на голоса избирателей не дает. Если кандидат уверен, что все схвачено и решено, то его могут ожидать неприятные неожиданности. Но именно из-за преждевременной уверенности в победе штаб кандидата может не заметить эффективных действий конкурента.

Вторая группа – кандидаты от политических партий. Очевидно, что региональные партийные лидеры и близкие к ним политтехнологи будут внушать кандидатам, что партийная поддержка дает им целый ряд преимуществ: возможность пользоваться партийными ресурсами – поддержкой лидеров, программой партии, участием в предвыборных акциях. Но попадание в партийный список не гарантирует победы кандидатам, проходящим по одномандатным округам, в которых избиратели выбирают человека, а не партию. В этих условиях все «партийные бонусы» оказываются достаточно эфемерными: о том, что кандидата поддержала какая-либо из партий, избиратели могут просто не узнать.

К третьей группе могут быть отнесены представители так называемого среднего и малого бизнеса. Все они – люди состоятельные, обладающие приличным финансовым и личностным ресурсом. Эту группу кандидатов можно назвать реальной альтернативой действующей власти, и они уже четко заявляют о своих претензиях. Как правило, они не одиночки, прошли через жесткую систему отбора в бизнесе и имеют связи в Москве. Причем, по своему происхождению эти лидеры и группы, как правило, не связаны с номенклатурой. Это и есть важный признак тенденции к обновлению региональной элиты. Если «красных» директоров можно сравнить с китами, то у этих кандидатов акульи повадки. Если раньше они плавали поодиночке, то теперь готовы к созданию определенных корпораций. Последние муниципальные выборы в Челябинской области достаточно сильно встряхнули региональную власть. Ушел очень сильный балласт – люди, которые себя выработали как на руководящих постах, так и на среднем уровне. И сейчас предприниматели могут стать центрами притяжения для очень многих структур.

Преимущество таких кандидатов – возможность использования именно тех ресурсов, которыми обладают одномандатники. Таких, например, как независимость, мобильность, использование собственной уникальной повестки. В то же время им следует понимать, что все их перспективы целиком и полностью зависят от того, какую стратегию ведения кампании они изберут. Если стратегия окажется верной, самовыдвиженец сумеет победить соперника, имеющего на порядок большие ресурсы, но не сумевшего распорядиться ими должным образом.

В заключение надо сказать, что многие политики ведут кампании таким образом, как будто после дня выборов их жизнь заканчивается. Часто именно такие компании, закончившиеся победой, являются причиной дальнейших поражений. Типичной ошибкой является невыполнение кандидатом обещаний, данных избирателям во время выборной компании. Пассивность кандидата после выборов означает то, что при помощи избирательной кампании он решал исключительно свои личные проблемы. Соответственно, выданный политику аванс избирателями безвозвратно теряется.

Кандидаты должны понимать, что победа на выборах – только первая ступенька в их политической карьере. От того, каким образом политик использует отведенный ему после выборов временной запас, во многом будет зависеть его судьба на следующих выборах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления