Политика Взятки: спрос и предложение

Взятки: спрос и предложение

В Челябинской области практически каждому четвертому жителю приходилось давать взятку должностному лицу. При этом одна треть тех людей, кто еще не «решал вопросы» с помощью денег, не исключает такой возможности. Таковы результаты социологического исследов

" src=

В Челябинской области практически каждому четвертому жителю приходилось давать взятку должностному лицу. При этом одна треть тех людей, кто еще не «решал вопросы» с помощью денег, не исключает такой возможности. Таковы результаты социологического исследования «Коррупция в Челябинской области», проведенного Уральским аналитическим центром. По словам его директора Артема Перехриста, коррупцию можно разделить на три вида: «бытовую» (в структурах, с которыми гражданам приходится сталкиваться постоянно), в верхних эшелонах власти и правовую, в рамках которой разрабатываются целые схемы незаконного получения средств. Социологи хотели прежде всего выяснить отношение южноуральцев к взяткам, узнать, где больше всего процветает коррупция и нарисовать портрет «реального и потенциального взяткодателя». В исследование приняли участие тысяча человек из 28 городов области. Результат оказался более чем интересным.

Как выяснилось, 57,4% жителей региона считают, что коррупция на Южном Урале в последние годы растет, 10% – что, наоборот, снижается. В Челябинске похожая ситуация: 56% человек уверены, что коррупция цветет махровым цветом, а 13,33% видят ее снижение. В Магнитогорске еще более мрачный, а может быть, и более реалистичный подход. Там рост взяточничества отметили 80% жителей, а снижение – лишь 1,67%.

Исследователи отмечают, что на рост коррупции в основном указывают наиболее обеспеченные люди, ежемесячный уровень доходов которых составляет от 10000 до 25000 и более рублей на человека. По всей видимости, остальным приходиться рассчитывать только на собственные возможности и упорство.

Вероятно, в вопросе уровня коррумпированности структур области на мнение тех и других опрошенных повлияла активная работа органов прокуратуры. В последнее время за решетку отправились десятки чиновников, независимо от своего уровня или размера получения взятки. Одни из первых громких дел – арест мэра Миасса Владимира Григориади, а затем первого вице-губернатора Челябинской области Виктора Тимашова. Оба получили реальные сроки заключения и сейчас отбывают наказание в колонии. При этом, по мнению экспертов, одни жители области считают, что такая работа прокуратуры действительно помогает бороться со взяточничеством, другие думают, что это лишь верхушка айсберга, а действия властей объясняются желанием продемонстрировать свою силу.

Треть опрошенных жителей области полагает, что «руководство региона может, но не хочет эффективно бороться с коррупцией», четверть южноуральцев – что «власть хочет, но не может эффективно бороться с коррупцией». Меньшая часть жителей области – 21,6% – согласна, что «власти области не хотят и не могут эффективно бороться с коррупцией». Только каждый десятый южноуралец разделяет точку зрения, что «руководство области хочет и может эффективно бороться с коррупцией». Однако среди жителей Челябинска такого мнения придерживаются лишь 6%, а в Магнитогорске – чуть более 1%.

Более половины жителей области (55,8%) и чуть больше – в Магнитке (56,67%) считают, что коррупцию в России искоренить невозможно; еще больше сторонников этой точки зрения в Челябинске (62%). Среди уверенных, что коррупцию искоренить возможно, больше мужчин в возрасте от 35 до 54 лет, имеющих общее среднее либо среднее специальное или техническое образование.

Сами же власти пытаются сделать вид, что могут бороться с коррупцией. Как только президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости искоренять в России взяточничество, на следующий же день в Челябинске состоялось первое заседание экспертного совета по этому вопросу под председательством спикера ЗСО Владимира Мякуша. Депутаты Заксобрания, руководители областного министерства юстиции, прокуратуры, УФСБ, налоговой службы, Общественной палаты и других организаций готовы проводить экспертизу принимаемых нормативных актов на «коррупционность». Среди инициатив региональных законодателей: обеспечить защиту тем, кто сообщает о фактах коррупции, а также неукоснительно наказывать уличенных в подобных преступлениях, исключить из Уголовно-процессуального кодекса статью 447 (по ней адвокаты и судьи относятся к категории лиц, в отношении которых принимается особый порядок производства). Кроме того, предполагается усилить деятельность контрольно-счетных палат за целевым использованием бюджетных средств В первом чтении региональный закон по обеспечению противодействия коррупции должен быть принят уже в августе.

Наиболее коррумпированными, по мнению жителей области, являются сотрудники ГИБДД – на эту службу указали 50,4% опрошенных, далее идут их коллеги из милиции – 38,2%, а замыкают тройку лидеров сотрудники военкоматов. Достаточно коррумпированными, по мнению общественности, являются сотрудники сферы образования (20,8%), в особенности в Магнитогорске (36,67%). Меньше всего взяток, по результатам исследования, берут в учреждениях бытового обслуживания и ЖКХ (6,4%), а также в областных органах власти (9,4%).

За последние год-два 42,8% жителей Челябинской области сталкивались с тем, что государственные служащие просили или ждали от них неофициальную плату. Несколько меньше таких людей в областном центре – 38 %, еще меньше в Магнитогорске – 30%. Больше всего просили или ждали вознаграждения сотрудники силовых структур, ГИБДД, милиции, прокуратуры, суда, а также служащие учреждений здравоохранения и образования. Почти половина опрошенных, у которых вымогали взятку (45,33%), признались, что давали деньги должностному лицу. 40,97% респондентов допускают для себя такую возможность.

Более половины опрошенных согласны с мнением, что практически каждый человек будет брать взятки, если ему их предложат. В Челябинске данную точку зрения поддерживает 32,66% человек, а в Магнитогорске – 70%. Над этим утверждением до сих пор спорят и депутаты Госдумы, которым было предложено принять закон о так называемом провоцировании чиновников неофициально взять деньги. Эксперты полагают, что с началом такого эксперимента за решеткой окажется солидная часть населения страны.

Осуждают тех, кто берет взятки, 60,2% от числа опрошенных, обратной точки зрения придерживаются 30,6%. Среди осуждающих взяточников больше женщин среднего (35–54 года) и зрелого (старше 54 лет) возраста.

Можно сказать, что к взяткодателям жители нашего региона относятся более лояльно, чем к взяточникам – их осуждают только 41,4% опрошенных жителей области, в Челябинске таких еще меньше – 36,67%. Это неудивительно, ведь практически каждому четвертому опрошенному (27,4%) жителю региона когда-либо уже приходилось давать взятку должностному лицу. В Челябинске проживает 26,66% взяткодателей, в два раза меньше в Магнитогорске – 13,33%. Любопытно, что 45,99% ответивших, что им приходилось давать взятки, относятся к взяточникам без осуждения, а 50,37% придерживаются другого мнения. Однако среди данной категории лишь четверть (26,28%) относится с осуждением к взяткодателям, а 67,89% лояльны к ним.

Результаты именно по этому вопросу больше всего удивили социологов и экспертов. «Как можно говорить об искоренении коррупции, что возводится в ранг чуть ли не национального проекта, когда столько людей относятся к ней без осуждения, – говорит Артем Перехрист. – Люди считают, если пошел человек во власть, то обязательно должен брать взятки, и готовы их давать. Чем меньше город, тем больше там уверены в росте коррупции, хотя случаев незаконной дачи денег меньше. Это говорит о том, что если в Челябинске можно обратиться в другую компанию, то в небольшом городке жителям просто некуда деваться». По мнению Артема Перехриста, в стране должны быть созданы условия по воспитанию жесткой нетерпимости как к взяточникам, так и взяткодателям.

Портрет взяткодателя оказался довольно предсказуемым. В основном это мужчина в возрасте 18–34 лет, имеющий среднее специальное или среднетехническое образование, с ежемесячным доходом от 2000 до 10 000 рублей на человека, чаще предприниматель (владелец мелкого бизнеса), реже студент. Такой тип людей считает, что коррупция в России растет, и власть может, но абсолютно не хочет с ней бороться. При этом искоренить взяточничество, по их мнению, невозможно. Абсолютное большинство таких людей готовы повторно дать взятку должностному лицу.

Очень похожим выглядит социально-демографический портрет потенциального взяткодателя, то есть человека, который «на лапу» еще не давал, но такой возможности не исключает. Единственным отличием является пол, – среди способных дать взятку оказалось больше женщин, но с более низким ежемесячным доходом (от 2000 до 6000 рублей).

Как отметил Артем Перехрист, результаты этого опроса должны заставить власть задуматься о развитии страны. «По портрету взяткодателей, в том числе и потенциальных, можно сказать, что эти люди сформировались в 1990-е годы, и именно на них рассчитана стратегия развития страны до 2020 года», – подчеркнул он.

Фото: Фото с сайта Pro.corbis.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления