К моде на закупки приучат «фронтовики»

Властям региона предложили воспользоваться услугами пилотного проекта единой централизованной системы отслеживания информации за торгами и аукционами. Эта задумка призвана оказать помощь контролирующим органам и заменить «глючный» официальный сайт госзакупок. Об этом на заседании штаба «Народного фронта» в Челябинске 9 декабря заявил исполнительный директор Фонда мониторинга государственных закупок и торгов имуществом проекта «За честные закупки» Антон Гетта. О том, понравилась ли эта идея чиновникам и чем может грозить отказ от сотрудничества с ОНФ, – в материале Chelyabinsk.ru.

Как напомнил перед заседанием Антон Гетта, история с тратами на охрану бывшего губернатора Челябинской области была одним из самых громких скандалов прошлого года. Московский гость еще раз подчеркнул, что одним из поводов для отставки Михаила Юревича как раз и стали необоснованные траты на личную безопасность. Эта история придала влияния самому ОНФ и проекту «За честные закупки».

В сентябре 2014 г. М. Юревич занял второе место в рейтинге самых расточительных госзакупок по версии проекта «За честные закупки». На услуги охранных агентств он планировал потратить 109 млн руб. из областного бюджета. После того, как ОНФ обратил внимание на эту несправедливость и вынудил губернатора снизить затраты до 30 млн руб., Юревич потерял свой пост.

«Поиск расточительных трат на нужды губернаторов и руководителей госкомпаний – не самоцель, – заверил Антон Гетта. – Мы работаем не только с конкретными фактами, но и предупреждаем власть. Еще одним ярким примером можно назвать аукционы на новогодние корпоративы. В прошлом году эти закупки массово проводились в августе, сегодня таких фактов мы практически не видим. Все поняли, что в наш рейтинг лучше не попадать – его результаты напрямую докладываются президенту».

Такие возможности позволили «фронтовикам» подключиться к созданию альтернативы официальному сайту госзакупок. Создатели новой системы, пилотный проект которой был презентован в Челябинске, говорят о более удобном и надежном сервисе, воспользоваться которым могут как представители общественности, так и надзорные органы вместе с чиновниками. Мониторингом госзакупок, как уточнил Гетта, уже сейчас занимаются свыше 10 тысяч экспертов. Сигналы о нарушениях будут видны и доступны даже непрофессионалам.

О том, что некоторые закупки все еще остаются белыми пятнами на карте контролирующих органов, рассказал представитель челябинского движения «IT-дозор» Дмитрий Денисов. За последние четыре месяца общественники помогли антимонопольной службе отменить 11 аукционов на сумму свыше семи миллионов рублей.

При участии организации «IT-дозор» был отменен конкурс, объявленный ЧГАА на приобретение полиграфического оборудования. В условиях конкурса содержались блокирующие характеристики, препятствующие заключению контракта для потенциальных конкурентов. В итоге заказчик, исправив нарушения, провел конкурс в законном русле. Региональный МРиЭБ также попал в поле зрения общественников при попытке закупить технику со специфическим расширением слота.

«Постороннему человеку разобраться в теме информационных технологий достаточно сложно, – отметил Дмитрий Денисов. – Для понимания всех терминов, параметров и характеристик необходимы специальные знания и опыт. Сфера IT интересует общественность в меньшей степени, нежели строительство дорог, поэтому многие заказчики пользуются ситуацией и проводят конкурсы под конкретных поставщиков».

По словам сопредседателя отделения ОНФ в Челябинской области Валерия Шагиева, случаи неэффективного расходования бюджетных средств на Южном Урале выявляются в разных сферах: здравоохранении, строительстве дорог, медицине, создании доступной среды для инвалидов и многих других. Однако у этих проблем есть обратная сторона.

«Нами были выявлены факты неэффективного расходования бюджетных в части укладки асфальта на снег, – напомнил Валерий Шагиев. – Это болезненная тема как для всей России, так и для Челябинской области. В наше поле зрения попали несколько муниципалитетов. Выяснилось, что на самом деле мало кто из них хотел сразу класть асфальт. Бюджетный процесс устроен таким образом, что конкурсы было выгодно провести сейчас, чтобы потом деньги были признаны освоенными. Сами работы при этом переносились на весну. По большому счету мы видим системную ошибку, которая ставит муниципальных глав в неловкое положение. С другой стороны, это реальная почва для развития коррупционных факторов».

Активисты ОНФ в Челябинской области выявили случаи укладки асфальта в снег в Троицке, Миассе, Кыштыме и Озерске на общую сумму свыше 20 млн руб.

Вице-губернатор Челябинской области Евгений Редин в ответ на предложение ОНФ ответил, что подобные идеи достойны рассмотрения. Осталось понять, насколько этот глобальный проект будет объективен и чем ограничен. «Поскольку ключевой фразой данного предложения является «проект», а структурированно это очень точное понятие, его необходимо разложить на составляющие и понять, что мы хотим получить в результате, – добавил он. – Только тогда можно говорить о том, применим для нас этот проект или нет».

Начальник главного контрольного управления Алексей Лошкин дал понять, что процедура общественного контроля заложена в самом законе о госзакупках, поэтому органы власти обязаны реагировать на подобные инициативы. Иначе говоря, с учетом усиления позиций ОНФ и задач губернатора по наведению порядка в госзакупках было сделано предложение, от которого невозможно отказаться.

«Я всегда говорил, что любому контрольному органу, будь то федеральное или региональное ведомство, нельзя объять необъятное, – убежден Алексей Лошкин. – Количество проводимых процедур год от года увеличивается, добавилось 11 новых способов закупки. Естественно, что проконтролировать каждую процедуру практически невозможно. Ко всем заказчикам и конкурсным управляющим по контролеру не приставишь. Поэтому любая инициатива, особенно если она исходит от специалистов, которые не включены в «пищевую цепочку», будет полезна. Если проект получит подтверждение, мы выразим признательность».

В рейтинге прозрачности госзакупок Челябинская область заняла 36-е место, показав средние результаты. Челябинск попал в число городов с базовой прозрачностью, расположившись на общем 70-м месте. Положение субъектов страны в исследовании определялось интегральной оценкой, зависящей от нескольких показателей, напрямую или косвенно характеризующих прозрачность и эффективность закупочных процедур.

По мнению челябинского политолога Александра Подопригоры, местный штаб ОНФ в последнее время набирает очки своей активностью в понятных и популярных темах: борьба с коррупцией и расточительством, защита прав попавших в трудное материальное положение земляков. Как отметил эксперт, высокопоставленные чиновники вовсе не чувствуют себя на этих встречах хозяевами положения.

«Профессиональные» политики и комментаторы все еще посматривают на бурную деятельность челябинского ОНФ слегка свысока, – написал в своем блоге Подопригора. – Мне же кажется, что идет активное формирование новых раскладов, в которых неполитические сетевые структуры и проекты, лишенные проблемной «кредитной истории» и «завязанные» на актуальную для населения «по жизни» повестку, получат серьезную фору. Сегодня это неочевидно, а завтра станет реальностью на фоне полной утраты доверия населения к прежним институциям».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter