RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Политика Выборы для карликов

Выборы для карликов

До выборов в Госдуму осталось меньше полутора месяцев, но только сейчас стали появляться первые социологические исследования рейтингов политических партий в Челябинской области. Однако эксперты призывают относиться к этим данным осторожно и делают свои пр

До выборов в Госдуму осталось меньше полутора месяцев, но только сейчас стали появляться первые социологические исследования рейтингов политических партий в Челябинской области. Однако эксперты призывают относиться к этим данным осторожно и делают свои прогнозы по прохождению тех или иных кандидатов в Государственную Думу. На основе их мнений Chelyabinsk.ru составил список наиболее вероятных парламентариев Южного Урала.

Такие разные варяги

Напомним, в середине и конце сентября прошли съезды всех политических партий, где были выдвинуты списки кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. К середине октября Центризбирком принял документы баллотирующихся и зарегистрировал списки (перечень всех кандидатов от Челябинской области по всем партиям краткие сведения о них можно скачать здесь. С этого момента стартовали предвыборные кампании у партий, которые представлены сейчас в нижней палате парламента, а «Яблоку», «Правому делу» и «Патриотам России» еще предстоит пройти проверку подписей в свою поддержку. При большом количестве «брака» кто-то из них может быть исключен из борьбы за думские мандаты досрочно.

Почти все лидеры южноуральских отделений партий положительно оценили свои итоговые списки кандидатов. Скорее всего, одна из причин для радости – небольшое количество «варягов». Так, у «медведей» единственный москвич – это завкафедрой факультета социологии и политологии Российского экономического университета Владимир Бурматов, родившийся и начавший свою политическую карьеру именно в Челябинске. Неудивительно, что еще на съезде глава региона Михаил Юревич заявил: «Предложения Челябинской области были услышаны, и список полностью поддержан. Представительство региона в Госдуме в значительной степени обновится, появились новые молодые лица. Ждем от них большей эффективности. Прошлый состав депутатов недостаточно денег привлекал в регион, даже за последний год, когда я уже был губернатором».

Необходимо отметить, что итоги праймериз были несколько иными. Маргарита Павлова поднялась со третьего на второе место, Владимир Бурматов – с 12-го на третье, а Алексей Бобраков – с 41-го на восьмое. По слухам, последний совершил столь значительный «прыжок» по личному указанию премьер-министра Владимира Путина.

По слухам, Алексей Бобраков
– личная креатура Путина

«Список очень рациональный, интересно и грамотно выстроена как первая пятерка федеральной части списка, так и региональный список, – отметила по поводу своего списка и лидер обкома КПРФ Светлана Поклоннова. – В них включены представители различных социальных групп населения, и они будут отстаивать интересы этих групп. Центральный комитет выстроил региональный список, исходя из оценок, которые мы дали, и перспектив на выборах».

По словам лидера фракции ЛДПР в Законодательном собрании Челябинской области Андрея Ткаченко, при формировании регионального списка отделение партии на Южном Урале столкнулось с репутационными издержками, связанными с уходом в Народный фронт Олега Колесникова.

«Доверие лидера партии Жириновского к нашему региону было подорвано демаршем Колесникова, – отмечает Ткаченко. – Нам потребовалось приложить усилия, чтобы его восстановить и убедить Владимира Вольфовича в том, что ЛДПР на Южном Урале готово взять на себя всю полноту ответственности за проведение предвыборной кампании. Вспомните, нам сначала Александра Лугового прислали, и он должен был в качестве «варяга» возглавить список и руководить предвыборным штабом. Мы сумели убедить Москву в том, что этот вариант не даст партии желаемого высокого процента голосов на выборах. В итоге получили вполне «боевой» челябинский список, во главе которого встали известные челябинцам члены ЛДПР – Сергей Евгеньевич Вайнштейн и я».

Собственные шансы пройти в Думу со второй позиции в региональном списке Андрей Ткаченко оценил как хорошие: «Глобальная задача – отнять у «едроссов» как можно больше голосов, – заявил он. – В целом по России оппозиционные партии должны набрать не менее 51% голосов».

Отметим, что у коммунистов и либерал-демократов «варягов» – по два человека, у ЕР, СР и «зеленых» – по одному, а у «Правого дела» и «Патриотов России» – только южноуральцы. Интересно, что если у остальных партий представители Москвы находятся в верхней части списка, на проходных (хотя бы теоретически) местах, то у «справедливороссов» москвичка Елена Джевала – на последней, десятой строчке. По словам политолога Александра Подопригоры, это характерно не только для Южного Урала.

«У эсеров во многих регионах списки очень многочисленны и «закрывались» надежными людьми из столицы, – отмечает политолог. – По закону, если хотя бы три региональные группы в полном составе откажутся продолжать свое участие в выборах – снят будет весь список партии. Это своего рода подстраховка от давления на местах, москвичей заставить написать «отказные» практически невозможно».

Самые молодые и самые эмансипированные кандидаты

Если сравнивать региональные части списков всех партий, то самый многочисленный у «медведей» – 12 человек, затем идут эсеры (десять), КПРФ и «Яблоко» (по восемь), «патриоты» (семь) и ЛДПР с «правыми» (по шесть). При этом почти все партии выдвинулись единым списком по всем четырем избирательным округам, только у ЛДПР и «Патриотов России» кандидаты разделились на две группы.

«По опыту прошлых думских выборов, деление на несколько групп приводит к тому, что ни одна из них не набирает необходимых голосов, – считает Александр Подопригора. – Это простая арифметика: если кандидату единого списка нужно 100 тысяч голосов по всей области для мандата, то двум первым номерам нужно уже каждому по 100 тысяч. От одного деления на группы количество людей, поддерживающих ту или иную партию, не удвоится».

Самые молодой список у «патриотов» (средний возраст – 36,5 лет). Ровно на год старше ЛДПР (37,5 лет), затем почти ровесники, совсем чуть-чуть не дотягивающий до сорока лет – ПД и ЕР (39,6 и 39,8). Далее идут эсеры (42,7 лет) и «Яблоко» (45,5), а самый возрастной список у КПРФ – 46,6 лет, что вполне ожидаемо, однако разница с конкурентами не столь значительна, как в былые годы.

Самый эмансипированный список у «Яблока», в нем пять представительниц прекрасного пола. У «социалистов» всего на одну даму меньше, однако их список длиннее, и если «зеленые» могут похвастать, что у них больше половины (62%) кандидатов – женщины, то эсеров их только 40%. У остальных партий по одной леди, за исключением «патриархального» списка «патриотов», где есть только мужчины.

Удивительно, но не только у «партии власти» самый распространенный социальный статус кандидатов «чиновники» и «топ-менеджеры». То же самое можно сказать про справедливороссов, коммунистов и либерал-демократов. В явном меньшинстве во всех списках рабочие и инженеры (два человека), рядовые представители науки (двое) и образования (четверо), общественники (пятеро) и правозащитники (один). Зато есть двое «временно безработных» (один – от ЛДПР, другой – от «Яблока»).

Формирующая и проигравшая социология

Александр Подопригора за полтора месяца до дня голосования опубликовал в своем блоге запись под заголовком «Поражение социологии». По его мнению, отсутствие к этому моменту опубликованных данных хотя бы одного социологического опроса о политических предпочтениях южноуральцев, говорит о том, что надобность в таких исследованиях просто отпала. Ссылаясь на газету «Ведомости», он напомнил, что в администрации президента все регионы поделены на три условные категории: для «слабых» поставлена планка минимум 50% за «Единую Россию», для «средних» – 55-60%, а для «сильных» – от 65%.

«Насколько мне известно, Челябинская область отнесена к категории «средних» (не Дагестан все-таки) и хорошим здесь будет считаться результат порядка 58-59%, – пишет политолог. – Значит, таким результат и будет: оставьте социологию социологам».

Согласен с этим мнением и политолог, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств Андрей Лавров: «Реальную социологию никто сейчас не снимает. Это довольно дорогостоящее исследование (По мнению экспертов, стоимость качественного опроса по Челябинску начинается от 100 тысяч рублей, а по области от 800 тысяч. – Прим. автора), которое при нынешней политической системе просто не нужно никому. В этом нет никакого смысла. Раньше на местах что-то решалось, шла борьба. А теперь все решает федеральный центр. Местным политикам отведена роль статистов, которые с минимальными затратами отыгрывают темы, спущенные из Москвы».

Однако по данным политолога, генерального директора информационно-аналитического агентства «Монитор» Алексея Ширинкина, исследования рейтинга политических партий проводятся регулярно. Другое дело, что полученные данные заказчики в условиях предвыборной гонки оставляют для служебного пользования, публикуется только «формирующая» или «манипулятивная» социология, цифры в которой далеки от реальности и отражают лишь «хотелки» партий.

Чуть позже в СМИ все-таки появились результаты в сразу двух опросов: независимого исследовательского центра «Маркетинга и социологии» («МарС») и Уральского социологического агентства SocioMetrika.

По данным «МарС», 53,2% избирателей отдают предпочтение «Единой России», 8,5% – КПРФ, 7,9% – ЛДПР, 6,1% – СР. «Правое дело», набрав лишь 0,5% сторонников. SocioMetrika также отмечает, что безоговорочным лидером у южноуральцев остается «Единая Россия» (45%), за ЛДПР собираются голосовать 9,79 %, за КПРФ – 7,66%, за эсеров – 5,96 %, «Яблоко» – 2,55 %, «Правое дело» – 1,49 %, за «Патриотов России» не собирается голосовать ни один из опрошенных.

«За 15 лет плотной работы в региональной политике я ни разу не слышал про эти структуры, причем про «Социометрику», отчет которой похож на текст, спешно написанный студентами второго курса к зачету, не знаю не только я, но и Google, – отметил в своем блоге Александр Подопригора. – Не буду оригинален, заметив: таким «центрам», серьезные (и дорогие) региональные исследования не поручают. Для качественной социологии нужно слишком многое: опыт, кадры, штат проверенных анкетеров в каждом районе, отработанные маршрутные листы, базы многолетних исследований, серьезные программы обработки данных, опытный, с настоящим научным образованием персонал и т.д. Все это есть в регионе лишь у пары известных и дорожащих своей репутацией структур (например, у Зырянова, Козлова или Беспечанского). Характер срочной презентации избирательным штабом ЕР «социологических исследований» выдает банальную цель: убедить руководство области в том, что бюджет кампании осваивается эффективно. Другая цель – приучить общественное мнение к мысли о бесспорной победе «Единой России», дабы результат, достигнутый 4 декабря в результате неизбежных при такой кампании манипуляций, не выглядел шокирующим. Обе задачи решаются из рук вон плохо, а собственно социология терпит новое болезненное поражение».

Наиболее вероятный список будущих депутатов Госдумы от Челябинской области:
1. Белоусов В., ЕР
2. Кретов А., ЕР
3. Колесников О., ЕР
4. Бобраков А., ЕР
5. Вяткин Д., ЕР
6. Мотовилов А., ЕР
7. Панов В., ЕР
8. Вайнштейн Сергей, ЛДПР
9. КПРФ: Некрасов А. / Никитчук И. / Куркин К.
10-12. Бурматов В./ Шагиев В./ Гартунг В., СР / Некрасов А., КПРФ / Никитчук И., КПРФ / Куркин К., КПРФ / Ткаченко А., ЛДПР / Журко В., ЛДПР

Мы попросили экспертов высказать свою точку зрения на шансы партий на предстоящих выборах, но не просто называя примерные проценты голосов, которые они могут получить, а попытавшись спрогнозировать будущий список депутатов Госдумы от Челябинской области (См. таблицу).

Если исходить из того, что Южный Урал не изменит количество своих представителей (12) в нижней палате парламента (зависит от явки, и, по слухам, Москва могла увеличить квоту на одного депутата), то по единодушному мнению экспертов «ЕдРо» способно взять от семи до девяти мандатов.

«Любопытно, как будет вестись теперь избирательная кампания «Единой России» с Медведевым вместо Путина в качестве лидера списка, – задается вопросом Александр Подопригора в своем блоге. – Региональные элиты, похоже, попали в политическую ловушку. Понятно, что ухудшение результатов «Единой России» 2007 года в любой области, городе или районе может трактоваться как поражение и недееспособность главы. Но и превышение (и даже сохранение) этого уровня может рассматриваться как нелояльность и почти диссидентство. Партия, лидером которой остается будущий президент Путин, не может набирать под руководством бывшего президента Медведева больше голосов, чем при прежнем президенте Путине в 2007 году. Так что в опалу попасть можно в любом случае, и эта опала гарантирована тем главам и руководителям кампании, от которых уже принято решение избавиться и которые поведут себя неправильно. Владимир Путин прекрасно отдает себе отчет в том, что результат выборов 2007 года, превзойти сегодня, во-первых, нереально, а во-вторых, незачем. Ставить на уши страну и избиркомы ради сомнительного удовольствия лицезреть липовый триумф постылой партии – значит ронять личный авторитет «национального» лидера. Вот пусть Медведев и добивается этой сомнительной победы, ставя на уши страну и вызывая дикое отторжение у народа. И возится потом с плодами этой «победы» и с этой партией: он ведь больше не член «тандема», а рядовой кандидат в премьеры».

Эксперты также почти единогласно считают, что первая тройка списка – Михаил Юревич, Маргарита Павлова и Олег Лукин – откажутся от своих мандатов и выступят, скорее, в роли «паровозов». Глава региона – за счет своего личного высокого рейтинга, а детский обмудсмен и главврач кардиоцентра – как представители иных социальных групп, кроме «чиновники», «депутаты», «предприниматели» и «топ-менеджеры», которым изобилует список «партии власти». Несмотря на 12-е место в «зоне риска» Валерия Панова, никто из политологов не сомневается, что он, скорее всего, продлит свои полномочия депутата за счет отказавшихся в его пользу от мандата (если «медведи» наберут небольшой процент и только семь мандатов) Владимира Бурматова или Валерия Шагиева.

«Пока сложно оценить «цену мандата» в голосах, и несколько непрофессионально говорить о конкретных персонах в качестве будущих депутатов, – отмечает Алексей Ширинкин. – Однако, например, если Сергей Вайнштейн хорошо вложится в кампанию, то вполне по силам за счет стабильного электората ЛДПР получить одно-два места в Думе. Для того чтобы развернуться, полутора месяцев вполне достаточно, хотя никаких сигналов к этому пока не видно».

С ним согласны и другие эксперты, отмечая, что максимальный результат, на который могут рассчитывать либерал-демократы, – это три мандата. В этом случае самыми вероятными претендентами на кресло в ГД кроме Вайнштейна являются Андрей Ткаченко и Василий Журко.

Шансы коммунистов оцениваются аналитиками также в один-три мандата, при этом они почти единогласно замечают, что лидер списка и обкома КПРФ Светлана Поклоннова вряд ли на самом деле претендует на то, чтобы работать в нижней палате парламента.

Коммунист Куркин
может обогнать двух «варягов»

«Поклонновой для статуса регионального партийного лидера вполне достаточно мандата Законодательного собрания Челябинской области, – отмечает Александр Подопригора. – На большее у нее самой нет ресурсов. Трудно сказать, претендуют ли реально «варяги» Некрасов и Никитчук на мандаты или включены в список только для того, чтобы «запрятать» реального претендента Константина Куркина, который известен своей неоднозначной биографией».

Единственной интригой предстоящих выборов сразу несколько экспертов назвали «Справедливую Россию». Например, Алексей Ширинкин отмечает, что пока это «темная лошадка», и уровень протестных настроений достигает 30%. Этим и могут воспользоваться эсеры, которые также способны привлечь под свои знамена консервативный электорат, который все-таки устал от все тех же лиц в «ЕдРо». Но даже несмотря на то, что «СР» имеют хорошую поддержку в регионе, злую шутку может сыграть низкий общий процент по России, тогда Челябинской области может просто не достаться мандата.

«Тут многое зависит от Москвы, могут быть даны самые разные команды, – считает Ширинкин. – Валерий Гартунг имеет хорошие шансы продлить свои депутатские полномочия, но чтобы рассчитывать на два-три мандата, придется пойти на конфликт с командой губернатора, что вряд ли произойдет, учитывая зависимость бизнеса Валерия Карловича от главы региона».

Эксперты не дают «малым» партиям региона даже гипотетического шанса на то, чтобы заиметь своего человека в Госдуме. На это могло рассчитывать «Правое дело», но с уходом из проекта Михаила Прохорова можно забыть о столь грандиозных планах. В целом, по мнению Александра Подопригоры, Москва выстраивает такую систему, когда партий в парламенте будет много, но все они будут карликовыми. Поэтому по несколько мандатов есть шанс получить даже у нынешних «малых» партий. С ним не согласен Алексей Ширинкин: «Это была бы очень логичная, разумная система для кремлевских менеджеров. Однако пока не видно никаких признаков таких планов, а они уже должны были бы проявиться по тем или иным мелочам. Пока непарламентские партии никак не выходят на 5-процентный барьер».

Большинство аналитиков также отмечают, что предвыборная кампания в целом проходит практически незаметно: «Я как избиратель не вижу никакой агитации, – заявил Александр Подопригора. – Заметна только «Единая Россия», но только со страшными газетами с портретами губернатора во всю полосу. Это очень схематичный, оторванный от жизни, подход. Реально он не добавляет очков ни губернатору, ни партии, да и в целом не сильно вдохновляет избирателей. Никто сейчас не делает ставку на агитацию, это просто лишнее при таком административном ресурсе. Власть все больше делегитимизируется, уходит в сферу, где не имеет реальной поддержки населения».

Фото: Фото с сайта Сhelyabinsk.er.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления