Политика Андрей Андриянов, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО: «Негоже, когда представители разных властных структур начинают выяснять отношения на публике»

Андрей Андриянов, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО: «Негоже, когда представители разных властных структур начинают выяснять отношения на публике»

Бывший историк и «силовик» Андрей Андриянов уже полтора года представляет президента и полпреда в УрФО в Челябинской области. За этот срок ему пришлось поработать с двумя губернаторами, двумя созывами Законодательного собрания и побывать почти во всех городах региона. О том, как прошла смена областной власти, кто виноват в бойне на «Торнадо», о переносе органа и городском боре, а также немного о русском роке, исторической литературе и биатлоне главный федеральный инспектор рассказал Сhelyabinsk.ru.

Андрей Сергеевич, позвольте начать с провокационного вопроса. Многие считают, что должность федерального инспектора это некая политическая пенсия, так ли это?

– Хороший прием в журналистике – «есть мнение». Интересно, чье это мнение? (Лукаво улыбается.) Тот, кто его высказывает, вряд ли сможет назвать какие-то реальные примеры. Я противоположные приведу: Николай Александрович Винниченко (полпред УрФО. – Прим. автора) – бывший главный федеральный инспектор по Санкт-Петербургу, замминистра МВД Школов – бывший главный федеральный инспектор в Ивановской области, вновь назначенный начальник следственного управления по Москве и Московской области был главным федеральным инспектором в Краснодарском Крае. Такие примеры даже не требуют дополнительных разъяснений, что это далеко не конец карьеры.

Как на вас лично повлияла эта должность? Распорядок дня сильно изменился?

– Безусловно, поменялся. Особенно в первое время, когда только формировал свою команду, которой, по сути, не было. Приходилось большую часть работы делать самому. Соответственно, это отражалось на графике. С очень раннего утра до позднего вечера приходилось трудиться. Когда дееспособная команда была сформирована, появились сотрудники, которые стали оказывать помощь в бумажной рутине – больше стало времени. Появилась возможность использовать его более рационально, в том смысле, что теперь можно было увеличить количество своих передвижений и по городу, и по области.

Кстати, еще «есть мнение». Говорят, что вы гораздо чаще своего предшественника на этом посту бываете в командировках… Нравится такой ритм работы?

– Находясь только в областном центре, не всегда имеешь представление о том, что действительно происходит. Да, есть документы, есть цифры, характеризующие развитие муниципалитета или района. Но практика показывает, что, когда приезжаешь, общаешься с людьми, беды и проблемы просто на поверхности обнаруживаются. А главное – пути их решения возникают в результате живого общения с людьми.

В 20 территориях работают общественные приемные полпреда. Как раз они замыкаются на федерального инспектора. Выездные приемы провожу. Одно дело, когда есть официальный документ, написанный чиновником. И совсем другое, когда приходит человек и сам рассказывает все. К сожалению, часто сталкиваюсь с тем, что отписали «сделано», а когда к заявителю обращаюсь, ничего нет. Только на бумаге.

Правда, Челябинская область очень большая – 316 муниципальных образований. Какие расстояния до Аши, Троицка, Нязепетровского района, Бредов… Физически нет возможности побывать везде. Даже во всех 43 районах не был пока, но «болевые точки» и крупные промышленные центры посетил. А вот некоторые сельские территории – все, что южнее Магнитогорска, – до сих пор, к сожалению, не удалось. Хотя две трети населенных пунктов абсолютно точно объездил.

Сейчас модно среди чиновников самим садиться за руль… К таким страстным автолюбителям не относитесь?

– Нет, я точно не из этой категории. И вообще, если за рулем доехать до Аши, желание не очень большое будет с кем-то общаться. Я глубоко убежден, что каждый должен заниматься своим делом, а профессиональный водитель, кроме прочего, отвечает за мою и свою жизнь. Служебная машина есть, конечно, но личного транспорта, не поверите, до сих пор нет.

А как ваша семья устроилась в Челябинске? Где любите бывать все вместе?

– Семья нормально адаптировалась, школа нравится ребенку. А гулять любим в лесопарковой зоне, центральной части. За то время, что провел в Челябинске, привык к городу. Честно скажу, уезжая куда-то, всегда с превеликой радостью возвращаюсь. Челябинск имеет свою какую-то внутреннюю суть. С одной стороны, город мастеровых, с другой – тут ощущаешь себя, несмотря на торчащие в небо трубы, абсолютно уютно. Идя по проспекту или сворачивая на улочки типа Кировки. То есть идешь по городу, который тебе нравится, причем не только в солнечную погоду, а даже когда идет дождь.

Мне есть с чем сравнивать, поверьте, и Челябинск мне нравится. Город, в лучшем понимании этого слова, провинциальный. Добрая, хорошая провинция. А вот ту столичность, которая присутствует сейчас в Екатеринбурге с его огромными зданиями-аквариумами, мне не понять никогда. У нас центральная часть города, к счастью, строилась в 1950-60-е годы, она по сути классическая.

Чуть больше года назад вы уже давали интервью нашему сайту и подчеркивали, что пока рано подводить итоги работы как вашей, так и всего института полпредства. Теперь системе уже десять лет, а у вас за плечами полтора года в должности главного федерального инспектора. Все-таки что удалось сделать? Что из этого самое главное, на ваш взгляд?

– Удалось выстроить совместную работу с органами власти всех уровней. За эти полтора года не просто наладили отношения, появился некий совместный алгоритм действий при решении вопросов. Если возникает какая-то проблемная ситуация, и необходимо мое вмешательство, то подключаются и областная, и муниципальной власти, и федеральные структуры. При необходимости – выход на полпреда и непосредственно в Москву. Это один из главных результатов, он важен для разрешения конкретных ситуаций.

Одна из основных задач федерального инспектора – координация. На территории Челябинской области порядка 40 федеральных структур. Все контактируют между собой, городскими и областными властями. Безусловно, в этих контактах возникают ситуации, которые требуют вмешательства. Зачастую о них даже не известно широкой общественности. Из того, что озвучивалось, проблемы, возникающие с министерством обороны, отоплением, энергетикой, общественным транспортом. Например, известная ситуация с арестом автобусов. Я пригласил все стороны: область, город, судебных приставов, налоговую инспекцию. Все сели за один стол и пришли к пониманию, распределили, кто что делает. Люди от всех этих разбирательств не должны страдать, автобусы обязаны выйти в рейс, чтобы жители на остановках их не ждали. Да и негоже, когда представители разных властных структур начинают выяснять отношения на публике. Где-то приходится мягко убеждать, где-то – стучать кулаком по столу.

Но,кроме того, в Челябинской области реализуются почти 30 поручений президента и порядка 150 поручений полпреда в УрФО. Контролирующих органов-то достаточно, моя задача – помочь в их реализации. Хотелось бы, чтобы большему количеству южноуральцев можно было помочь. В самых различных аспектах. Конечная цель всех поручений – качественно улучшить жизнь человека.

Или взять те же цены на продукты питания. Цены ведь не просто мониторятся, надо четко и ясно понимать, как это отразится на жизни людей. Одно дело говорить, что у нас все нормально, а другое – приезжать и видеть, что буквально на ровном месте из-за спекуляций или нерадивости кого-то взлетели цены…

Да, все решить невозможно. Но вот то, что удалось… Было поручение по ветеранам Великой Отечественной войны – обеспечить жильем всех, кто встал на очередь до марта 2005 года. Областью и муниципалитетами в установленные сроки все сделано. А вопрос ведь непростой, особенно в крупных городах. Потому что мы все прекрасно понимаем, что за выделенные деньги – 960 тысяч рублей – не очень просто найти однокомнатную квартиру. По транспортной инфраструктуре тоже есть положительные результаты. Все прекрасно видят, что появляются новые развязки, улучшается качество дорог.

Кое-что не удалось решить. Вернее, внесены корректировки в связи с кризисом, уменьшено финансирование ряда программ. По тем же приоритетным национальным проектам.

Вам удалось поработать и с двумя южноуральскими губернаторами, вы наблюдали смену региональной власти. Насколько эффективно это произошло? Сохранена ли преемственность?

– Эффективность власти, в том числе и в плане преемственности, надо оценивать по конкретным делам. То, что за последние полгода не произошло серьезных сбоев в работе правительства, говорит о том, что передача власти прошла достаточно нормально. В отличие от ряда регионов, в том числе и от наших соседей, когда процесс формирования правительства затягивался, у нас все было достаточно быстро.

Из большой политики бывший глава региона по определению не может уйти. А Петр Сумин – тем более, учитывая его огромный опыт управления регионом, политические связи, да и вес, авторитет. Поэтому вполне логичный шаг назначить его куратором главного управления по работе с полномочным представителем. Такая практика в стране уже есть. Основная задача этого подразделения – информирование губернатора о том, что происходит в Челябинской области именно в привязке поручений президента и полпреда в УрФО.

Завершилась и смена политической элиты с выборами нового созыва Законодательного собрания. Вы провели 10 октября на работе, как, впрочем, и день голосования на мартовских муниципальных выборах…

– Это распоряжение по всему аппарату полпредства, день выборов – рабочий. Многие структуры осуществляют контроль на выборах: милиция, прокуратура, избирком. Я опять же координирую эту работу, в том числе по обеспечению безопасности в целом.

Любое чрезвычайное происшествие в день выборов может так или иначе отразиться на их итогах. Любое – от техногенного до природного... Поэтому, собственно, я и задачу силовикам ставил – сделать все, чтобы у людей была возможность без каких-либо проблем осуществить свое конституционное право. Чтобы не помешало ничего – ни отключенное электричество, ни снег на дорогах.

В последнее время активно обсуждается инициатива Дмитрия Медведева по реформированию правоохранительных органов и проект закона «О полиции…». Вы как бывший силовик тоже считаете, что изменения назрели?

– Нет в России человека, который сказал бы, что реформирование не нужно. Но большая часть людей, которые обсуждали закон, упор делали на внешнюю сторону, на название «полиция». Это из той же категории, что, мол, давайте «Ладу Калину» назовем «Мерседесом» и в техпаспорте так напишем. Но машина только от этого не станет «Мерседесом». Как минимум надо поставить новый двигатель, изменить салон, дизайн… Вот тогда она будет другой. То же самое и будущая полиция. Главное-то – содержание работы.

Во-первых, как подчеркнул президент, это эффективность работы. Юридическое понятие безопасности – состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. Вот когда такое состояние есть, значит, милиция или в будущем полиция работают. Когда человек идет по улице вечером, например по проспекту Ленина, в 23:00 и ощущает себя в безопасности. Когда он сворачивает на проходные улицы, и это ощущение не пропадает.

Второй момент – это прозрачность, которая формируется общественным контролем. Чтобы люди четко понимали, за что они платят налоги. А уже внешняя оболочка – название, жетоны, зачитывание прав и все остальное – это то, что позволит улучшить работу. В том числе и по прозрачности, чтобы было понятно, кто перед тобой, что из себя представляет.

Работа предстоит не на один день. В Челябинске гарнизон милиции почти 25 тысяч человек, включая патрульно-постовую службу, сержантов… Это огромная машина. Предстоит серьезное сокращение, почти 4000 сотрудников, и, по большей части, это не пожилые люди. Моя задача заставить... вернее, помочь этой огромной машине изменить качество своей работы.

Все еще на слуху и бойня на рок-фестивале «Торнадо», где силовики проявили себя не лучшим образом. Какие выводы сделала региональная и федеральная власть из этой истории?

– Тщательный разбор полетов проведен, и картина причин уже имеется. Это, в первую очередь, недоработка силовиков. Недаром возбуждено уголовное дело, увольнения были, дисциплинарные взыскания. Когда в течение суток люди, скажем так, не совсем добропорядочные, собирались, и об этом не знать… Это говорит о качестве работы оперативников криминальной милиции.

Второй момент – в привязке к действиям городских властей. Есть опыт московский: все рок-фестивали проводятся на территориях, не ограниченных ни лесом, ни горами. Вот в Тушино на взлетной полосе они собираются, и можно большое количество людей контролировать. А миасская мэрия не проявила настойчивости. Коммерсанты ставят силовиков в известность, что начали продавать билеты, и только тогда просят разрешение. В этом случае можно было бы принять жесткое решение: рассчитывайтесь с людьми сами, мы вам не разрешаем проводить мероприятие. Этого сделано не было.

Третий момент – «темные силы», которые инициировали «показательные выступления». Там, где органы власти отходят на второй план, появляются силы, которые начинают выполнять их функции. Вакуум власти…

Что у нас в Миассе происходит в последние годы, сами знаете. Междоусобные войны в муниципалитете привели к тому, что появились люди, которые захотели показать, кто в городе хозяин.

Да, конфликт бытовой был. Но это не причина, а повод. Наказание должно быть справедливым. Пострадало больше 40 человек – за это по всей строгости закона должны получить участники побоища, а кто организовал – еще больше.

Еще один момент – почему мы попали в федеральные СМИ? Да потому, что глава города, не зная ни причин основных, ни самих событий происшествия заявил о скинхедах. И Челябинская область через несколько часов попадает в информационную повестку дня. Когда такое количество скинхедов, понятно, возникает вопрос: что у нас тут в плане экстремизма творится? Прежде чем делать такие заявления, нужно иметь серьезные основания, а потом за это как минимум нести ответственность. Уроки извлекли все, уроки серьезные.

Что вы думаете по поводу строительства «второго транспортного коридора» через городской бор?

– Пока есть намерения построить дорогу, и есть некая озабоченность тем, как это будет делаться. Ясно, что дорога необходима. Это ощущают сами жители города. Весь вопрос: где она пройдет и пострадает ли при этом бор. Практика показывает: нельзя принимать столь серьезные решения без того, чтобы экологи не оценили проект, а общественность не высказалась. Это ситуация из категории, которая требует обязательных общественных обсуждений. Нужно взвесить конструктивные предложения с обеих сторон.

Нельзя просто сказать: «не стройте». Дорога нужна. Но только из экономических соображений ее прокладывать тоже нельзя, городские и областные власти это прекрасно понимают.

Плохо, что на таких острых темах отыгрывается немалое количество людей, которые пропиарились, показались в телеящиках перед выборами, а потом мы их не видим и не слышим. Завтра у них уже другие интересы, послезавтра – третьи. С другой стороны, есть люди, которые действительно искренне переживают, с ними и нужно разговаривать. Потому что с теми, кто рейтинг зарабатывает, нельзя ни о чем договориться. Это просто не в их интересах.

А как вы оцениваете эффективность новой региональной власти в ситуации с челябинским органом?

– С этой историей столкнулся еще до того, как сменилась региональная власть. Проблема такая, что при ее решении нельзя довольными оставить всех. Русской православной церкви хотелось бы, чтоб переезд состоялся быстрее. С другой стороны, тем, кто считает, что орган может пострадать, хотелось бы этот вопрос дольше держать в плоскости обсуждения.

Храм и органный зал не существуют сами по себе. Они должны быть для людей. Мы исходим из того, сколько у нас верующих и сколько человек хотят слушать органную музыку. Слово «защита» предполагает, что оппонирующая сила пытается что-то уничтожить. «В защиту храма» и «В защиту органа». Но приемлемое решение, какой-то компромисс всегда можно найти. И пока ситуация развивается нормально, проходят службы и концерты по очереди, никто не торопится с демонтажем инструмента.

Давайте напоследок немного о личном, Андрей Сергеевич. В своих прошлых интервью вы не раз говорили, что главное ваше увлечение – работа. Все-таки как отдыхаете?

– Отдых – это смена занятий. Самое положительное в моей работе – нет рутины, каждый день новые впечатления. Я не страстный собиратель чего-либо, не рыболов: для этого просто нет времени. Самая большая страсть – работа. К сожалению для моих близких и к счастью для меня.

Люблю авторскую песню, русский рок. Митяева, «Машину», «Чайфов», весь свердловский рок. Из относительно новых… «Агата Кристи», особенно первые альбомы. В свое время учился в музыкальной школе и играл на клавишных в рок-группе, сейчас все еще играю на гитаре.

Кстати, слышал песни из проекта 74.ru «Легенды Челябинской музыки». Больше всего понравилась песня «Заповедные места» и клип на нее, снятый на Кировке. «Ариэль» – это вообще воспоминание из детства, юности. У старшего брата была виниловая пластинка с фотографией тогда еще молодых музыкантов. Очень модные джинсы, болоньевые и кожаные куртки. Ярушин в очках с модной тогда оправой... Всегда любил их слушать.

Люблю читать. Нет возможности ходить по магазинам и знакомиться с книжными новинками. Беллетристику удается читать только на отдыхе, на пляже. Акунин очень нравится из ненаучной литературы: изложение и трактовка исторических событий достаточно интересны (я сам историк по образованию). Люблю Булгакова, «Мастера и Маргариту» особенно.

Из последнего, что прочитал: Лев Гумилев «От Руси до России». Когда учился, только-только появлялись новые-старые взгляды на историю, репринтные издания: Соловьев, Ключевский, Костомаров, Карамзин… Их стало возможным не только в библиотеках читать. А вот Гумилева стали только в 1990-е публиковать.

А спортом занимаетесь? К болельщикам себя причисляете?

– Смотреть люблю биатлон. Не фанат футбола или хоккея, но и не из тех, кто принципиально против них. Люблю зимние виды… Если бы была возможность посетить Ханты-Мансийск в следующем году, где будет чемпионат мира по биатлону, то воспользовался бы этим с удовольствием.

В юности занимался лыжными гонками, а в последние годы не занимался спортом совсем, поскольку опять же – нужно время. Физкультура – это да, когда есть возможность – тренажерный зал, любая нагрузка, не требующая специальной подготовки. На беговых лыжах с удовольствием иногда катаюсь, но на них без подготовки можно шагом хотя бы пойти, а просто встать на горные и поехать не получится. Друзья так или иначе затащат этой зимой: жить в Челябинской области и не кататься на горных лыжах – это, наверное, неправильно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления