Недвижимость Девелоперы уходят в консалтинг

Девелоперы уходят в консалтинг

Представители челябинского девелопмента задумались о смене вида деятельности. В условиях кризиса массово продавать свой бизнес девелоперы пока не спешат, но его возможную коррекцию не исключают. На вопрос, куда податься девелоперу в кризис, они дают ответ: в консалтинг

Одной из первых вариант консалтинга начала рассматривать первая девелоперская компания Челябинска «Энергоинвест». Из-за известных экономических сложностей компания приостановила свои новые проекты. Генеральный директор «Энергоинвеста», полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов России по Челябинской области Виктор Лебедев видит в этом возможность попробовать себя в другом виде бизнеса. По его словам, до 80% построенных в Челябинске офис-центров не имеют четкой концепции, но из-за повышенного спроса даже такие площади расходились довольно быстро. Однако с наступлением кризиса конечный потребитель будет ориентироваться прежде всего на качество объекта. Отсюда возникнет и необходимость в реконцепции «слабых» проектов коммерческой недвижимости. Одним из главных преимуществ перед другими консалтинговыми компаниями Виктор Лебедев называет практический опыт работы с коммерческой недвижимостью.

«Спрос на консалтинг, безусловно, будет, – уверен глава «Энергоинвеста». – И прежде всего – со стороны компаний, которые подбирают для покупки проекты, готовясь к экономическому подъему после кризиса. Дни, когда самонадеянно подходили к вопросам формирования портфелей строительных проектов, безвозвратно ушли в прошлое. В Челябинске качественных проектов мало, прежде всего из-за непродуманной концепции. Многие объекты и вовсе не подлежат реконцепции – нужно все сносить и строить заново. К сожалению, мы так и не реализовали SPV (special purpose vehicle, «компания спецназначения» – прим. авторов) – когда созданное предприятие выступает акционером, инвестором и девелопером. Это более продвинутая форма работы, из-за кризиса нам не удалось осуществить создание такой компании. Но были проведены переговоры по поводу строительства объектов именно по такой схеме – с финансовой точки зрения это намного удобней, особенно для крупных проектов».

Директор компании «Плаза девелопментсервис» Дмитрий Агапкин добавляет, что девелоперам сегодня не приходится говорить о какой-либо рентабельности своего бизнеса. Поэтому консалтинг становится довольно привлекательным направлением. «Из бесед с коллегами я понимаю, что некоторые из игроков рынка сейчас активно идут в консалтинг, – говорит Дмитрий Агапкин. – Это дает возможность поделиться накопленным опытом, сократить свои затраты и в тоже время получить доход. Однако я считаю, что радикальной перестановки сил на рынке консалтинга из-за этого не предвидится. Сегодня компании замораживают или приостанавливают разработку новых проектов. Как правило, доводят работу до состояния, позволяющего получить разрешение на строительство объекта, и в таком виде выставляют на продажу».

Директор агентства коммерческой недвижимости E.R.A. Сергей Еремеев соглашается с тем, что услуги консалтинговых компаний с наступлением кризиса будут особенно востребованы. После Нового года заполняемость офис-центров может упасть, отток аренадторов, по мнению Сергея Еремеева, может составить до 20-30 процентов. И здесь практический опыт реализации проектов у девелоперов будет как нельзя кстати. Однако эксперт добавляет, что из-за высокой конкуренции, а также присутствия в Челябинске федеральных и местных консалтеров, войти на этот рынок будет сложно. «Поэтому, на мой взгляд, логичней сегодня заниматься не консультированием, а предлагать услуги управляющих компаний. Пока же у нас владельцы офис-центров обходятся силами собственных УК, и часто это люди без должного опыта и достаточного понимания рыночной ситуации. Грамотная управляющая компания сделает все, в том числе и «подтянет» концепцию. Есть примеры по другим городам России, когда опыт девелоперов в консалтинге становился неудачным. Причина простая: у девелоперов был опыт работы только с собственными проектами. Они могли увидеть свои недочеты, но при этом не обладали широтой практических знаний, которые есть у брокеров, работающих с проектами разных собственников».

Антонина Лаптева, Марина Григорьева

Антонина ЛАПТЕВА, Марина ГРИГОРЬЕВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления